Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ МЕНСТРУАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У СТУДЕНТОК

Розенберг С.З. 1 Макеева А.В. 1 Губин А.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко»
1. Минченкова Е.А., Густоварова Т.А., Киракосян Л.С., Крикова А.В., Дмитриева Е.В. Федеральная инновационная площадка: репродуктивное здоровье девушек-студенток медицинского университета в современных условиях // Consilium Medicum. 2022. Т. 24. № 7. С. 485-489.
2. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Деятельность. Статистическая информация. Высшее образование. Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Сведения за 2021 год. СВОД_ВПО1_ВСЕГО. P2_1_2 (4). [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 22.11.2022).
3. Глыбочко П.В., Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Здоровье студентов медицинских вузов россии: проблемы и пути их решения // Сеченовский вестник. 2017. № 2. С. 4-11.
4. Муслимова С.Ю., Зулкарнеева Э.М., Идрисов А.Д., Джафарова Д.Р., Сахаутдинова И.В. Репродуктивное здоровье студенток башкирского государственного медицинского университета и приемлемость ими различных методов контрацепции // Медицинский вестник Башкортостана. 2022. Т. 17. № 2(98). С. 30-35.
5. Герасимова Л.И., Денисов М.С., Шувалова Н.В., Сидорова Т.Н. Особенности репродуктивного здоровья девушек-студенток. Медико-социальные и медико-организационные факторы риска // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 139.
6. Komada Y., Ikeda Y., Sato M., Kami A., Masuda C., Shibata S. Social jetlag and menstrual symptoms among female university students. Chronobiol Int. 2019 Feb. Vol. 36. No. 2. P. 258-264.
7. Опашинина А.А., Боровкова П.Е., Удачина В.В., Фертикова Н.С. Анализ изменения тестостерона и пролактина у женщин с нарушением менструального цикла // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 88-1. С. 91-93.
8. Хасанов А.А., Журавлева В.И. Современные представления о регуляции менструальной функции // Практическая медицина. 2009. № 34. С. 57-59.
9. Савченко О.Г., Иванова Л.А., Данилова А.М., Курочкина Н.Е. Влияние физической активности на работу репродуктивной системы человека // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 240-244.
10. Райкова А.А. Ожирение как фактор риска нарушений менструального цикла у женщин репродуктивного возраста // Архив акушерства и гинекологии им. В.Ф. Снегирева. 2016. Т. 3. № 4. С. 213-214.
11. Парахонский А.П. Инсулинрезистентность при ожирении: причины и механизмы // Успехи современного естествознания. 2007. № 3. С. 102.
12. Кузнецова Т.В. Ожирение и женская репродуктивная система // Эндокринология: Новости. Мнения. Обучение. 2016. № 2 (15). С. 82-83.
13. Глухов Н.В., Бартош-Зеленая С.Ю., Беляков Н.А. Влияние малоподвижного образа жизни на метаболические и гормональные показатели у женщин репродуктивного возраста с метаболическим синдромом // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012. № 1. С. 368-369.
14. Смелышева Л.Н., Южакова А.А. Особенности репродуктивного профиля у женщин регулярно занимающихся фитнесом // Вестник психофизиологии. 2022. № 3. С. 164-165.
15. Чернуха Г.Е., Табеева Г.И., Гусев Д.В., Шмаков Р.Г. Кисспептин и репродуктивная система // Доктор.Ру. 2017. № 3 (132). С. 73-78.
16. Шпаков А.О., Деркач К.В. Гонадолиберин – синтез, секреция, молекулярные механизмы и мишени действия // Acta Biomedica Scientifica. 2019. № 2. С. 7-15.
17. Никитина И.Л., Байрамов А.А., Ходулева Ю.Н., Шабанов П.Д. Кисспептины в физиологии и патологии полового развития – новые диагностические и терапевтические возможности // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. № 4. С. 3-12.
18. Касян В.Н., Адамян Л.В. Центральные регулирующие механизмы репродуктивной системы у женщин. Гонадотропинингибирующий гормон: открытие, механизм действия (обзор литературы) // Проблемы репродукции. 2018. № 24(1). C. 13-20.
19. Lee J.H., Welch D.R. Suppression of metastasis in human breast carcinoma MDA-MB-435 cells after transfection with the metastasis suppressor gene KiSS-1. Cancer Res. 1997. Vol. 15. No. 57(12). P. 2384-2387.
20. Сандакова, Е.А., Жуковская И.Г., Митрянова С.В. Влияние социального джетлага на психо-эмоциональный статус и менструальную функцию у молодых женщин // Лечение и профилактика. 2022. Т. 12. № 2. С. 28-32.
21. Петров Ю.А., Шелемех К.Е., Купина А.Д. Влияние мелатонина на репродуктивную систему в разные периоды жизни женщины // Мать и дитя в Кузбассе. 2021. № 2(85). С. 26-31.
22. Андреева Е.Н., Григорян О.Р., Шереметьева Е.В., Абсатарова Ю.С., Фурсенко В.А. Нарушение циркадных ритмов – фактор риска развития ожирения и хронической ановуляции у женщин репродуктивного возраста // Проблемы репродукции. 2020. Т. 26. № 5. С. 36-42.
23. Андреева Е.Н., Григорян О.Р., Абсатарова Ю.С, Шереметьева Е.В., Михеев Р.К. Мелатониновый статус у пациенток с ожирением и дисфункцией яичников в репродуктивном возрасте // Проблемы эндокринологии. 2022. Т. 68. № 1. С. 94-100.
24. Калинченко С.Ю., Тюзиков И.А. Дефицит мелатонина, ожирение и инсулинорезистентность: очевидные и неочевидные взаимосвязи // Вопросы диетологии. 2017. Т. 7. № 2. С. 23-32.

