Актуальность исследования обоснована тем, что в материалах Федерального Государственного Образовательного Стандарта II-го второго поколения в разделе «Начальное общее образование» «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации» входит в список основных ценностных ориентиров. Следовательно, одной из главных компетенций учащегося младшего школьного возраста является самостоятельность, которая базируется на процессе освоения им рефлексивных навыков, в котором учитываются его индивидуальные особенности и действующие общеучебные навыки и умения.
Цель: проведение психолого-педагогического эксперимента и получение профессиональных умений и опыта научно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Сформировать выборочную совокупность, инструктировать и мотивировать испытуемых, провести констатирующий этап психолого-педагогического эксперимента.
2. Выбрать и описать методы математико-статистической обработки результатов проведенного исследования.
3. Обработать, проанализировать и интерпретировать результаты первичной диагностики.
4. Обобщить полученные данные, сформулировать выводы по результатам проведенного исследования
В диагностике принимали участие 2 класс в количестве 25 человек и 4 класс в количестве 23 человек.
Диагностика проводилась на основе методик, представленных в приложении.
Испытуемые были проинструктированы перед провидением констатирующего этапа психолого-педагогического эксперимента. Мотиваций обучающихся послужила практическая значимость данного исследования.
По результатам диагностики по методикам получены следующие результаты.
1. Методика «лесенка» (Щур В.Г.)
В диагностике принимали участие 2 класс в количестве 25 человек и 4 класс в количестве 23 человек. У большинства детей обоих классов адекватная самооценка.
2. Тест Куна – Макпартленда «Кто Я» (Модификация Т.В. Румянцевой)
В диагностике принимали участие 2 класс в количестве 25 человек и 4 класс в количестве 23 человек. В целом можно обнаружить, что для учеников обоих классов более характерно проявление «Рефлексивного Я» и «Деятельного Я».
3.Карта проявлений самостоятельности (А.М.Щетинина)
По результатам полученных данных можно сказать, что в 4-м классе с высоким уровнем 47%, а во 2-м 28%. Эти учащиеся имеют высокий уровень развития смелости, инициативности, самостоятельности, деловитости, упрямства. Со средним уровнем иначе, во 2-м классе 47% испытуемых показали средний уровень самостоятельности, в 4-м – 53% ребят. Низкий уровень продемонстрировали 24% учащихся во 2-м классе, а в 4-м классе отсутствует низкий уровень самостоятельности. Из данных представленных на рисунке 5 видно, что показатели самостоятельности испытуемых, которые обучаются в 4 классе выше, чем у испытуемых, которые посещают 2 класс.
4. Анкета «Оценка уровня развития силы воли» показали, что у учеников во 2-м классе, уровень силы воли выше, чем в 4-м классе.
Были выявлены значимые различия между двумя методиками - Карта проявлений самостоятельности (А.М.Щетинина) и в анкете «Оценки уровня развития силы воли».
Из проведенных исследований видно, что самостоятельность и уровень силы воли развита лучше у испытуемых во 2-м классе, чем в 4-м классе. По оценкам шкал методик они проявляют сдержанность в конфликтных ситуация, выполняют поручения, которые могут им быть не приятны, всегда выполняют домашние задания, иногда осуждают тех, кто опаздывает на занятия, так же у детей во 2-м классе, чаще есть распорядок дня, которому они придерживаются.
В 4-м ж классе, испытуемые чаще отвлекаются на уроках, если сверстники их на это провоцируют, реже могут сдержать себя в конфликтной ситуации, детей, которые проявляют самостоятельность, которые делают каждое утро зарядку меньше.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что детям в 4-м классе необходима психологическая помощь.
Библиографическая ссылка
Шлыков И.И., Келарёва Ю.А. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2025". 2023. № 14. С. 62-63;URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=732 (дата обращения: 20.05.2025).