Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ОЦЕНКА РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Алване К.Х. 1 Аралова В.С. 1 Лущик М.В. 1 Губин А.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко»
1. Новицкий В.В., Гольдберга Е.Д. Патофизиология: eчебник для медицинских вузов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001. 716 с.
2. Чубаров Т.В., Бессонова А.В., Жданова О.А., Артющенко А.И., Шаршова О.Г. Факторы риска развития ожирения в различные периоды детства // Ожирение и метаболизм. 2021. № 18(2). Р. 163-168.
3. Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни: краткий обзор. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2020.
4. Белых Н.А., Блохова Е.Э., Фролов А.И., Рогова П.А. Психологические особенности личности детей с избыточной массой тела и ожирением / Н.А. Белых // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7. № 3.
5. Бейс Г., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Школы здоровья в Европе и в России. М.: НЦЭД РАМН, 2009.
6. Скотникова Ю.В., Архангельская А.Н., Бурдюкова Е.В., Игнатов Н.Г., Рогозная Е.В., Самусенков О.И., Гуревич К.Г. Избыточная масса тела и гиподинамия как факторы риска развития патологии сердечно-сосудистой системы у детей и подростков // Вестник новых медицинских технологий. 2016. Т. 23. № 1.

Ожирение является одним из самых распространённых метаболических нарушений XXI века. Эта проблема актуальна несмотря на социальную и профессиональную принадлежность, возраст, пол и зоны проживания. За последнее десятилетие число таких больных в мире увеличилось почти в два раза и по оценке специалистов в 2025 г. их количество составит 300 млн человек [1].

Формирование этого заболевания часто происходит в детском возрасте, а иногда истоки ожирения закладываются пренатально. Часто патологическая прибавка в весе матери может стать предрасполагающим фактором формирования ожирения у ребенка [2]. Также существуют множество факторов, играющих важную роль в развитие ожирения, такие как: наследственность, социально-экономическое положение, нерациональное вскармливание и питание ребёнка в грудном возрасте, низкая физическая нагрузка, неправильное питание (избыточное потребление углеводов, жиров, соли и газировок) и недостаток сна. Ожирение является одним из основных факторов риска развития гипертонии, атеросклероза, сахарного диабета, инсульта, инфаркта миокарда и имеет неблагоприятный прогноз при отсутствии своевременного адекватного лечения.

По классификации ожирение делится на первичное и вторичное. Первичное, в свою очередь, возникает при нарушении гормональной связи между гипоталамусом и жировой ткани. Вторичное ожирение возникает при нарушении соотношения между процессами липогенеза и липолиза.

По стадиям:

1 – отложение жира до 30% (ИМТ=30-34,9),

2 – до 50% (ИМТ=35-39,9),

3 – до 100% (ИМТ=40 и >),

4 – >100%.

По особенностям морфологии жировой ткани выделяют гиперпластическое и гипертрофическое ожирение. Гиперпластическое ожирение связано с увеличением количества адипоцитов. Гипертрофическое ожирение сопровождается увеличением размеров адипоцитов (зависит от питания).

Цель исследования: произвести оценку распространенности избыточной массы тела и ожирения среди учащихся средней школы.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования были 278 школьников (среди них: 50,7% – женского пола, 49,3% – мужского, учащиеся в средних классах (МБОУ Гимназия им. Академика Н.Г. Басова, ГБОУ Гимназия №1 г. Карабулак, МБОУ СОШ №85, ОГАОУ «Губкинская СОШ с УИОП»). Метод исследования – онлайн анкетирование на платформе Google, которое включало ряд различных вопросов о данном заболевании. Вопросы анкетирования включали сведения о наследственной предрасположенности, наличии аутоиммунных заболеваний, влиянии избыточной массы тела на качество жизни, возрасте, в котором была диагностирована избыточная масса тела, особенностях образа жизни. Обработка статистических данных осуществлялась с применением пакета программ Microsoft Excel и включала расчёт относительных показателей (%). Достоверность полученных результатов оценивали с помощью t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение

На основании полученных данных было установлено, что 20,6% школьников женского пола и 28,5% мужского пола в возрасте от 11 до 16 лет имеют избыточную массу тела, в то время как 14,9% девушек и 16% юношей страдают ожирением. У 25,9% опрошенных нами учащихся выявляется наследственная предрасположенность – избыточная масса тела определяется у родственников. Немаловажным фактом является наличие у 1,4% учащихся аутоиммунных заболеваний (таких как: сахарный диабет, аутоиммунное повреждение щитовидной железы), которые также имеют генетическую обусловленность у 3-х из 4-х выявленных случаев.