В современном мире достаточно большое внимание уделяется проблеме охраны здоровья подростков и молодёжи, в том числе студентов ВУЗов нашей страны [1]. По данным Министерства науки и высшего образования на 2021 год в Российской федерации обучается 4044203 студентов, из них 2118193 женщин, что составляет 52,4% от общего количества студентов. Количество студентов медицинских вузов равно 268480 чел., из них женщин 98894 чел., что составляет 37% от общего количества студентов медицинских ВУЗов РФ [2].

В период обучения в медицинском ВУЗе, студенты сталкиваются с большим количеством факторов, негативно влияющих на состояние их здоровья, в том числе и репродуктивного [1]. Наиболее значимыми являются: умственная нагрузка, превышающая таковую в технических и многих других ВУЗах примерно в 2 раза (это объясняется большими объёмами информации, с которыми нужно работать не только во время занятий в учебном заведении, но и посвящать достаточно большое количество времени изучению данных вопросов дома), что сопровождается снижением физической активности и нарушениями сна; высокий уровень тревожности, растущий вследствие постоянного нервно-психического напряжения; нарушение режима питания (в большинстве случаев фаст-фудом). Следует отметить, что для студентов-медиков, а в особенности, для тех, кто проживает в крупных городах, характерны большие временные затраты на переезд с одного места учебы на другое в течение дня, следовательно, сам учебный день заканчивается позже, поэтому влияние выше перечисленных факторов на здоровье студента только усугубляется [3].

Данные современных исследований показывают, что среди девушек, проходящих обучение в медицинских ВУЗах наиболее часто встречающимися нарушениями со стороны работы репродуктивной системы являются нерегулярные менструации, олигоменорея, дисменорея, предменструальный синдром [1, 4]. Не исключено, что причинами развития данных состояний служат именно ранее упомянутые факторы.

Нарушения менструальной функции диагностируются у каждой четвертой женщины в мире и около 60% из этих случаев составляют девушки в возрасте до 20 лет [6]. Эти данные и послужили основанием для изучения вопроса о взаимосвязи факторов, с которыми сталкиваются студенты-медики при обучении, и нарушений их репродуктивной функции является актуальной [1, 5].

С этой целью проведена оценка отечественных и зарубежных публикаций, содержащих информацию о факторах, способствующих нарушению менструальной функции, и патофизиологических аспектах развития данной патологии.

Нарушения менструального цикла напрямую связаны с изменением гормонального фона женщины [7]. Гормонами, регулирующими овариально-маточный цикл являются гонадотропин-рилизинг-гормон (ГнРГ), фолликулостимулирующий гормон (ФСГ), лютеинизирующий гомон (ЛГ), эстроген, прогестерон и др. [8].

Гиподинамия, неправильное питание часто приводят к нарушению метаболических процессов в организме, и как следствие возникает избыточный вес, ожирение и нарушение эндокринной функции [9].

При ожирении в организме человека наблюдаются такие состояния, как инсулинорезистентность и ответная на неё гиперинсулинемия. В норме в жировой ткани синтезируются определенные вещества-адипоцитокины. Соответственно, при увеличении жировой ткани возрастает количество и влияние адипоцитокинов, в результате чего и формируется инсулинорезистентность. Кроме того, при увеличении размеров адипоцитов, в них уменьшается число рецепторов к инсулину, поэтому и снижается чувствительность к нему, усиливаются процессы липолиза, что сопровождается повышением концентрации жирных кислот. Избыточный уровень жирных кислот стимулирует β-клетки островков Лангерганса поджелудочной железы, вырабатывается больше инсулина, что и вызывает ответную на инстулинорезистентность гипернсулинемию. Увеличение концентрации инсулина в крови повышает чувствительность яичников к гонадотропной стимуляции, что нарушает процессы овуляции, стероидогенеза, регрессии желтого тела. Менструальная дисфункция сначала проявляется увеличением длительности цикла, что сопровождается недостаточностью лютеиновой фазы, затем развивается олигоменорея, аменорея и хроническая ановуляция, приводящая в конечном счете к бесплодию [10 – 14].

Постоянное нервно-психическое напряжение, тревожность, стресс, безусловно, способствуют снижению уровня половых гормонов, регулирующих менструальный цикл женщины.

