Наша работа посвящена изучению современных подходов к определению значения и условий формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Мы провели теоретический анализ ряда исследований, которые позволили нам определить современное определение понятия «нравственное воспитание» в дошкольной педагогике, выявить наиболее эффективные условия для формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Как убедительно подтверждают результаты психолого-педагогических исследований, формирование у детей дошкольного возраста положительных взаимоотношений со сверстниками является одной из главных задач в воспитании личности ребенка-дошкольника.
Данная проблема относится к вопросам, связанным с нравственным воспитанием дошкольников. Значение нравственного воспитания, воспитание нравственного сознания у детей заключается в том, что этот процесс является важным ключом к пути формирования дружеских, партнерских взаимоотношений, воспитания нравственных норм и правил поведения.
По мнению Ж. Аманбеккызы, У.Б. Ибрагимова, Р.Т. Мейрбекова, Г.А. Умирзахова процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка [1].
Такой целенаправленный процесс формирует у подрастающего поколения высокое сознание, нравственные чувства и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали, что является немало важным для формирования положительных межличностных взаимоотношений между детьми.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность, только благодаря их чувственному освоению ребенком. Процесс нравственного воспитания является наиважнейшей целенаправленной составной частью формирования нравственных чувств и поведения в соответствии моральными принципами у детей старшего дошкольного возраста.
В свою очередь, нравственное поведение – это формирование нравственных поступков нравственных привычек. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение.
Как указывают исследователи для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.
Поступок характеризует отношение ребенка к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников.
Такие процессы как общение и совместная деятельность детей дошкольного возраста в группе сверстников – важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу. Направленность переживаний ребенка на себя или на другого, определяет характер его отношения к сверстнику, вносит в него (отчуждение – это значит отдаление), доброжелательность, гуманность.
Исходя из исследований, мы выделили эффективные условия формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, благодаря которым наиболее успешно решаются образовательные задачи.
В работе Л.Н. Башлаковой изучено влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей. В исследовании подчеркивается важность отношения между воспитателем и воспитанником, что является немаловажным аспектом для положительных взаимоотношений и между сверстниками детей, поэтому подчеркивается наличие доверительных отношений между воспитателем и ребенком, которое необходимо организовывать путем беседы на темы о дружбе, о положительных качествах сверстников и т.д. [2].
Интересный по своему содержанию материал представлен в экспериментальной работе Т.В. Поповой, М.К. Ивановой, где применяется метод фототерапии, который включает в себя три этапа, а именно: 1 этап – знакомство детей с эмоциями и чувства через фотографии, 2 этап – развитие сопереживания и сочувствия, 3 этап – проведение фотовыставки. Основным содержанием фототерапии является создание и восприятие фотографических образов. Для эффективности использования фототерапии и восприятия детьми материала, необходимо организовать комфортную обстановку, использование игр и упражнений для сплочения группы [4].
Традиционно игра как ведущий вид деятельности детей остается наиболее эффективным процессом совместной деятельности. О новом осмыслении и изучении проблемы организации сюжетно-ролевой игры раскрывается в труде И.Ю. Малышко, так как сюжетно-ролевая игра направлена на решение задач нравственного воспитания, имеет коллективный характер и в ней развиваются качества общественности, умение ребенка войти в общество сверстников, способствует проявлению доброжелательных отношений к партнерам по игре. Доказано, что общение в условиях сюжетно-ролевых игр быстро дает положительный эффект межличностных взаимоотношений между детьми [3].
Таким образом, мы выделили некоторые эффективные практические подходы, благодаря которым формирование положительных взаимоотношений будет проходить успешно. В связи с чем, можем сделать вывод, что выявленные нами аспекты требуют дальнейшего изучения в плане практической значимости для освоения детьми моральных принципов, норм нравственного поведения и сознательного отношения к окружающим людям и к себе. Также отметим, что в анализируемых нами работах уделяется большое внимание созданию благоприятной и комфортной для ребёнка обстановки. Доказано, что если ребенок будет чувствовать себя комфортно, он с радостью идет навстречу к воспитателю и сверстникам, а также незаменима роль игры, которых множество, а именно: творческие, сюжетно-ролевые и т.д., в них дети максимально раскрывают свой потенциал, благодаря чему им легче общаться со сверстниками. Выявлена тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности – важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности. Воспитателю важно идти навстречу к ребенку и индивидуально обсуждать в беседе с ним возникшие в ходе действий трудности для формирования доверительных взаимоотношений между взрослым и воспитанником.
Библиографическая ссылка
Архипова А.А., Максимова Л.И. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЗНАЧЕНИЯ И УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2023. – № 15. – С. 50-51;URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=784 (дата обращения: 21.11.2024).