Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ОСОБЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Панкратова Е.П. 1 Левашова Т.С. 1
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
1. Берне, Р. Развитие Я концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
2. Простакишина, Ю. А. Опыт формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в отечественной педагогике / В. К. Русаков, О. Ю. Ананьин, Ю. А. Простакишина // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – № 4 (25). – С. 287-291.
3. Леонгард, К. Акцентуированные личности / Феникс, 1997. – 544 с.
4. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей / А.Е. Личко. – М.: Медицина, 1985. – 416 с.
5. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков /
6. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. Л.: Медицина, 1977. – 208 с.
7. Никитская, Е. А. Психолого-педагогическая проблема определения юношеского возраста / Е. А. Никитская // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы: сборник материалов IV Международной конференции, Москва, 04 июня 2020 года. – Москва: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2020. – С. 344-346.
8. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2017. – 448-449 с.

Представленная статья посвящена рассмотрению вопроса о психологической работе с юношами, у которых присутствуют признаки акцентуаций. Возрастные реакции подростков весьма специфичны. Так, глядя на вызывающие прически и одежду подростков, мы говорим, что это с возрастом пройдет. Проходят с возрастом и другие протестные подростковые реакции. Формы протеста могут быть разными, но чаще желание протестовать возникает в ситуации, связанной с «местом наименьшего сопротивления». При этом протест происходит в типологически заданной форме, обусловленной типом акцентуации характера.

Актуальность. Эта тема актуальна, так как затрагивает как социальную, так и психологическую проблемы, а также проблему с точки зрения медицины. Определенная часть людей юношеского возраста обладают ненормальным проявлением характера, что, несомненно, приведет к отрицательным последствиям как среди окружающих их людей, так и всего общества.

Цель исследования: Определить какую роль играет с психико-педагогической точки зрения влияние акцентуаций в юношеском возрасте.

Ход исследования: В процессе исследования применяются методы исследования, которые позволяют в полном объеме изучить поставленные цели. Проведение анализа научной литературы дает более точную оценку тому или иному нюансу.

Результат исследования: Определена роль акцентуаций в психологической составляющей юношей. Определено то, что акцентуации являются неотъемлемой частью сущностью юношеского возраста.

Карл Леонгард, немецкий психиатр, ввел это понятие в использование типологий личности человека. Он утверждал, что акцентуации характера – «чрезмерное усиление отдельных его черт, накладывающее свой отпечаток на всё поведение субъекта и приводящее к повышенной уязвимости в отношении определенных психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим» [3].

Характер – это, что определяет нашу индивидуальность, наше поведение, общение с другими людьми и реакциями на события. Черты характера помогают или мешают человеку в повседневной жизни, а также изменяются со временем. Если некоторые черты характера чрезмерно усиливаются, то мы говорим об акцентуации.

Люди с акцентуациями характера в некоторой степени находятся в группе риска – при определенных неблагоприятных условиях акцентуация может перерасти в расстройство личности.

Проблема акцентуированных качеств характера человека представляет профессиональный интерес для служащих полиции, потому что из-за некоторых типологий акцентуаций человек не может приспособиться к социальной среде. Можно сказать, что отличительной частью акцентуаций является то, что относительно некоторые черты характера, граничащие с психопатиями, у психически здорового человека проявляются только тогда, когда в жизни у человека происходят трудные ситуации, с которыми ему сложно справиться, и проблемы, к которым он не может найти решения. Любой человек является личностью, которой свойственно определенное отношение к людям, составляющими его окружение, событиям, а также особым поведением в разного рода моментах его жизни. Личность человека состоит из многих психических компонентов таких, как направленность, характер, темперамент, чувств и другие.

Многие исследователи подтверждают, что «время юности» – это переходная стадия между детством и взрослой жизнью, но при этом она является независимым этапом в жизни человека, ценность которой несет высочайший характер.[2]В юношестве проявляются определенные функционально-морфологические изменения, происходит завершение процессов физического созревания человека. В юношеском возрасте возникает большое количество взрослых ролей, обладающие определенной самостоятельностью и ответственностью. В этом возрасте происходят определенные социального характера события, такие как получение паспорта, разрешение на вступление в брак, наступление уголовной ответственности и др. Но по большей части происходит утверждение самостоятельности личности. При взрослении молодые люди сохраняют в себе привязанность к родителям, их заботе, правилам и установкам, привитые ими с рождения, родному дому, которые начинают свой исток из детства человека [1, с. 448-449; 7].

Как уже было сказано, акцентуация характера или акцентуация личности – это излишнее усиление некоторых качеств характера. Данная отличительная черта личности указывает на особое поведение и определенные действия человека, накладывает отличительный след на все сферы ее работы: по отношению к себе, к людям, окружающие человека, да и ко всему миру. Акцентуация считается последним вариантом общепризнанных норм и не является психическим расстройством или же определенного рода болезнью.