Стресс-фактор через дофаминергические, норадренергические, холинергические и серотонинергические влияния из лимбической системы и других отделов ЦНС активирует деятельность гипоталамуса. В гипоталамусе повышается выработка кортикотропин-рилизинг гормона (кортиколиберина), стимулирующего повышение выработки гипофизом адренокортикотропного гормона, который, в свою очередь, способствует повышению образования кортизола корковым веществом надпочечников. Для того, чтобы образовалось большое количество кортизола, являющегося гормоном стероидной природы, нужно больше жиров. Следовательно, те жиры, которые в норме должны идти на синтез других гормонов стероидной природы (половых), при стрессе идут на синтез кортизола. Поэтому концентрация половых гормонов, регулирующих в том числе и менструальный цикл, снизится.

Кроме того, стоит отметить, что сам кортизол может способствовать снижению количества половых гормонов в организме. Данный механизм связан с деятельностью KISS1-нейронов аркуатного и анетеровентрального перивентрикулярного ядер преоптической области гипоталамуса, влияющих на работу ГнРГ-нейронов. KISS1-нейроны-это нейроны, способные к синтезу и выбросу особого аминопептида кисспептина, открытого в 1996 году в США J. Lee и D. Welch . Это белок с гидрофобными свойствами. Он состоит из 145 аминокислотных остатков и в результате расщепления может распадаться на короткие формы пептидов: кисспептин 10, 13, 14, 54. Основной активной формой у человека является именно кисспептин 54. В 2001 г. было установлено наличие связи между кисспептином 54 и G-протеин-связанным рецептором GPR54, именуемым в настоящее время KISS1R. Такой вид рецепторов локализуется на большинстве ГнРГ-нейронов. При взаимодействии кисспептина с рецептором GPR54 активируется Gq/11-белок, фосфолипаза С, происходит мобилизация Ca2+ из внутриклеточного депо, растёт активность протеинкиназы С, что приводит к внутриядерному синтезу ГнРГ. Считается, что между KISS1-нейронами и эстрогенами возникает положительная обратная связь, ответственная за формирование пика ЛГ перед овуляцией. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что на самих KISS1-нейронах есть глюкокортикоидные рецепторы, чувствительные к изменению уровня кортизола и угнетающие синтез кисспептина. Соответственно, при стрессе будет происходить угнетение работы ГнРГ-нейронов гипоталамуса, снижение образования ФСГ и ЛГ в гипофизе, уменьшение концентрации половых гормонов и нарастание менструальной дисфункции [15-19].

Нарушение менструального цикла не всегда является следствием нейро-эндокринных гинекологических патологий, часто это может быть влияние эпигенетических факторов, например, такое состояние, как социальный джетлаг – это расхождение между биологическими часами организма («хронотипом») и вынужденным социальным регулированием жизни (в данном случае – с учебой). В исследовании Сандаковой Е. А., Жуковской И. Г., Митряновой С. В. показано, что почти половина из 140 исследуемых студенток медицинского ВУЗа, ведущих учебную деятельность более 7 часов в сутки, страдает социальным джетлагом, причем средний возраст девушек равен 20±5 лет. Наиболее частой формой проявления менструальной дисфункции оказалась дисменорея, составив примерно 40% от других изучаемых форм нарушения [20]. Нарушений работы репродуктивной системы в случаях нарушения сна связаны с уменьшением выработки мелатонина, пик синтеза которого в норме приходится на ночные часы, а именно с 02:00 до 05:00 по местному солнечному времени [21, 22]. Если человек в этот промежуток времени не спит, то и уровень мелатонина будет уменьшаться. С точки зрения патофизиологии менструальную дисфункция объясняется следующими механизмами. Во-первых, недостаток мелатонина уменьшает экспрессию кисспептина в KISS1-нейронах гипоталамуса, что способствует снижению уровня ГнРГ, ФCГ, ЛГ и половых гормонов. Во-вторых, снижение мелатонина, обладающего антиоксидантными свойствами, способствует недостаточной нейтрализации активных форм кислорода, что вызовет нарушения фолликулогенеза, овуляции, созревании яйцеклетки и образовании желтого тела [23].

Наряду с этим, считается, что социальный джетлаг может приводить к ожирению [20]. Из-за снижения половых гормонов, в том числе и тестостерона-главного жиросжигающего гормона, липиды не могут нормально расщепляться и накапливаются в большом количестве в организме. Это способствует не только ожирению, которое в свою очередь, оказывает прямое негативное воздействие на менструальной функцию, но и снижает эффективность лечения ожирения [24].

Таким образом, анализ литературных источников подтверждает наличие большого количества негативных факторов, влияющих на репродуктивное здоровье, с чем сталкивается современная молодежь в условиях обучения в медицинском ВУЗе, обосновывает патофизиологические механизмы менструальной дисфункции и подчеркивает важность и актуальность данной проблемы.


Библиографическая ссылка

Розенберг С.З., Макеева А.В., Губин А.И. ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ МЕНСТРУАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У СТУДЕНТОК // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2023. – № 14. – С. 33-35;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=718 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674