Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНЕ ИНСПЕКЦИИ ООО «ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ ТРУДА»

Ежова М.А. 1 Третьяк Л.Н. 1
1 Оренбургский государственный университет
1. Купцова А.А., Рютов Д.Ю. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Интерактивная наука Юриспруденция. 2017. № 12. С. 100-102.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». АО «Кодекс», 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/ (дата обращения: 20.12.2022).
3. Указ Президента РФ от 16.08.2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы». АО «Кодекс», 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402519978/ (дата обращения: 20.12.2022).
4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции». АО «Кодекс», 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200097436?section=text/ (дата обращения: 23.12.2022).
5. ГОСТ Р 55269-2012 «Системы менеджмента организаций. Рекомендации по построению интегрированных систем менеджмента». АО «Кодекс», 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200102029/ (дата обращения: 23.12.2022).
6. ГОСТ Р 58542-2019 «Интегрированные системы менеджмента. Руководство по практическому применению» АО «Кодекс», 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200167809/ (дата обращения: 23.12.2022).

Тенденция роста коррупции имеет место в различных странах и организациях при их участиях в торговых процедурах и прочих действиях, связанных с принятием решений от которых зависит чье-либо благосостояние. В зависимости от вида и формы коррупции должен быть определен уровень её реального воздействия на те или иные сферы жизни общества.

Общепризнанно, что самые коррумпированные сферы жизни общества – это органы государственной власти, медицина, образование и крупный бизнес.

Следует отметить, что некоторым странам удалось достигнуть значительных результатов в «борьбе» с коррупцией и на своём примере показать, каким образом реально возможно противодействовать этому явлению. Например, Сингапур пользуется заслуженной репутацией страны с высоким уровнем неподкупности. Центром противодействия коррупции в Сингапуре является Бюро по расследованию случаев коррупции [1]. Правительством Сингапура был принят стандарт ISO 37001:2016 «Система менеджмента противодействия коррупции», разработанный международным техническим комитетом ISO/TC 278. Известно, что стандарт ISO 37001 направлен «на профилактику и предупреждение коррупции, и, как следствие, – снижение вероятности возникновения коррупционных рисков любого предприятия, независимо от его формы собственности и отраслевой принадлежности, в том числе в государственном секторе и включает рекомендации ведущих международных регулирующих органов, таких как Министерство юстиции США, Комиссии по ценным бумагам и биржам США и Министерство юстиции Великобритании».

При разработке системы менеджмента мы рекомендуем руководствоваться законодательными (нормативно-правовыми) и нормативно-техническими документами. Проведенный нами анализ документации позволил обобщить мероприятия, направленные в нашей стране на противодействие коррупции (рисунок).

Объектом исследования в анализируемом нами ООО «ЦМТ» выбрано структурное подразделение – орган инспекции (ОИ) – аккредитованный в установленном порядке в Национальной системе аккредитации Российской Федерации как юридическое лицо. ОИ обладает легитимностью проведения оценки параметров инспекции с целью предоставления информации о соответствии проверяемых объектов регламентам, стандартам, техническим требованиям, схемам инспекции или условиям контрактов. Заказчиками услуг органа инспекции могут быть как частные клиенты, так и государственные органы. Согласно положению об ОИ ООО «ЦМТ» областью деятельности подразделения является санитарно-эпидемиологическая экспертиза, исследования, испытания и оценка. В своей деятельности ОИ ООО «ЦМТ» выполняет различные функции: анализ заявлений, договоров (контрактов); планирование инспекции; проведение предварительной экспертизы документов, в том числе проектной документации; обследование объекта, экспертизу проектной документации; исследования, испытания и измерения; гигиеническую оценку результатов лабораторных и инструментальных исследований.

В настоящей момент в ОИ ООО «ЦМТ» функционирует система менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции» [4], которая требует соблюдения принципов беспристрастности и независимости, оценки рисков беспристрастности. Национальным стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 в отношении подобных органов инспекции регламентирована ответственность за беспристрастность в своей инспекционной деятельности «и запрет коммерческому, финансовому или иному давлению, дискредитирующему его беспристрастность». Кроме этого, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 предусмотрена необходимость постоянного выявления угроз беспристрастности, а в случае их выявления «ОИ должен быть в состоянии продемонстрировать, как он устраняет или минимизирует эту угрозу. ОИ должен заручиться активной поддержкой высшего руководства в отношении политики беспристрастности и быть независимым в такой степени, как того требуют условия, определяющие предоставление его услуг». В ОИ ООО «ЦМТ» в данный момент разработана и внедрена система обеспечения независимости и беспристрастности при осуществлении деятельности, которая позволяет ОИ должным образом выполнять его инспекционные функции и исключать конфликт интересов. Однако руководством ООО «ЦМТ» в качестве мероприятий по улучшению деятельности своего структурного подразделения принято решение о необходимости внедрения системы менеджмента противодействия коррупции в деятельность ОИ. Контроль за исполнением деятельности следует рассматривать как практический аспект внедрения системы менеджмента противодействия коррупции.

