Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Даутова А.М. 1 Явкина Д.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
1. Файзрахманова Ч.Р., Денисова Я.В. Внедрение интегрированных систем менеджмента в образовательных учреждениях как перспективный путь развития // Вестник науки и образования. 2018. Т. 1.
2. ГОСТ 58542-2019 Интегрированные системы менеджмента. Руководство по практическому применению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200167809 (дата обращения: 09.12.2022).
3. Шевченко В.И. Система менеджмента качества учреждения высшего образования: формирование структуры процессов и оценка функционирования: автореф. дис. … канд. экон. наук. Минск: 2017. 23 с.
4. Система менеджмента качества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://amu.edu.kz/ru/infocenter/sistema- menedzhmenta-kachestva/11/703/ (дата обращения: 09.12.2022).
5. Писаренко К.Э., Квитко В.Ж. Экологический менеджмент в образовательном учреждении // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 2. С. 10-23.
6 Какие выгоды и преимущества дает внедрение OHSAS 18001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.glavsert.ru/articles/1022/ (дата обращения: 09.12.2022).
7 Интегрированная система менеджмента как фактор повышения конкурентоспособности современного вуза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://izron.ru/articles/perspektivy-razvitiya-ekonomiki-i-menedzhmenta-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-nau/sektsiya-24-ekonomika-i-upravlenie-kachestvom/integrirovannaya-sistema-menedzhmenta-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-sovremennogo-vuza/ (дата обращения: 09.12.2022).
8 Система менеджмента социальной ответственности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://akvobr.ru/sistema_menedzhmenta_socialnoy_otvetstvennosti.html. (дата обращения: 09.12.2022).
9 Система качества образования ОГУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sko.osu.ru/ (дата обращения: 09.12.2022).
10 Хабирова Д.Н., Вольнов А.С. Анализ требований ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия коррупции. Требования и руководство по применению» // Международный студенческий научный вестник. 2022. № 2. Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20937 (дата обращения: 09.12.2022).

Интегрированная система менеджмента (ИСМ) считается одним из наиболее действенных инструментов, способствующих повышению результативности системы менеджмента и совершенствованию деятельности организации в целом [1].

ИСМ называют систему менеджмента организации, представленной требованиями двух или более международных стандартов, принятых в различных областях и объединенных в рамках единой структуры [2]. Внедрение ИСМ в учреждениях высшего образования (УВО), способно гарантировать предоставление качественных образовательных услуг для удовлетворения ожиданий потребителей образовательных услуг (государство, общество).

Стандарты для интеграции выбирают в зависимости от специфики УВО, но основным базовым стандартом является ISO 9001:2015. Совместно с системой менеджмента качества (СМК) по ГОСТ Р ИСО 9001-2015 интегрируют: систему экологического менеджмента (ГОСТ Р ИСО 14001-2016), систему менеджмента охраны здоровья и безопасности труда (ГОСТ Р 54934-2012), систему менеджмента социальной ответственности (ГОСТ Р ИСО 26000-2012), систему менеджмента информационной безопасности (ГОСТ Р ИСО/МЭК 27000-2012) и другие [1]. На соответствие стандарту ISO 9001:2008 сертифицировано более 20 тысяч СМК учреждений образования в мире. Все это подтверждает обоснованность утверждения того, что модель СМК, приведенная в международных стандартах ISO серии 9000, является наиболее приемлемой для УВО [3].

Примером интеграции систем менеджмента в вузах может служить АО «Медицинский университет Астана». В университете ИСМ построена и функционирует на основе: принципов СМК и требований международного стандарта ISO 9001:2015; фундаментальных концепций и критериев Модели Совершенства EFQM (европейская модель управления качеством деловых процессов); системы экологического менеджмента ISO 14001:2004; системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья ISO 18001:2007; системы энергетического менеджмента ISO 50001:2011. Внедренная ИСМ позволила: минимизировать функциональную разобщенность менеджмента, путем высокой вовлеченности персонала улучшить деятельность организации и повысить внимание балансу интересов внешних сторон организации [1, 4].

ИСМ Университета имени А.П. Гояля Шимла (Индия) включает в себя: систему менеджмента качества (ISO 9001); систему менеджмента безопасности пищевой продукции (стандарты на основе принципов ХАССП); систему менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (OHSAS 18001); систему экологического менеджмента (ISO 14001) [1].

Университетский колледж Ирака (в Ираке – УВО) имеет собственную интегрированную систему менеджмента качества QHSE (Quality, Health, Safety, Enviromental and Security), основанную на международных стандартах серий ISO 9001, ISO 14001 и OHSAS 18001. Руководство университета гарантирует, что интегрированная система управления QHSE понимается, применяется и выполняется как культура колледжа и является приоритетной неотъемлемой частью эффективности действий [1].

