В современном обществе со стремительным развитием науки, техники, информационных технологий очень нужны люди с новым мышлением, новой мотивацией, стилем жизни и активной гражданской позицией. На рынке труда растет спрос на людей с творческим подходом, способных быстро входить в новые ситуации и решать проблемы. Чтобы воспитать будущих специалистов с творческими способностями, эти навыки необходимо развивать в младших классах. Это требует совершенствования и изменения системы образования. Современная школа должна готовить детей к жизни. Развитие творческих способностей обучающихся является важной задачей современной школы.
Сегодня исследования ученых показывают, что способности тех, кого называют одаренными или гениями, не являются аномалией, а воспринимаются как должное. Задача состоит в том, чтобы раскрепостить человеческую мысль, повысить коэффициент ее полезности и использовать возможности, предоставляемые природой, о существовании которых многие даже не подозревают.
Как правило, все определения творчества подчеркивают, что это деятельность человека, направленная на создание чего-тонового в науке, искусстве, технике, производстве и организации. Суть творчества заключается в стремлении создать нечто, чего раньше не существовало, или сделать это в новой и улучшенной форме.
Психологи считают, что творчество- это выход за пределы существующих знаний, преодоление и разрушение границ. Творчество является высшей формой активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение и самораскрытие личности ребёнка.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие возможности заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
От ребенка, учебная деятельность требует новых достижений в развитии – внимания, памяти, речи, воображения, и мышления. Уровень психофизиологического развития позволяет детям решать задачи на новом социальном этапе. Анализируя особенности, с точки зрения возможности развития творческих способностей, младшего школьника, можно заметить то, что в этом возрасте, в воображении ребенка, возникают целый комплект различных ситуаций. Воображение, создаваясь в игровых замещениях одних предметов другими, переходит и в другие виды деятельности. По словам В.В. Давыдова: «В условиях учебной деятельности, к воображению ребенка, предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения». 2016. № 1. С 69. [Электронный ресурс]. URL: https://reallib.org/reader?file=1351661&pg=3.
Познавательная деятельность
Важным вопросом для развития творческих способностей в последние годы стало формирование познавательной деятельности. Познавательный интерес– направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Это характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым более полным знаниям. Систематически развиваясь и укрепляясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учебе. Познавательный интерес в творческой деятельности носит поисковый характер. Под его влиянием у человека возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно ищет. Поэтому поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает радость от удачи, эмоциональный подъем. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают активность и направленность.
Без развития познавательного интереса детям не только трудно, но и практически невозможно развивать свои творческие способности. Познавательный интерес- одна из главных мотиваций к обучению. Под влиянием познавательного интереса слабые ученики учатся более продуктивно. Познавательный интерес может и должен стать устойчивой чертой личности школьника при правильной педагогической организации деятельности учащихся и целенаправленной, систематической учебной работе. Когда дети не хотят учиться, создаётся трудность в обучении.
Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, проанализировав особенности учащихся начальной школы, я пришла к выводу, что познавательная активность как педагогическое явление- это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащихся, с другой стороны, это результат специальных усилий учителя по организации познавательной деятельности учащихся.
При организации познавательной деятельности учащихся важно знать возрастные и личностные особенности ученика, чтобы установить исходный уровень развития творческих способностей и диагностические умения, контролирующие их совершенствование.
Развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Литературное чтение – это предмет, которому принадлежит важная роль в духовной жизни младшего школьника. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения.
Развитие творческих способностей и интеграция творчества во все учебные и внеучебные мероприятия имеют решающее значение. Важно осуществлять контроль не только знаний, умений, навыков, но и уровня развития познавательных процессов. Работа по развитию творчества должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности заданий мотивируя учащихся к самостоятельности в достижении новых результатов деятельности.
Предлагаемые задания, побуждающие обучающихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата можно разделить на этапы.
Первый этап: распознавание и классификация.
Подбор слов с похожими и противоположными значениями. Определение словосочетаний и родственных слов. Создание новых предложений с заданными словами или словосочетаниями.
Второй этап: Создание и интерпретация.
