Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Богачев А.А. 1 Ерофеева М.А. 1
1 ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»
1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. 100 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aksp.ru/work/sd/metod/files/suicide.pdf (дата обращения: 25.05.2022).
2. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь близким. [Электронный ресурс]. URL: https://ekolobkova.ru/images/Knigi/Psixologicheskaya-pomosch-blizkim.pdf (дата обращения: 25.05.2022).
3. Мафсон Л., Моро Д., Вейссман М., Клерман Д.М. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия / Пер. с англ. Е. Хромовой. М.: Эксмо, 2003. 320 с.
4. Шелехов И.Л., Каштанова Т.В., Корнетов А.Н., Толстолес Е.С. Суицидология: учебное пособие. Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. 203 с.
5. Вопросы диагностики и профилактики суицидального поведения детей и подростков: методические рекомендации для врачей общесоматической сети, школьных психологов / сост. Ворсина О.П., Дианова С.В., Чернигова Е.П. Иркутск, 2015. URL: https://irkobl.ru/sites/kdnizp/doc/revomend/met_rek/metod.rec.suicvidy.pdf (дата обращения: 23.05.2022).

Согласно статистике, от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет. Это составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. По данным ВОЗ, в нашей стране ежегодно завершают жизнь самоубийством полторы тысячи подростков. Поэтому тема профилактики суицида у подростков более чем актуальна.

Подростковый возраст, это возраст, когда ребенок проходит в своем развитии огромный путь взросления, обретает чувство личности, это наиболее восприимчивый к влияниям суицидальных факторов возраст.

А.Е. Личко (1985) выделил три основных типа суицидального поведения подростков: истинное, аффективное, демонстративное. [1, с.63] Истинный суицид чаще встречается у взрослых. Он не бывает спонтанным, всегда ему предшествует депрессия, мысли о самоубийстве. Для окружающих же все это может оставаться незаметным. Демонстрационный суицид является игрой, целью которой может быть получение выгоды, привлечение к себе внимания. Такие люди уверены, что их спасут. То-есть, не каждый суицидально настроенный подросток имеет своей целью -прекращение жизни, не каждый отдает себе отчет в своих действиях. Но есть и общие черты суицидентов:

1. Наличие проблемы, которую они решают таким способом.

2. Неспособность и дальше переносить мучения, переживания.

3. Желание отключить сознание.

4. Наличие неудовлетворенных психологических потребностей.

5. Чувство безнадежности и беспомощности.

6. Амбивалентность. Желание покончить с собой и ожидание вмешательства извне.

7. Состояние сужения аффективной и когнитивной сфер. Отсутствие будущего, прерывание связей с прошлым, ограничение выбора вариантов поведения.

8. Эгрессия. То есть бегство из семьи, уход с работы, дезертирство из армии.

9. Сообщение о своем суицидальном намерении, подача сигналов.

10. В анамнезе жизни поведение человека соответствует суицидальному.

Проявления суицида могут быть внутренними (мысли, замыслы, намерения) и внешние (суицидальные попытки и завершенный суицид). Первое, что необходимо сделать, это понять причины, заставшие человека идти на столь экстремальный поступок [2]. Они очень индивидуальные, однако постараемся обозначить основные:

1. Неурядицы в личной жизни.

2. Непонимание окружающими, одиночество.

3. Финансовые проблемы.

4. Несправедливость по отношению к себе.

5. Физические издевательства (изнасилования, побои).

6. Целенаправленная травля (в том числе доведение до самоубийства).

7. Проблемы на работе.

8. Потеря смысла жизни, интереса к жизни, усталость от жизни.

9. Проблемы со здоровьем.

10. Самоубийство для сохранения чести.

11. Приём психоактивных веществ.

12. Нереализованность в жизни (творческая, профессиональная).

13. Психические расстройства.

14. Желание начать жизнь заново (для верующих в реинкарнацию).

15. Ритуальное самоубийство.

16. Подражательное самоубийство.

Подростки с суицидальными намерениями характеризуются отягощенным социальным окружением: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. При этом мотивы суицида, как правило, незначительны: плохая оценка, обида на взрослого, чувство несправедливости, однако воспринимаются они ребенком как крайне значимые. Подростки действуют демонстративно, неумело и воспринимают суицид как нечто героическое.

Кроме того, существуют факторы, повышающие вероятность суицидальной попытки у подростка:

• Склонность к отчуждению, уединению.

• Побеги из дома.

• Утрата близких.

• Конфликты в семье, школе.

