Якутия входит в состав Российской империи с 1632 года. С этого времени начинается активная деятельность по приобщению местного населения к православной вере и возрождению в крае храмового зодчества.
«Первые православные часовни и церкви на Северо-Востоке обслуживали преимущественно пришлое русское население. Но в результате христианизации народов азиатской части Российской империи храмостроительство стало составным элементом мероприятий цивилизационной политики государства» [1].
В постсоветское время в Республике Саха (Якутия) активно возрождается храмовое зодчество, реставрируются старые храмы и часовни; воссоздается их история. В 2019 у нас в Якутии дан старт проекту «Сохраним памятники».
Предметом исследования является история строительства православных церквей в Якутском крае: архитектурные особенности деревянных церквей и их культурно-исторические ценности.
Цель исследования – изучение истории строения деревянных церквей в селах и осознание их культурно-исторической ценности.
Задачи:
- изучить особенности архитектуры православных церквей;
- познакомиться с историей строительства храмов в улусах Якутии как культурно-исторических памятников края.
Методы исследования:
- изучение научной литературы, архивных материалов;
- беседа с очевидцами событий для сбора материалов;
- анализ и обобщение материалов.
С целью изучения строительства православных церквей мы выезжали в заречные улусы (районы) республики: Усть-Алданский и Чурапчинский.
В Чурапчинском улусе мы посетили с Арылаах. В селе расположена Хаяхсытская Николаевская церковь с пристроенной колокольней, которая построена в 1889 году. В истории храма записано, что построил его купец Тихон Каженкин [2].
Следует подчеркнуть, что церковь с. Арылаах является одним из самых красивых и уникальных творений культового зодчества: трехъярусная классического стиля колокольня со звонницей, двухэтажная алтарная часть, вход с двускатным навесом. Интерьер ризницы с входными проемами и дверными полотнищами. В церкви очень красивые ажурные наличники окон и короба оконных проемов.
Хаяхсытская Николаевская церковь с колокольней внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения» № 35-ОД от 03.03.2017 г.
Такая же деревянная Николаевская церковь с колокольней существует в с. Танда в Усть-Алданском улусе, откуда родом четверо легендарных Героев: Г.В. Егорова, Героя Гражданской войны, В.Д. Лонгинова, Героя Великой Отечественной войны, М.Н. Готовцева, Героя Труда России, А.М. Неустроева, Героя России.
Из архивных документов [2] и научно-исторических трудов [2,3,4,5]; нами установлено:
- первое здание церкви была построено в 1881 году; зачинщиком строительства церкви и часовни был местный князь Калининский Кузьма Иванович;
- часовня при церкви освящена во имя святого Николая Мирликийского 30 сентября 1870 года епископом Якутским и Вилюйским Дионисием;
- 11 ноября 1870 епископом Дионисием был проведен первый молебен на якутском языке;
- 25 января 1904 года старая часовня и церковь сгорели;
- новая церковь была возведена в 1908 году на пожертвования жителей 1-го и 2-го Баягантайских и Кангаласких (по некоторым данным в 1907 году);
- к церкви пристроили отдельную колокольню, высота которой составляет 25 м.; колокольня освящена в марте 1908 года;
- церковь строили местные якутские умельцы: С.Н. Заболоцкий (Тыргыыс Сэмэн), В.П. Заболоцкий и М.Н. Попов. Нарисовал иконостас И.С. Готовцев;
- прихожанами церкви являлись жители 1-го Баягантайского, 2-го Баягантайского и Кангаласского наслегов;
- из бесед с жителями села мы узнали, что около церкви раньше хоронили богатых людей из трех наслегов; при церкви действовала небольшая библиотека духовно-нравственной литературы для местного населения.
Архитектура церкви имеет свои уникальные особенности, о чем говорят исторические факты:
- церковь имеет луковичный купол, который символизирует небеса;
- кресты на церкви – главные символы христианской веры, олицетворяющие мученические жертвы Спасителя и вечной жизни.
- внутри церкви три отделения: алтарь, собственно храм и притвор (или трапеза). Алтарь знаменует собой область бытия Божия, собственно храм – область ангельского мира (духовное небо) и притвор – область земного бытия; большие и высокие окна и базилики отличаются обилием света.
Из разных исторических источников составлен список священников, служивших в Тандинской церкви (1870-1919 гг.). в т.ч. из коренных жителей. Последним из них является Лонгинов Дионисий Евстафьевич (1919 г.) – отец Героя Советского Союза В.Д. Лонгинова, уроженца с. Танда.
В 1892 году к приходу была открыта школа грамоты, преобразованная в 1894 году в церковно-приходскую школу для местного населения. Школа располагалась в доме псаломщика, в последующем на средства Епархии 1897 году построили отдельное здание [2].
По воспоминаниям местных жителей, в годы войны с церкви были сняты кресты, купола для военных нужд. После войны в здании была размещены: контора, больница, сельский клуб. С 1965 года в здании церкви работает историко-краеведческий музей. Сегодня усилиями местных жителей реставрирован весь церковный комплекс.
Таким образом, Николаевская церковь в с. Арылаах и в с. Танда – это:
- уникальные творения народа, создавшего подлинные шедевры церковной архитектуры и зодчества;
- памятники духовного наследия, свидетельствующие духовное родство двух братских народов, проживающих в Якутии;
- символ и источник уникальной и самобытной культуры края и Отечества.
Библиографическая ссылка
Багынанов Н.Ю. ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В ЗАРЕЧНЫХ УЛУСАХ ЯКУТСКОГО КРАЯ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2024. – № 17. – С. 7-8;URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=861 (дата обращения: 31.10.2024).