Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ВАЖНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ПО КИТАЙСКОМУ ТРАДИЦИОННОМУ УЗОРУ В ШКОЛАХ

Чэнь Юйцэнь 1
1 Московский педагогический государственный университет
1. Цзинь Лицзюань, Векслер А.К. Освоение методов создания орнаментальных композиций в процессе изучения традиционного китайского узора. М., 2020.
2. Песчанская Е.В. Способы выражения добрых пожеланий в традиционных и нетрадиционных китайских орнамента. М., 2019.
3. Тун Цзэся, Тан Сюэ. Применение традиционных китайских декоративных узоров на уроке художественного оформления и живописи. М., 2020. С. 82-87.
4. Векслер А.К., Ткаченко Д.А. Орнаментальная композиция: учебно-методическое пособие для студентов художественных вузов. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. 89 с.
5. Иванов Н.А. Герменевтика орнамента: к методологии интерпретации орнаментальных композиций // Международный журнал исследований культуры. 2015. № 3 (20). С. 14-25.
6. Анисимова-Ткалич С.К., Ткалич А.И. Подготовка этноучёных на основе моделирования кооперативных научных исследований в регионах России // Современные наукоёмкие технологии. 2020. № 8. С. 108-112.
7. Ткалич С.К., Ткалич А.И. Региональная культура в первой половине XXI века: новые смыслы и поиск гармонии // Наука и школа. 2021. № 4.
8. Прокопова Е.В. Орнаментальная композиция как способ получения различного визуального восприятия моделей одежды // Актуальные вопросы технических наук: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2019 г.). СПб.: Свое издательство, 2019. С. 50–53.

Развитие традиционных китайских узоров и высокие достижения в таких техниках заложили основу современной великой культуры, декоративно-прикладного творчества, отражающие традиции и философию, мысль и развитие страны, религиозная историю.

Традиционные узоры – достаточно широкое понятие и масштабное художественное явление. Как общий обзор традиционных китайских узоров, он включает в себя: религию, культуру, историю на разных этапах, национальные особенности, жизненные привычки и так далее.

Прежде всего, мы должны знать, что успешная работа дизайнера или художника требует полного понимания и эмоций от знания традиционных китайских узоров. При этом необходимо разумно анализировать стиль традиционного китайского декоративно-прикладного искусства и авторский метод построения, сочетать традиционное мастерство с современными творческими технологиями. Поэтому для анализа особенностей традиционных китайских орнаментов необходимо понимать особенности их сочетаний, а также понимать структуру, содержание и форму узоров через множественные сочетания, которые определяются содержанием и характером украшения, и его целью.

Исходя из этого, принципы композиционного построения отражены:

• в композиции плоской формы; при создании используются методы разложения, комбинирования, разделения, наложения, непрерывной индукции, трансформации форм и т. д.; конфигурация многогранна, симметрична, основана на точном геометрическом построении, отражающем бесконечное множество разнообразных последовательных изменений;

• в композиции трехмерной формы; представлена совокупностью структур поверхности, основы и линейной структуры; используется в отношении плоских и изогнутых поверхностей;

Выкройки также делятся на несколько категорий:

1. Узоры животных: наиболее распространенными являются узоры рыб, узоры птиц, узоры лягушек и узоры животных. Среди них узоры рыб являются наиболее обнаруженными и наиболее репрезентативными. Большинство этих узоров появляется в посуде, например, «тазики с рыбьим рисунком с человеческими лицами». Затем есть узоры птиц, которые чаще всего встречаются в керамике. Большинство узоров вот-вот полетят, с высоко поднятой головой и высоко поднятой грудью, в разных формах. Есть картины и скульптуры, и техника изображения также преувеличена, реалистично и лаконично. Второй – узор лягушки, встречающийся относительно редко, большинство из которых – от фигуративной до абстрактной графики, от реализма до преувеличения. Наконец, есть рисунки животных, в том числе рисунки морд животных, большинство из которых – олени и свиньи, отражающие фон жизни того времени. Большинство этих узоров появилось в первобытном обществе, и узоры были в основном в геометрическом стиле (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Рисунки животных в первобытном обществе

