В данной статье рассматриваются особенности социальной работы с детьми-сиротами. Сиротство – социальное явление, определенное существованием в обществе детей, родители которых умерли, либо детей, оказавшихся без попечения родителей ввиду лишения родительских прав, признанных недееспособными, безвестно пропавшими и т.д. Как социальное явление сиротство живет столько же, сколько живёт человечество, поэтому данная тема исследования является актуальной.
Проблема сиротства в России практически всегда актуальная для Руси. Связано это с войнами и массовыми болезнями, косящими иногда города и губернии. Но прежнее общество само оказывало помощь сиротам, разбирая детей в родственные семьи.
Если не принимали ребенка в семью, то его отдавали в монастырь. Начиная с конца 17 века, в России начали появляться сиротопитательные приюты.
После октябрьской революции и гражданской войны на улицах страны скитались миллионы детей. Создавались тысячи сиротских заведений по всей стране. Советская власть искала способы и методы воспитания сирот, одним из передовых опытов «усмирения» детей, стал метод «колониального воспитания» известного отечественного новатора в области педагогики – Макаренко Антона Семеновича. Основной идеей его педагогики – коллективное управление, личность не считалась главной ценностью. В настоящее время чтобы малыш, оставшийся без родителей, комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, нужны социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с соседскими людьми, его личные успехи.
Анализ состояния проблемы призрения и социальной защиты детей-сирот показывает, что проводимую социальную работу с воспитанниками отождествляли с социальной опекой и попечительством. Преобразование детей-сирот в отдельный объект деятельности работников социальных служб положительно сказалось на увеличении круга задач социальной работы и формировании новых направлений [1].
Существуют причины, занимающие центральное место в психологическом климате развития детей, вырастающих в детских домах, интернатах:
– неправильная организация общения взрослых с детьми;
– частая сменяемость взрослых;
– слабая игровая работа в дошкольных детских домах;
– бедность конкретно-чувственного опыта детей, из-за суженности окружающей среды;
– малая педагогическая и психологическая подготовленность воспитателей;
– недостатки программ воспитания и обучения;
– недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения.
Проблема психологической помощи детям-сиротам настаивает на организацию усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребенком, попавшим в детский дом или интернат.
Темп психического развития детей-сирот отличается от детей, которые воспитаны в семье. Дети, лишенные материнской заботы, воспитанные в сиротских учреждениях, требуют социальную, психическую помощь.
Духовные черты детей-сирот отличаются некоторыми проявлениями в результате отсутствия любви, ласки, связанной с родительской потерей. Дети-сироты становятся глухими к болям других, они не умеют сочувствовать, переживать. Дети зачастую неискренние, равнодушные к похвале, награждениям, не реагируют на замечания и критику [2].
Педагогические проблемы у воспитанников детского дома возникают в связи с их педагогической запущенностью. Отсутствуют необходимые способности овладевать учебным материалом, неверное представление морально-этических, политических, экономических норм и духовно-нравственных ценностей. Бессилие контролировать свои эмоции, противоречие с нормами влечёт за собой девиантное поведение.
Психологические процессы воздействуют на социализацию воспитанников. Чтобы поддержать благополучную социализацию, надо помогать им, развить умения и навыки, которые будут содействовать в дальнейшей самостоятельной жизни [3].
Согласно статистическим данным число детей-сирот в детских домах страны снизилось с 2015 года (87,2 тысячи человек) на 46 % и составляет в настоящее время 47,1 тысячи человек [4].
В настоящее время государством реализуется Национальная стратегия действий в интересах детей на 2018–2027 годы. В России остро стоит вопрос эффективности организации социальной работы с детьми-сиротами.
Большая часть выпускников детских домов и интернатов имеют слабый уровень подготовки к самостоятельной взрослой жизни по многим признакам: физическое здоровье, осведомленность в сфере семейных отношений, профессионально-трудовые навыки. Другие признаки немного выше среднего уровня. Для улучшения ситуации службу помощи воспитанникам детского дома надо вести систематически, запуская действенные формы обучения и воспитания. Для этого разработали рекомендации по совершенствованию социальной и социально-педагогической работы детского дома по организации знаний и умений самостоятельной жизни у воспитанников.