Акцентуации личности очень распространено у юношей и подростков. Среди молодежи явные или скрытые акцентуации проявляются приблизительно у 95 % обследованных. С достижением более старшего возраста им удается смягчить ненужные черты, и численность акцентуаций понижается до 50-60 %.

С одной стороны акцентуированное качество человека готовит его быть более стойким и успешным в разного рода обстановках. К примеру, человек с истероидной акцентуацией – одаренный артист, а другой, с гипертимной – положительный, коммуникабельный и имеет все шансы найти расположение ко всякому человеку.

С иной стороны акцентуированное качество личности является уязвимым пространством человека, осложняет жизнь ему самому и находящимся вокруг него людей. Истории, которые для иных людей не считаются важными, преобразуются в проверку для психики. К примеру, человек с гипотимным типом акцентуации, чувствует трудность при надобности познакомиться и сделать контакт.

Но есть угроза, что в трудных обстановках эти усиленные качества личности имеют все шансы вырасти в психопатию, вызвать невроз, стать предпосылкой алкоголизма, противоправного поведения.

Но в чем же разница акцентуации от психопатии? Для этого можно выделить некоторые отличительные черты:

1) психопатия имеет место быть во всех общесоциальных моментах;

2) психопатия выделяется всепостоянством во времени;

3) психопатия не соблюдает социальное приспособление, эластичность поведения при содействии с окружающими в зависимости от истории.

Считается, что на развитие акцентуаций оказывают влияние врожденные свойства темперамента. Например человек, рожденный холериком, склонен к развитию акцентуации по возбудимому типу, а сангвиник к гипертимному. Усиление отдельных черт характера происходит в детском и подростковом возрасте под действием приобретенных психотравмирующих обстановок (постоянное унижение сверстниками) и особенностей воспитания.

Многие психологи и психиатры классифицируют акцентуации характера на две степени: явную и скрытую.

– Явная – имеет место быть в поведении человека в большинстве обстановок, но не не соблюдает его возможности адаптироваться к разным общественным обстановкам (знакомство, конфликт, общение с друзьями).

– Скрытая – не имеет место быть в жизни, имеет возможность обнаруживаться лишь только в критичных обстановках, которые затрагивают акцентуированные черты характера.

Любой ученый, занимавшийся акцентуациями характера, выделял собственные виды и формы. В настоящий момент их описано более десятка. Специалисты по психологии стали увлекаться задачей акцентуаций личности во 2 половине ХХ века. В следствие этого в вопросах систематизации, диагностики и корректировки остается большое количество неоднозначных вопросов.

Карл Леонгард говорил, что важнейшим средством для выявления акцентуаций является наблюдение за появлениями реакций человека во время беседы, где лучше проявляются выраженные акцентуации характера, а также смотреть на поведение человека в разных местах и с различными людьми, знакомыми и незнакомыми, в малых и больших группах. Во всех из названных критериев психиатр смотрел при разговоре на мимику лица, жестикуляцию рук, а также на интонации голоса, от которых зависит, какие истинные чувства испытывает его собеседник. Для примера можно примести то, что человек когда говорит, что ему плохо и он находится в унынии, хотя на самом деле он безразличен к этому, или противоположная ситуация, в которой человек утверждается о своем равнодушии, как на самом деле своей мимикой и жестикуляцией выдает свое настоящее отношение к этой теме разговора или ситуации.

Леонгард для полного выяснения и исследования поведения искал такие случаи, которые повторялись и служат примером для дальнейшего применения в похожей ситуации, в которых можно было бы доказать или опровергнуть нахождение тех или иных качеств человека, о которых он упоминал, с помощью которых способен зарекомендовать себя как человека трудолюбивого, серьезного и готового к работе. Но это обесценивается, в случае, если человек не способен рассказать о своих сильных сторонах личности и как много усилий он прикладывает для выполнения своей работы. Психиатр говорил это потому, что считал эти рекомендации ориентиром, способного только поверхностно охарактеризовать личность человека.

Подведя итог, можно сказать, что акцентуация представляет собой крайний вариант нормы. Явные или скрытые акцентуации есть более чем 90 % молодых людей и 50 % взрослых, есть люди, у которых вообще нет акцентуаций, а есть те, у которых не одна, а даже две акцентуации. Но нужно помнить, что акцентуация – это не расстройство и не исключительный минус. В каждой акцентуации помимо минусов есть и свои сильные стороны: некоторый из них помогут в общении с людьми, другие реализоваться в своем деле, третьи – найти профессию, в которой человек сможет достигнуть высот.


Библиографическая ссылка

Панкратова Е.П., Левашова Т.С. ОСОБЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2022. – № 11. – С. 44-46;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=590 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674