Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

СВЯЗЬ НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СО СТРЕССОМ У СТУДЕНТОВ

Бурцева Е.А. 1 Караваева А.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Минздрава РФ
1. Кризисные состояния. Арт-Пресс. Днепропетровск, 1998. 156 с.
2. Малкина-Пых И.Г. Терапия пищевого поведения: справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2007. 1040 с.
3. Захарова Л.И. Нервная анорексия: распространенность, критерии диагностики и психосоматические соотношения (обзор) // Научные результаты биомедицинских исследований. 2019. Т. 5. № 1. С. 108-121.
4. Савенков Ю.И. Избыточный вес угроза здоровью. Барнаул: Алт. Кн. Изд-во, 1985.72 с.
5. Савчикова Ю.Л. Психологические особенности женщин с проблемами веса: дисс. … канд. псих. Наук. СпбГУ, Санкт-Петербург, 2005.

В статье изучается взаимосвязь нарушения пищевого поведения и стресса у студентов в возрастной группе 18-25 лет. Выборку составили 139 студентов, превалирующую часть которых составили девушки (89 %). В качестве опросников использовались опросник EAT-26 и экспресс-диагностика состояния стресса (К. Шрайнер). Из результатов двух опросников видно, что у 71 % с суммой баллов более 20 по опроснику EAT-26 отмечается 5 и более баллов по экспресс-диагностике состояния стресса. Данные результаты подтверждают гипотезу о связи стресса и нарушения пищевого поведения.

Основной возрастной группой данного исследования являются студенты в возрасте 20-24 лет (65,1 % опрошенных). Именно эти временные рамки соответствуют стадии ранней зрелости психосоциального развития по Эриксону. В этот период жизни потребностями молодых людей становятся самоактуализация и самоуважение, ориентированность на выбор профессии и создание семьи. Также в период ранней зрелости возрастает частота тревожных состояний, неврозов, депрессий [1].

Стремление устранить эмоциональный дискомфорт приводит к приему психоактивных веществ, что влечет за собой различные формы зависимостей, в том числе, к пищевой зависимости [2].

В данной статье мы бы хотели уделить внимание нарушению пищевого поведения и связи его со стрессом, так как данная тема является менее изученной, по сравнению с другими формами аддикций.

Расстройства приема пищи – это поведенческие нарушения, характеризующиеся ненормальным потреблением пищи, что негативно влияет на физическое и психическое здоровье. Основными клиническими проявлениями нарушения пищевого поведения являются нервная анорексия, нервная булимия. Уровень смертности людей с анорексией самый высокий из всех психиатрических заболеваний и в 12 раз выше, чем у людей без пищевых нарушений [3].

Одной из психологических функций пищевого поведения, по мнению Ю.И. Савенкова, является разрядка психоэмоционального напряжения [4].

Среди типов пищевого поведения выделяют экстернальное, ограничительное и эмоциогенное. При последнем типе пищевого поведения стимулом к приему пищи является эмоциональный дискомфорт, другими словами, происходит «заедание» стресса [5].

Выделяют несколько возможных условий развития психогенного пищевого нарушения, например, психологические особенности, микросоциальные условия жизни, существование «идеалов» красоты, психические заболевания. В связи с чем, мы сформулировали гипотезу: стресс является условием развития нарушения пищевого поведения у студентов.

Цель исследования: определить распространенность нарушения пищевого поведения среди студентов ВУЗов и обозначить связь с уровнем стресса обучающихся.

Методы и материал исследования

Было проведено анкетирование с участием 139 студентов высших учебных заведениях города Перми в возрасте от 18 до 25 лет, среди которых 89 % составили девушки и 11 % – юноши. В качестве опросников использовались следующие методики: EAT-26 (тест отношения к приему пищи) и экспресс-диагностика состояния стресса, разработанная К. Шрайнером.

Опросник ЕАТ-26 считается наиболее широкоиспользуемым для измерения симптомов нарушения пищевого поведения и может быть использован в качестве эффективного скрининга в рамках процесса исследований. Экспресс-диагностика состояния стресса (К. Шрайнер) выявляет уровень стрессоустойчивости.

Результаты исследования

Интерпретацию результатов EAT-26 проводили в соответствие со следующими критериями: 0-20 баллов – низкий показатель; 21-40 – пониженный показатель; 41-60 – средний показатель; 61-80 – повышенный показатель. В результате анализа данных получили, что 17 % студентов ВУЗов относятся к группе риске по наличию расстройства пищевого поведения и нуждаются в консультации специалиста в области психического здоровья (табл. 1). Причём 100 % респондентов с выявленными нарушениями являются девушки.

Таблица 1

Распространенность расстройства пищевого поведения по результатам опросника EAT-26

Сумма баллов

Распространённость, % (n человек)

0-20 баллов

83 (115)

21-40 баллов

14 (19)

41-60 баллов

3 (5)

Интерпретацию результатов экспресс-диагностика состояния стресса проводили в соответствие со следующими критериями: 0-4 – умение регулировать свои эмоции и справляться со стрессовыми ситуациями; 5-7 баллов – средний уровень стресса; 8–9 баллов – переутомление и истощение, не умение владеть собой, тенденция терять самоконтроль в стрессовых ситуациях. По результатам анализа данных среди студентов ВУЗов стрессовым ситуациям подвержены 41 %, из которых 91 % – девушки. Причём 5 % из всех респондентов имеют признаки переутомления и истощения. Однако больше половины учащихся (59 %) умеют вести себя сдержано в стрессовой ситуации и регулировать свои эмоции (табл. 2).

Таблица 2

Результаты экспресс-диагностики состояния стресса студентов ВУЗов

Баллы

Распространённость,

% (n человек)

0-4 баллов

59 (82)

5-7 баллов

36 (50)

8-9 баллов

5 (7)

Сравнивая результаты уровня способности справляться со стрессом и наличия нарушений пищевого поведения, можно отметить, что у 71 % с суммой баллов более 20 по опроснику EAT-26 отмечается 5 и более баллов по экспресс-диагностике состояния стресса, разработанной К. Шрайнером. Данные результаты подтверждают нашу гипотезу.

Выводы

1) Распространенность расстройства пищевого поведение среди обучающихся в ВУЗах составила 17 %.

2) Неспособность студентов справляться со стрессовыми ситуациями является условием для развития нарушений пищевого поведения, но не является единственным.

3) Больше половины студентов ВУЗов умеют регулировать свои эмоции и ведут себя сдержанно в стрессовой ситуации.


Библиографическая ссылка

Бурцева Е.А., Караваева А.П. СВЯЗЬ НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СО СТРЕССОМ У СТУДЕНТОВ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2022. – № 11. – С. 61-62;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=598 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674