Российские УВО, также внедряют и сертифицируют ИСМ, построенные на интеграции универсальных стандартов на системы менеджмента. Информация об ИСМ, внедренных в деятельность отдельных УВО РФ, представлена в таблице.

Как видно из таблицы, наиболее распространенной интеграцией международных стандартов на системы менеджмента среди УВО, является сочетание ГОСТ Р 54934-2012 и ГОСТ Р ИСО 9001-2015, встречаются комбинации с ИСО 14001:2016 и ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Некоторые вузы вводят свои специфичные профильные (отраслевые) стандарты. Например, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» интегрирует ГОСТ Р ИСО 31000-2010, ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 с системой менеджмента качества.

Законодательство об образовании а также федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) требуют, чтобы условия реализации образовательных программ в аудиториях, лабораториях и центрах соответствовали всем нормам охраны труда, так как их невыполнение является нарушением требований к качеству образовательных услуг согласно законам РФ. Особенностью применения стандарта BS OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012) в УВО является также и то, что данный стандарт нацелен на выполнение требований не только со стороны преподавателей и сотрудников университета, но и со стороны обучающихся. Внедрение системы менеджмента охраны труда позволит учреждениям: выявлять и контролировать опасные производственные факторы; эффективно управлять рисками, связанными с безопасностью трудовой деятельности; предотвращать несчастные случаи и нештатные ситуации; минимизировать возможный ущерб от деятельности, не соответствующей стандартам безопасности труда [6].

Системы менеджмента, интегрированные и внедренные в деятельность УВО РФ [1, 5]

Наименование УВО

Системы менеджмента, интегрированные и внедренные в деятельность УВО

Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ)

ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) Системы менеджмента качества. Требования

IQNet SR 10 (ГОСТ Р ИСО 26000-2012) Система менеджмента социальной ответственности (Руководство по социальной ответственности)

BS OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012) Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

ФГБОУ ВО «Казанский

федеральный университет»

ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) Системы менеджмента качества. Требования

BS OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012) Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева»

ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ РВ 0015-002-2020 «Система менеджмента качества разработки и постановки на производство военной техники»

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) Системы менеджмента качества. Требования

ISO 14001:2016 (ГОСТ Р ИСО 14001-2016) Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

BS OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012) Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

ISO 9004:2019 (ГОСТ Р ИСО 9004-2019) Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации

ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности

ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство

Если говорить о социальной ответственности вуза перед обществом (ГОСТ Р ИСО 26000-2012), стоит отметить, что социальная среда, в которой функционирует любой университет, предъявляет к нему повышенные требования как в отношении качества подготовки выпускников, выполнения требований ФГОС, так и в плане комфортности условий труда, социальной защищенности, реализации благотворительных программ и акций, поддержки общественных движений, ветеранов и соблюдения этических моментов при осуществлении этой деятельности [7].

С каждым годом увеличивается число вузов, внедривших несколько стандартов на системы менеджмента и интегрировавших их в свою систему управления. Такая тенденция демонстрирует рост развития образовательных учреждений в улучшении показателей эффективности своей деятельности [1].

Среди причин, мотивирующих российские вузы внедрять ИСМ выделяют следующие [1]:

получение преимуществ в конкурсных программах развития различных секторов экономики; повышение имиджа в глазах регулирующих органов, работодателей, компаний-партнеров, в особенности международных предприятий; предоставление более качественных образовательных услуг; повышение конкурентоспособности университетов.

По мнению экспертов журнала «Аккредитация в образовании» [8], высшее образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения потребностей общества, проблема социальной ответственности в первую очередь встает перед образовательными организациями. Социально ответственное УВО способствует ускорению развития региона, укреплению международных экономических связей региона и страны со странами-партнерами, росту репутации образовательной организации, увеличению ценности бренда вуза и его инвестиционной привлекательности. Социальная ответственность является фундаментом конкурентоспособности и залогом выхода вуза на международный уровень, а также должна быть неотъемлемой частью его стратегии и долговременной политики.

Оренбургский государственный университет (ОГУ) имеет свою систему качества, основанную на требованиях стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [9]. На кафедре метрологии, стандартизации и сертификации ОГУ в рамках выполнения магистерской диссертации разработаны предложения по внедрению системы менеджмента противодействия коррупции в образовательных учреждениях [10].

Опираясь на опыт других высших учебных заведений, нами выявлена целесообразность внедрения в деятельность Оренбургского государственного университета интегрированной системы менеджмента на основе руководства по социальной ответственности (ГОСТ Р ИСО 26000-2012) и системы менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Это позволит повысить степень ключевых показателей образовательной деятельности, включая повышение уровня практической подготовки выпускников, качества труда, социальной защищенности.


Библиографическая ссылка

Даутова А.М., Явкина Д.И. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2023. – № 14. – С. 82-84;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=740 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674