В статье изучается взаимосвязь нарушения пищевого поведения и стресса у студентов в возрастной группе 18-25 лет. Выборку составили 139 студентов, превалирующую часть которых составили девушки (89 %). В качестве опросников использовались опросник EAT-26 и экспресс-диагностика состояния стресса (К. Шрайнер). Из результатов двух опросников видно, что у 71 % с суммой баллов более 20 по опроснику EAT-26 отмечается 5 и более баллов по экспресс-диагностике состояния стресса. Данные результаты подтверждают гипотезу о связи стресса и нарушения пищевого поведения.
Основной возрастной группой данного исследования являются студенты в возрасте 20-24 лет (65,1 % опрошенных). Именно эти временные рамки соответствуют стадии ранней зрелости психосоциального развития по Эриксону. В этот период жизни потребностями молодых людей становятся самоактуализация и самоуважение, ориентированность на выбор профессии и создание семьи. Также в период ранней зрелости возрастает частота тревожных состояний, неврозов, депрессий [1].
Стремление устранить эмоциональный дискомфорт приводит к приему психоактивных веществ, что влечет за собой различные формы зависимостей, в том числе, к пищевой зависимости [2].
В данной статье мы бы хотели уделить внимание нарушению пищевого поведения и связи его со стрессом, так как данная тема является менее изученной, по сравнению с другими формами аддикций.
Расстройства приема пищи – это поведенческие нарушения, характеризующиеся ненормальным потреблением пищи, что негативно влияет на физическое и психическое здоровье. Основными клиническими проявлениями нарушения пищевого поведения являются нервная анорексия, нервная булимия. Уровень смертности людей с анорексией самый высокий из всех психиатрических заболеваний и в 12 раз выше, чем у людей без пищевых нарушений [3].
Одной из психологических функций пищевого поведения, по мнению Ю.И. Савенкова, является разрядка психоэмоционального напряжения [4].
Среди типов пищевого поведения выделяют экстернальное, ограничительное и эмоциогенное. При последнем типе пищевого поведения стимулом к приему пищи является эмоциональный дискомфорт, другими словами, происходит «заедание» стресса [5].
Выделяют несколько возможных условий развития психогенного пищевого нарушения, например, психологические особенности, микросоциальные условия жизни, существование «идеалов» красоты, психические заболевания. В связи с чем, мы сформулировали гипотезу: стресс является условием развития нарушения пищевого поведения у студентов.
Цель исследования: определить распространенность нарушения пищевого поведения среди студентов ВУЗов и обозначить связь с уровнем стресса обучающихся.
Методы и материал исследования
Было проведено анкетирование с участием 139 студентов высших учебных заведениях города Перми в возрасте от 18 до 25 лет, среди которых 89 % составили девушки и 11 % – юноши. В качестве опросников использовались следующие методики: EAT-26 (тест отношения к приему пищи) и экспресс-диагностика состояния стресса, разработанная К. Шрайнером.
Опросник ЕАТ-26 считается наиболее широкоиспользуемым для измерения симптомов нарушения пищевого поведения и может быть использован в качестве эффективного скрининга в рамках процесса исследований. Экспресс-диагностика состояния стресса (К. Шрайнер) выявляет уровень стрессоустойчивости.
Результаты исследования
Интерпретацию результатов EAT-26 проводили в соответствие со следующими критериями: 0-20 баллов – низкий показатель; 21-40 – пониженный показатель; 41-60 – средний показатель; 61-80 – повышенный показатель. В результате анализа данных получили, что 17 % студентов ВУЗов относятся к группе риске по наличию расстройства пищевого поведения и нуждаются в консультации специалиста в области психического здоровья (табл. 1). Причём 100 % респондентов с выявленными нарушениями являются девушки.
Таблица 1
Распространенность расстройства пищевого поведения по результатам опросника EAT-26
Сумма баллов |
Распространённость, % (n человек) |
0-20 баллов |
83 (115) |
21-40 баллов |
14 (19) |
41-60 баллов |
3 (5) |
Интерпретацию результатов экспресс-диагностика состояния стресса проводили в соответствие со следующими критериями: 0-4 – умение регулировать свои эмоции и справляться со стрессовыми ситуациями; 5-7 баллов – средний уровень стресса; 8–9 баллов – переутомление и истощение, не умение владеть собой, тенденция терять самоконтроль в стрессовых ситуациях. По результатам анализа данных среди студентов ВУЗов стрессовым ситуациям подвержены 41 %, из которых 91 % – девушки. Причём 5 % из всех респондентов имеют признаки переутомления и истощения. Однако больше половины учащихся (59 %) умеют вести себя сдержано в стрессовой ситуации и регулировать свои эмоции (табл. 2).
Таблица 2
Результаты экспресс-диагностики состояния стресса студентов ВУЗов
Баллы |
Распространённость, % (n человек) |
0-4 баллов |
59 (82) |
5-7 баллов |
36 (50) |
8-9 баллов |
5 (7) |
Сравнивая результаты уровня способности справляться со стрессом и наличия нарушений пищевого поведения, можно отметить, что у 71 % с суммой баллов более 20 по опроснику EAT-26 отмечается 5 и более баллов по экспресс-диагностике состояния стресса, разработанной К. Шрайнером. Данные результаты подтверждают нашу гипотезу.
Выводы
1) Распространенность расстройства пищевого поведение среди обучающихся в ВУЗах составила 17 %.
2) Неспособность студентов справляться со стрессовыми ситуациями является условием для развития нарушений пищевого поведения, но не является единственным.
3) Больше половины студентов ВУЗов умеют регулировать свои эмоции и ведут себя сдержанно в стрессовой ситуации.