Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА КОНТИТИВНЫЕ СТИЛИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Калугина А.М. 1 Моисеенко Е.Р. 1 Макеева А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко»
1. Meyer J.D., Koltyn K.F., Stegner A.J., Kim Jee-Seon, Cook D.B. Influence of Exercise Intensity for Improving Depressed Mood in Depression: A Dose-Response Study // Behavior Therapy. 2016. Vol. 47. No. 4. P. 527-537.
2. Anderson E., Shivakumar G. Effects of exercise and physical activity on anxiety // Frontiers in Psychiatry. 2013. Vol. 4. No. 27. DOI: 10.3389/fpsyt.2013.00027.
3. Холодная М.А. Когнитивная психология. Когнитивные стили: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2024. 307 с.
4. Epp J.R., Chow C., Galea L.A. Hippocampus-dependent learning influences hippocampal neurogenesis // Front Neurosci. 2013. Vol. 7. No. 57. P. 1040-1049.
5. Baek Seung-Soo. Role of exercise on the brain // Journal of Exercise Rehabilitation. 2016. Vol. 12. No. 5. P. 380-385.

Когнитивные способности представляют собой способность мозга воспринимать и обрабатывать новую информацию из различных источников. Они охватывают различные методы восприятия и запоминания информации у разных групп людей, а также включают определение наиболее эффективных стратегий решения задач, что особенно необходимо в критических ситуациях, которые спорт воссоздает для человеческого мозга. Физическая активность эффективна не только для эстетической модификации тела, но и функционального совершенствования мыслительных процессов, поднятия настроения [1, с. 527-537]. В течение выполнения спортивных упражнений выделяются гормоны, которые поддерживают в тонусе все процессы организма, усиливают трофику тканей и головного мозга, способствуют улучшению качества сна, поднятию настроения [2]. Именно поэтому физическая нагрузка важна для студентов, так как их работоспособность и скорость принятия решения должна быть максимальна.

Целью исследования явилось изучение когнитивных и стилевых особенностей студентов в период систематического выполнения физических нагрузок.

Материалы и методы исследования

Проведено анонимное опросное исследование студентов со средним возрастом 20±2 год. Использовался специально разработанный набор тестов, включающий методики: «Включенные фигуры» (Witkin, Oltman, Raskin, Karp, 1971), «Сравнение похожих рисунков» (Kagan, 1966), «Свободная сортировка объектов» (Gardner, Holzman, Klein, Linton, Spence, 1959), свободных ассоциаций (Gardner, Holzman, Klein, Linton, Spence, 1959), «Последовательность картинок» (цит. по: Викат, Колга), оценки стилей мышления (К.Безингер), опросник «СМ» (Harrison A.F., Brainson R.M. The art of thinking. N. Y. Berkley Books, 1984).

Методика «Последовательность картинок». Испытуемому предлагается набор изображений из 8 штук, объединенных общим сюжетом. При анализе результата учитывается характер реагирования человека на изменяющиеся в хронологии детали картинок. Заострение проявляется в способности человека быстро замечать и концентрироваться на мелких элементах, а для «сглаживателей» характерно игнорирование частностей.

Методика «Включенные фигуры». Её суть заключается в том, что испытуемому необходимо найти внутри составной геометрической фигуры одну простую. В результатах учитывается общее время проведения теста, ошибочные попытки, продуктивность выполнения задания. Если человек способен выделять простую фигуру в сложном объекте без ошибок и в кратчайшие сроки, то у него можно выделить поленезависимый когнитивный стиль, а если в процессе анализа ответов прослеживаются противоположные результаты, то – полезависимость.

Методика «Сравнение похожих рисунков». Испытуемому предоставляется фигура эталон и 8 схожих изображений, отличающихся незначительным изменением деталей, среди которых только одно идентично стандарту. При множественных ошибках за короткое время у человека можно выделить импульсивность. Рефлективность проявляется в достаточно продолжительном анализе картинок и получении правильного ответа с первого раза.

Методика «Свободная сортировка объектов». В ходе теста испытуемому предлагается распределить 25 картинок на группы, наиболее логичным для него способом. При анализе результатов обращается внимание на количество групп. Чем больше выделенных классов, тем уже диапазон эквивалентности. Методика свободных ассоциаций. В начале теста определяется слово-стимул, для которого испытуемый в течение трех минут должен называть свободные ассоциации. Результаты классифицируются в соответствие с семью категориями. Методика оценки стилей мышления (К.Безингер). Опросник представляет собой 4 серии утверждений, на которые испытуемый должен отвечать: да, частично «да» и «нет». Далее производится подсчет баллов и определение наиболее активной зоны мозга: передние доли левого и правого полушария, задние доли левого и правого полушария.

Опросник «Стили Мышления». Испытуемому предлагается тест из 18 вопросов, в которых необходимо выбрать вариант ответа, наиболее для него подходящий. Далее производится подсчет баллов по специальному ключу и определение ведущего стиля мышления: синтетический, аналитический, прагматический, реалистический и идеалистический [3, с.38-78].