• Нарушение аппетита, сна, апатия.

• Изменения в поведении.

• Алкоголь, наркотики.

• Рисунки, записки, разговоры о смерти.

• Увлечение религиозно-мистической литературой.

• Потеря интереса к любимым занятиям.

• Вступление в секту.

• Увлечение азартными играми.

• Свободный доступ к оружию, таблеткам, ядовитым веществам.

Воздействие на условия и причины, вызывающие суицидальное поведение- основа профилактики суицида. Под профилактикой здесь понимается система государственных, социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических и иных мероприятий, направленных на предупреждение развития суицидального поведения. [3, с.42]

Различают общую, первичную, вторичную и третичную профилактики. Общая профилактика, это мероприятия, направленные на развитие личностных ресурсов и сохранение психического здоровья. Первичная профилактика – выявление подростков группы риска. Вторичная профилактика – работа с детьми с высокой степенью риска суицида. Третичная профилактика – предотвращение повторов суицидальных попыток.

Конечно, профилактика суицидов должна вестись на различных уровнях:

1. На уровне государства создаются законы, направленные на удовлетворение материальных и духовных потребностей семей.

2. На муниципальном уровне создаются условия для оздоровления среды и жизнедеятельности школьников.

3. На индивидуальном уровне проводится воспитательная работа, направленная на предупреждение и коррекцию отклонений в поведении.

Приоритет в профилактике суицида среди детей отдается сфере образования. В каждом учреждении необходимо присутствие специалиста, который сможет вовремя выявить лиц, склонных к суициду, и оказать помощь.

Нужно помнить, что психологический кризис – явление временное, и если в этот момент человек получит психологическую помощь, то он может отказаться от суицидальных намерений. Поэтому возрастают требования к специалисту, работающему с суицидальными личностями. В первую очередь он должен обладать высокой устойчивостью к психоэмоциональным перегрузкам, быть соматически и психически здоровым. Обладать способностью к самоконтролю и произвольной регуляции своего поведения, высокой внутренней культурой и тактом. На первое место ставить здоровье и жизнь человека, уважительно и серьезно относиться к проблемам пациентов, так как правильная оценка риска и предотвращение самоубийства чрезвычайно важны. Главная же задача психолога – разобраться, почему человек хочет умереть, как сделать жизнь для него более ценной, найти то, что поможет ему не считать самоубийство единственным выходом.

Хорошо зарекомендовали себя следующие правила работы с потенциальными суициндентами [4, c.155]:

1. Подбирать ключи к разгадке суицида. Определить проблему, которую таким образом решает человек.

2. Принять суицидента как личность. Лучше преувеличить опасность, чем недооценить намерения человека.

3. Установить доверительные взаимоотношения. Проявить заботу, доброжелательность, отзывчивость.

4. Быть внимательным, спокойным и понимающим слушателем. Дать высказаться, поблагодарить за откровенность.

5. Не спорить. Ни в коем случае не доказывать, что у человека все хорошо или наоборот, что он позор семьи.

6. Задавать вопросы, чтобы помочь человеку разобраться в своих чувствах. (Надеюсь ты не думаешь о самоубийстве? Когда возникли такие мысли? Почему появились эти чувства? И т.д.) [5, с.39]

7. Не предлагать неоправданных утешений. Ни в коем случае не игнорировать слова суицидента. Обесценивание проблемы суицидального человека заставляет почувствовать его еще более одиноким.

8. Предложить конструктивные подходы решения проблемы, поразмышлять, как можно было бы облагоустроить проблему.

9. Вселить надежду, объяснить суициденту , что проблемы жизни решаемы , уход от жизни – процесс необратимый, что все в жизни еще перестроиться , измениться и станет лучше.

10. Оценить степень риска самоубийства, определить, насколько глубокая или наоборот небольшая ситуация, продуманный ли план это или легкое помышление, выявить другие факторы (алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений).

11. Не оставлять человека одного в ситуации высокого суицидального риска, можно заключить с человеком – суицидальный контракт и в случае чего, созваниваться с данным человеком.

12. Сохранять заботу и поддержку даже если критическая ситуация спала. Родственникам необходимо быть рядом, сигнализировать и, в случае острой ситуации, обращаться к психологической и медицинской помощи.

Жизнь человека бесценна! Нужно помнить об этом и прикладывать все усилия, чтобы не допустить суицида.


Библиографическая ссылка

Богачев А.А., Ерофеева М.А. ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2022. – № 13. – С. 57-59;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=695 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674