Создание предложения, описания и рассказы на основе картинок, фотографий и схем. Составление словесных картинах и иллюстрации. Озаглавление текстов и стихов.
Третий этап: Расширение и обогащение.
Придумывание истории на основе вопросов и иллюстраций. Совместное создание рассказа или стихотворения, добавление альтернативных строк, предложений. В процессе обучения особое внимание уделяется независимости и активному участию учащихся. Учащимся предоставляется свобода в выборе тем и способов исполнения, что способствует развитию творческого мышления.
При работе с научно-познавательными и научно-образовательными текстами в начальной школе целесообразно использовать нетрадиционные методы работы в приемах развития критического мышления.
Навыки критического мышления включают в себя методы и приемы, которые интегрируют процесс обучения в поэтапное выполнение каждого этапа урока. Существуют специфические приемы и методы работы на этапах вызова, рефлексии и анализа.
Прием «Верные и неверные утверждения».
Прием «Верные и неверные утверждения» используется для систематизации информации, заложенной в тексте, выявления пробелов в понимании и отдельных аспектов текста. Младшие школьники сначала читают научный текст, затем отвечают на поставленные вопросы и отмечают правильные и неправильные утверждения.
Данные приёмы развивают умения строить логические цепочки, увидеть наглядно взаимосвязи изученного и нового. Прием «Верные и неверные утверждения» повышает мотивацию при изучении нового материала, помогают лучше понять текст.
Прием «Пометки на полях».
Данный прием можно назвать технологией эффективного чтения. Он осуществляется в несколько этапов и используется на стадии осмысления. Во время чтения данного текста ученикам дается целевая установка: по ходу чтения делать в тексте пометки. Таким образом ученик сам отслеживает понимание прочитанного им текста. Учителю необходимо перед работой над текстом определить какой фрагмент предназначен для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время работы, проверить работу.
Прием «Синквейн» одна из форм творческой деятельности учащихся. В первую очередь, необходимо рассказать, что «Синквейн» – это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации и выразить свое мнение, которое и будет являться главной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. Традиционный синквейн состоит из пяти строк. В качестве примера можно попробовать составить один общий «Синквейн», записав его на доске.
Составляя синквейн, каждый развивает свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. Допускается работа в парах, но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.
Прием «Лови ошибку». Учитель заранее выбирает научно-популярный или научно-учебный текст, который содержит ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы в задании были ошибки двух уровней:
- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
- скрытые, которые можно найти только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, делают свои выводы. Затем изучают новый материал, после этого возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить на начальном этапе урока.
Одним из важнейших учебных умений, которые формируются у младших школьников, является работа с научно-популярным и научно-учебным текстом, на что указывают образовательные стандарты начального общего образования. Младший школьник должен учиться осмысленно воспринимать прочитанную информацию, использовать еѐ для выполнения заданий, применять в учебных ситуациях.
Особой формой работы является подготовка познавательного журнала. Журнал может выходить как в устной, так и печатной форме.
Дополнительным в развитии творчества является проведение коллективных проектов или занятий, способствующих обмену идеями и совместному творчеству. Интеграция этих подходов в учебный процесс способствует всестороннему развитию творческих способностей учащихся, что поможет им успешно справляться с вызовами современного мира, основанного на инновациях и креативности.
Развитие творческих способностей включает в себя развитие навыков наблюдения, улучшение речевой и общей активности, развитие общительности, тренировку памяти, умение анализировать и осмысливать информацию, развитие воли и воображения. Это также предполагает создание ситуаций, которые позволяют ученикам выразить свою индивидуальность, систематическую организацию исследовательской работы в учебном процессе. Уроки должны быть разнообразными по активностям, материалу и методам работы, чтобы стимулировать детей к творчеству.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей учащихся способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях. Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, навыки творчества в конечном итоге воспитываются взрослыми, такими как учителя и родители, где очень важно глубокое знание индивидуальности ребенка. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
Библиографическая ссылка
Жирнова А.О. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2024. – № 17. – С. 31-33;URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=872 (дата обращения: 31.10.2024).