Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ПОНИМАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ КОРРЕКЦИИ: КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩИМ ОБУЧАЮЩИМСЯ

Сидоренкова А.В. 1
1 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
1. Акимов А.И. Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. №7. Т. 8. С. 31–38.
2. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учеб. пособие. СПБ.: Питер, 2009. 65 с.
3. Школьная неуспеваемость: психолого-педагогические причины и пути преодоления: учебное пособие / М.Г. Харитонов и др. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. 67 с.

Нередко обучающиеся сталкиваются с проблемами, которые препятствуют их успеваемости в школе. Например, это может быть связано с поведением, неспособностью к обучению или финансовыми трудностями. Обучающиеся также нередко испытывают трудности, даже когда у них достаточно ресурсов и поддержки. У них могут быть частые проблемы с дисциплиной, отсутствие мотивации или другие психологические барьеры, которые мешают им добиться успеха в школе.

В современных толковых и педагогических словарях учебная успеваемость определяется как необходимая степень усвоения предметных знаний, навыков и умений, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, точности, прочности и сознательности, в отличие от неуспеваемости, которая характеризуется как ситуативное или устойчивое отставание школьника в освоении учебного материала по одному или нескольким предметам программы [3, с. 5].

К категории неуспевающих относятся обучающиеся, которые по каким-то причинам обладают уровнем знаний умений и навыков ниже определенного минимума. В числе неуспевающих могут оказываться и одаренные, неординарные дети [3, с. 10]. В данной ситуации учителям и педагогам-психологам необходимо как можно скорее начать и впоследствии завершить процесс коррекции неуспевающих обучающихся.

Коррекция – это процесс, в котором обучающиеся, испытывающие трудности, в зависимости от их проблемы, получают дополнительную поддержку от учителей и педагогов-психологов. Довольно часто неуспевающие обучающиеся испытывают трудности с окружающей средой и неспособностью справляться со школьными стрессами, то есть, необязательно должно быть так, чтобы у них отмечался низкий уровень способностей. Исходя из этого, важно отличать такие понятия, как «педагогическая коррекция» и «психологическая коррекция».

Педагогическая коррекция – это устранение причин неусвоения знаний и затруднений в учебной деятельности на основании данных наблюдения и анализа продуктов деятельности школьников [2, с. 10]. Психологическая коррекция – это направленность психологических воздействий на конкретные психологические структуры с целью изменения определенных психологических показателей для полноценного развития и функционирования индивида [2, с. 11].

Знание психологических особенностей обучающихся, испытывающих различного рода трудности, может помочь педагогам разработать успешный, индивидуальный план коррекции. Как правило, у таких обучающихся отмечается низкая самооценка. Также некоторые из них могут испытывать тревогу, хотя у них есть потенциал для достижения успеха. Довольно часто у них возникают проблемы с поведением и дисциплиной. Неуспевающие обучающиеся, которые не привержены учебе, склонны сдаваться и прекращать попытки.

Единой схемы для коррекции обучающихся, испытывающих трудности в обучении, не существует, поскольку педагогам важно понимать индивидуальные потребности каждого обучающегося и оказывать помощь, соответствующую его причине неуспеваемости, а также следить за положительной динамикой. Коррекция может осуществляться посредством индивидуальных или групповых занятий, в зависимости от ситуации и возможностей.

К основным причинам, которые могут привести к неуспеваемости, относятся:

1. психологические (например, недостаток в развитии учебной мотивации);

2. биопсихические (например, наследственные, врожденные и приобретаемые в онтогенезе недостатки физического развития);

3. педагогические (например, качество организации педагогического процесса);

4. социальные (например, совокупность негативных факторов, связанных с социальной микросредой и обществом в целом) [3, с. 12–13].

В коррекционной работе важно четкое сочетание задач как когнитивного, так и эмоционально-личностного развития. Она должна представлять собой два взаимодополняющих блока: первый блок составляют приемы и методы, которые направлены на развитие и коррекцию дефицитарных высших психических функций, второй – подразумевает коррекционную работу, направленную на закрепление раскрытых возможностей ребенка [1, с. 36–37].

Таким образом, психологические основы коррекции жизненно важны для понимания индивидуальных потребностей каждого обучающегося и предоставления помощи, соответствующей его потребностям. Это может быть сделано посредством индивидуальных или групповых занятий, направленных на преодоление определенной причины неуспеваемости. Также важно наблюдать динамику изменений, проводить диагностику прогресса.


Библиографическая ссылка

Сидоренкова А.В. ПОНИМАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ КОРРЕКЦИИ: КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩИМ ОБУЧАЮЩИМСЯ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2023. – № 15. – С. 57-58;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=788 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674