86,5% подростков с увеличенным ИМТ отмечают влияние имеющейся избыточной массы тела на качество жизни. Наиболее распространенными являются такие признаки, как одышка при физической нагрузке (60,4%), усталость, упадок сил и отсутствие энергии на выполнение рутинных дел (46,8%), головная боль (12,6%), нарушения сна (18,9%). Стоит также упомянуть о такой важной проблеме, как психологический дискомфорт и низкая самооценка (86,4% опрошенных, страдающих избыточной массой тела). Потеря энтузиазма заниматься привычными делами, ранее приносившими удовольствие, пробовать новые хобби отмечается у 32,4%. Также 39,6% убеждены, что лишний вес может стать помехой во взрослой жизни. Психологические и поведенческие отклонения являются одной из важнейших проблем пубертатного периода, поэтому таким подросткам требуется повышенное внимание и дополнительная поддержка со стороны родителей и педагогов (рис. 1).

Нами установлено, что развитие избыточной массы тела у опрошенных было впервые отмечено в возрастном диапазоне 5-7 лет.

Среди причин, которые по мнению учащихся могли привести к развитию у них лишнего веса (рис.2), были названы неправильное нерациональное питание, богатое вредными высококалорийными продуктами (74,7% опрошенных употребляют чипсы, сухарики, другие снеки и газированные напитки), низкий уровень физической активности (91,9% не занимаются физической культурой и спортом, проводят не менее 4-х часов ежедневно за экраном телефона, планшета, компьютера, телевизора и других устройств), генетическая предрасположенность (55,8%).

Следует отметить, что по данным ВОЗ здоровый образ жизни является фактором, оказывающим влияние на продолжительность и качество жизни на 50-55%, в то время как роль других факторов вносит значительно меньший вклад: роль наследственных факторов составляет 15-20%, состояние окружающей среды – 20-25%, деятельность системы здравоохранения – 10-15% [3].

missing image file

Рис. 1. Психологические и поведенческие отклонения у подростков, страдающих избыточной массой тела и ожирением

missing image file

Рис. 2. Причины, которые по мнению учащихся могли привести к развитию у них лишнего веса

Популяризация здорового образа жизни, формирование правильных установок путем применения различных наглядных методов среди детского населения является первостепенной задачей, которая стоит перед государством на всех уровнях: федеральном, региональном и местном [4]. Практически главенствующая роль в формировании правильного отношения к собственному здоровью у детей принадлежит школьному процессу. Одной из важнейших задач школ является соблюдение рекомендаций по обеспечению рационального режима питания и двигательной активности учащихся. К сожалению, в настоящее время интенсивность школьной программы способствует перегрузке информацией, снижению трудоспособности, развитию переутомления и отклонениям в физическом развитии, а ограничение количества уроков физической культуры в школах не обеспечивает должного уровня двигательной активности учащихся.

Гиподинамия приводит к негативным последствиям для здоровья растущего организма, происходит перегрузка и истощение функциональных резервов ЦНС, развиваются различные заболевания, которые с течением времени могут переходить в хроническую форму [5]. Недостаток физической активность в сочетании с другими факторами способствует развитию избыточной массы тела и ожирения детей и подростков [6]. Детям и подросткам необходимо еженедельно посвящать не менее 60 минут в день занятиям физически активной деятельностью, а также сокращать продолжительность малоподвижных периодов, особенно время досуга у экрана телевизора, компьютера или другого технического устройства. [3].

Выводы

Исходя из результатов проведенного анкетирования следует отметить, что избыточной массой тела и ожирением страдают почти четверть школьников, большая часть которых преимущественно женского пола. Впервые лишний вес у большинства учащихся средней школы диагностируется в дошкольном возрасте. Потенциальными факторами, обуславливающими развитие ожирения, являются неправильный образ жизни, генетическая обусловленность и наличие аутоиммунных заболеваний. Четверть опрошенных имеют наследственную предрасположенность к избыточной массе тела. Аутоиммунные заболевания также обусловлены генетическими факторами в большинстве случаев и оказывают влияние на увеличение ИМТ. Детям, страдающим избыточной массой тела и ожирением, присущи некоторые поведенческие и психологические расстройства, которые требуют повышенного внимания со стороны родителей и педагогов [4]. Следует помнить о том, что для устранения гиподинамии важно контролировать продолжительность малоподвижных периодов, не проводить свободное время исключительно за экраном телефона, компьютера или другого устройства [3].


Библиографическая ссылка

Алване К.Х., Аралова В.С., Лущик М.В., Губин А.И. ОЦЕНКА РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2023. – № 14. – С. 7-9;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=704 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674