missing image file

Основные мероприятия по противодействию коррупции, регламентированные в РФ нормативно-правовыми актами (систематизировано авторами статьи)

Для успешного и своевременного внедрения этой системы менеджмента необходимо учитывать рекомендации ГОСТ Р 55269-2012 «Системы менеджмента организаций. Рекомендации по построению интегрированных систем менеджмента» [5]. В этом национальном стандарте приведены рекомендации по построению интегрированных систем менеджмента в организациях, независимо от формы и вида деятельности компании. ГОСТ Р 55269-2012 рекомендует при планировании и создании интегрированных систем определение и оценку рисков по каждому аспекту деятельности компании с последующей разработкой мероприятий по их управлению. При планировании процессов интегрирования системы менеджмента согласно ГОСТ Р 55269-2012 необходимо определить ответственность сторон и наделить полномочиями персонал в каждом процессе. Руководству компании также необходимо разработать политику организации. Определить цели и задачи, которые должны быть согласованы с политикой и иными требованиями компании.

Следует подчеркнуть, что при функционировании интегрированных систем важно идентифицировать процессы и управлять ими. Весь персонал компании также должен быть компетентен в выполнении задач и требований. В организации должна быть определена инфраструктура, которая необходима для достижения поставленных целей. Организация должна уметь управлять документацией, а именно разработать, внедрить и поддерживать данную процедуру. Организация должна управлять записями, определить средства управления, хранения, защиты и т.д. Также должен осуществляться обмен информацией между подразделениями компании и другими внешними заинтересованными сторонами. Помимо этого, необходимо также руководствоваться ГОСТ Р 58542-2019 «Интегрированные системы менеджмента. Руководство по практическому применению» [6], в котором приведены рекомендации по внедрению интегрированных систем менеджмента (IMS-систем) на предприятиях всех отраслей, вне зависимости от их типа и размера. Стандартом рекомендовано на начальном этапе определение структуры IMS-системы, наиболее подходящей для организации, при этом должны учитываться цели бизнеса, доступные для компании ресурсы и область применения IMS-системы. На следующем этапе в ГОСТ Р 58542-2019 регламентирован сбор и анализ производственной информации, в том числе состав учетной информации, позволяющей сформировать концепцию системы и перечень необходимых мер.

На этапе реализация IMS-системы требуется ее адаптация к бизнес-потребностям конкретной компании с учетом ранее выделенных аспектов. Система должна отображать бизнес-процессы, существующие в компании, и поддерживать выбранную ею стратегию достижения намеченных целей. Для успешной реализации IMS-системы необходима активная поддержка со стороны руководства компании. После сбора данных и информации должна проводиться оценка зарегистрированных материалов, отчетов, статистических данных. Затем, на основе этой оценки, вновь определяются цели и меры, которые сориентируют производственные циклы в нужном направлении. Все рабочие процедуры, процессы, регламенты и т.п., должны быть задокументированы. IMS-система может быть реализована на основе PDCA-модели или с применением процессной модели. Реализация IMS-системы на основе процессной модели требует получения информации о фактической ситуации. Так же определяются процессы IMS-системы и документируются. Проверка и оценка процессов IMS-системы, корректирующие меры так же не менее важны. Помимо этого в стандарте в разделе «Поддержка и дальнейшее развитие IMS-системы» так же описаны операции, необходимые к выполнению после внедрения IMS-системы.

Таким образом, в связи с многочисленными прецедентами роста коррупции в настоящее время необходимы мероприятия, направленные на предотвращение возникновения коррупционных рисков. Их разработка должна быть выполнена с учетом особенностей деятельности организаций и их структурных подразделений. Требуют дальнейшего исследования риски угрозы беспристрастности орган инспекции, в частности, в условиях деятельности структурного подразделения ООО «ЦМТ».


Библиографическая ссылка

Ежова М.А., Третьяк Л.Н. К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНЕ ИНСПЕКЦИИ ООО «ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ ТРУДА» // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2023. – № 14. – С. 90-92;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=743 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674