Становление педагогических качеств выпускника детского дома осуществимо с помощью приобретения им социального опыта, что дает возможность образовать нужные общественные умения в области планированию собственной жизни, подборе ценностей, а также ценностных ориентиров. Данные навыки, возможно, получить путем выхода за границы учреждения. Кандидат психологических наук Ослон В.Н. утверждает, что опыт для дальнейшей самостоятельной жизни, нужно получать в детском доме путем имитирования условия на основе реальных жизненных ситуаций. Следовательно, необходимо вводить тренинги вместе с детьми, социальные эксперименты, а также социальное проектирование, ролевые игры, в которых они ведут себя активными субъектами и обучаются целеполаганию, обретают нужный общественный навык.
Нужно запускать здоровье сберегающие технологии, тем самым повысится работа по организации здорового образа жизни. Необходимо постоянно, а не от случая к случаю, проводить спортивные мероприятия, обсуждать их результаты, делать выводы; внедрить курсы по приобретению пониманий о личной гигиене, ввести профилактические мероприятия по предостережению образования вредных привычек у подростков, обсуждать задачи планирования семьи.
Немаловажным фактором для увеличения знаний в области семейных отношений является формирование форм семейного устройства детей, что позволит воссоздать атмосферу полноценной семейной жизни, чего нельзя в полной мере добиться в условиях учреждения.
Организованно, методично, с момента поступления ребёнка в детский дом или интернат и продлевая работу после выхода воспитанника из их стен продолжать развитие педагогической готовности воспитанников. Путем мотивирования детей-сирот на учебный процесс в сознании ребенка формируется положительное отношение к процессу обучения и воспитания. Что может качественно отразиться на выборе будущей профессии. Распространение кружковой работы для подростков на территории города и в детском доме будет содействовать углублению круга интересов, образованию социальной компетентности, гарантированию занятости в свободное время [5].
Немаловажным является своевременное проведение социально-профилактической работы. Задача состоит в предупреждении нарушений социального развития сирот, а также поддержание необходимых условий для развития личности.
Профориентационная работа воспитанников должна соответствовать дальнейшему трудоустройству выпускников. Цель состоит в организации навыков трудовой деятельности и в помощи разобраться в неизбежности работать, тем самым гарантируя свою личную жизнь. Воспитанники узнают о том, как правильно находить интересующую работу, составлять резюме и правилам поведения на собеседовании. Занятия, по мере возможности, доводить к реальности. Организовывать экскурсионные маршруты по городу и на различных предприятиях города, устраивать встречи с бывшими воспитанниками добившихся высот в своей профессиональной деятельности, бизнесменами. Оказывать консультации в подборе работы, выборе профессии. Посещать «ярмарки вакансий». Проводить обучение в стенах учреждения ведущим специальностям по региону. Комплексный подход позволит сформировать у них полезные знания, умения и навыки, которыми должен обладать каждый выпускник после выхода из детского дома. Следовательно, будет достигнута главная цель интернатной системы – успешная социализация воспитанников [6].
В заключении стоит отметить, что главными особенностями социальной работы является развитие всесторонней благополучной социализации детей-сирот:
– помощь в развитии умения и навыков, которые будут содействовать дальнейшей самостоятельной жизни;
– постоянное формирование общественных умений по подборе ценностных ориентиров, приобретения им социального опыта, что дает возможность образовать нужные общественные умения в области планированию собственной жизни;
– проведение профилактических мероприятий;
– мотивирование на учебный процесс и помощь в дальнейшем становлении в профессиональной сфере.
Ведущей задачей государства является повышение эффективности организации социальной работы с детьми-сиротами.
Библиографическая ссылка
Данилова К.А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 2. – С. 52-54;URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=85 (дата обращения: 30.10.2024).