После сбора данных был произведен анализ результатов с помощью программы SPSS Statistics (Statistical Package for Social Science) с использованием статистических методов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

В анкетировании приняли участие 15 человек. Первое тестирование было произведено 4 декабря 2023 года (понедельник). Испытуемые находились в спокойном состоянии, обстановка оставалась привычной для них. Анализируя результаты, было выявлено, что у 10 из 15 студентов наблюдается полезависимость, для 5 человека характерна поленезависимость. При оценке ответов, полученных в процессе проведения методики «Сравнение похожих рисунков» (Kagan, 1966), получены следующие результаты: у 12 анкетируемых прослеживается рефлективность, тогда как у остальных 3 опрашиваемых – импульсивность. У большинства исследуемых людей наблюдается гибкий когнитивный стиль – 11 человек, для 4 из 15 студентов характерна ригидность. Согласно методики «Свободная сортировка объектов» был выявлен широкий диапазон эквивалентности у 8 человек, для остальных 7 отмечался характерный узкий диапазон эквивалентности. Сглаживание, выявленное по методике «Последовательность картинок», наблюдалось у 6 испытуемых, заострение же проявляется у 9 из 15 испытуемых. После анализа опросника по стилям мышления выявлена следующая закономерность: аналитический стиль – 5 человек, синтетический стиль мышления – 4 человека, реалистический стиль мышления – 3 человека, прагматический стиль мышления – 2 человека, идеалистический стиль мышления – 1 человек. У большинства анкетируемых наиболее активным в мыслительных процессах является левое полушарие (лобная доля левого полушария – 5 человек, затылочная доля левого полушария – 5 человек), для 3 из 15 опрашиваемых свойственно преимущественное использование в мыслительной деятельности лобной доли правого полушария, а для остальных 2 – затылочной доли левого полушария. Далее испытуемые в течение 2 недель ежедневно занимались спортом: 10000 шагов и 30 минут бега ежедневно. Спустя 14 дней было проведен повторный опрос испытуемых (18 декабря 2023 года). Анализируя повторные ответы, были получены следующие результаты: число поленезависимых студентов увеличилось до 9 человек, количество полезависимых студентов снизилось до 6 человек. Число импульсивных анкетируемых стала преобладать у 7 испытуемых, количество рефлективных людей уменьшилось до 8 человек. Заострение стало преобладать у 13 опрашиваемых, сглаживание – у 2 опрашиваемых. Ответы по методике «Свободная сортировка объектов» и «Свободные ассоциации», которые выявляют широту/узость диапазона эквивалентности, гибкость/ ригидность соответственно, не изменились. Кроме того, стили мышления и преимущественная работа долей полушарий также осталась неизменной.

Заключение

На основании полученных результатов, можно сделать вывод о том, что постоянная физическая нагрузка дает положительно влияние: увеличилось число студентов с поленезависимостью, заострением. Это проявляется в целостном видении картины мира, способностью концентрироваться на деталях. Для обладателей заостренного когнитивного стиля характерно более легкое включение в соперничество, что является неотъемлемой частью спорта. Физическая нагрузка положительно влияет на сердечно-сосудистую систему, которая в свою очередь улучшает питание и снабжение кислородом тканей организма, в том числе и нервной. Это предохраняет головной мозг от гипоксических явлений. Физическая нагрузка стимулирует синтез и высвобождение катехоламинов (адреналин и норадреналин), кортизола, соматотропин, глюкогона, а также повышает содержание такого биологически активного вещества как серотонин. Адреналин увеличивает частоту и силу сердечных сокращений, повышает систолическое давление. Следовательно, улучшенный кровоток и постоянные аэробные нагрузки, способствуют повышенной оксигенации головного мозга и увеличивают размер гиппокампа – участка мозга, отвечающего за запоминание текстовой информации, поэтому память переходит из краткосрочной в долгосрочную [4, с. 1040-1049]. Адреналин способствует повышенной концентрации внимания, скорости реакции, помогает быстро принять решение в стрессовых ситуациях, а также повышает уровень глюкозы, которая является главным источником энергии для нейронов головного мозга. Кортизол, в свою очередь, влияет на способность организма реагировать на стресс и справляться с ним, регулирует выброс адреналина в кровь. Кроме того, было подтверждено, что регулярные занятия спортом помогают увеличить секрецию белков, ответственных за нейропротекцию – процесс, препятствующий старению и повреждению тканей мозга, а также способствующий восстановлению нейронов и нейроглии. Все данные эффекты ведут к улучшению общего состояния нервной системы и повышению скорости обработки данных, что согласуется с данными литературы [5, с.380-385]. Дополнительным влиянием на когнитивные способности со стороны физической деятельности является повышение числа анкетируемых с импульсивностью. Это связано с повышением скорости реакции из-за эффекта катехоламинов. В качестве опосредованного положительного влияния на организм можно выделить повышение настроения за счёт повышения чувствительности мозга к серотонину. Cнижается риск возникновения депрессии, уменьшается уровень стресса.


Библиографическая ссылка

Калугина А.М., Моисеенко Е.Р., Макеева А.В. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА КОНТИТИВНЫЕ СТИЛИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2024. – № 17. – С. 20-22;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=867 (дата обращения: 31.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674