missing image file

Рис. 2. Рисунки растений в первобытном обществе

2. Растительные узоры: также в основном появлялись в первобытном обществе. В самых примитивных декоративных искусствах широко использовались, в основном, зерна, рисовые колосья, деревья и лепестки. Поэтому изображения растений, изображенные на глиняной посуде и другой утвари, отличаются особой неординарностью. Например, растительные изображения на керамике культур Янлю и Даханькоу, как рис, листья и лепестки, общие, необычные и яркие. Керамика культуры Хэмуду имеет рисовые колосья, пухлые и реалистичные; древовидный рисунок расписной керамики в стиле банпо прост и лаконичен. Все это является отражением развития сельского хозяйства до определенного уровня в то время (рис. 2).

3. Шаблоны символов: его можно грубо разделить на два типа: шаблоны символов всего тела и шаблоны человеческого лица (человеческой головы). Большинство татуировок на все тело изображают танцующих или молящихся людей, изображая обстановку группового танца и веселого пения. В этой примитивной форме танца есть тотемные действия молитвы или колдовских ритуалов. Изображением и характеристиками изображения головы человека являются изображения, показывающие крупные религиозные жертвоприношения и украшения членов рода (рис. 3).

missing image file

Рис. 3. Изображения человека или части его тела

В современном обществе все большее значение в современном образовании приобретает сохранение национальной культуры и художественного образа традиционных орнаментов. В социокультурной среде профессиональная подготовка молодых художников и дизайнеров требует особого внимания и поиска новых методов обучения. В творческой деятельности современных дизайнеров поиск нестандартных художественных решений, сохраняющих принципы народного творчества, должен основываться на понимании традиционной художественной культуры, в том числе на понимании и осмыслении особенностей традиционной китайской декоративной композиции.

В рамках художественного образования будущие дизайнеры учатся уважать художественную культуру своего народа. Молодые художники сохраняют китайские традиции и используют различные способы преобразования декоративных элементов, создавая предметы (утилитарные, функциональные и декоративные), формирование и декорирование которых основано на уникальных дизайнерских концепциях. Будущие дизайнеры учатся творчески экспериментировать, понимать законы позиционного построения при использовании традиционных декоративных элементов, использовать их различные элементы в основных видах комбинированного построения.

Декоративно-прикладное искусство и авторские работы требуют сочетания теории и практических методов работы (практики). Теория включает в себя: понимание национальной культуры, знакомство с национальной историей и развитием, содержанием и структурой орнамента, художественным выражением, которое он содержит. Фактический метод работы: реальная деятельность искусства и творчества, разделение и анализ узоров в украшениях, их воссоздание и использование, украшение и описание новых объектов, а также придание новых значений произведениям.

Дизайнеры современных произведений могут определять орнаментальную композицию теми или иными творческими приемами.

Популярным приемом обучения созданию декоративной композиции является следующий: в условиях бурного развития современного общества и растущего спроса на традиционную культуру необходимо изменить условную композицию, использовать много копий, симметричных приемов живописи и т.д., реорганизовать декоративно-прикладное искусство в общий стиль (включая композицию, цвет, структуру). В процессе художественного образования создаются творческие рамки для традиционной культуры и декоративно-прикладного искусства, чтобы художники и дети могли максимально раскрыть потенциал традиционных орнаментов, проявляя при этом свое воображение и творчество, изображая и отображая национальную культуру. Этот курс знакомит детей и юных художников со значением элементов и композицией декоративно-прикладного искусства. Более глубокое понимание развития истории и культуры Китая помогает художникам лучше использовать свои творческие способности и воображение при создании произведений. Художники могут запечатлеть и интегрировать социальное развитие и культурную эволюцию в произведения в процессе наблюдения, комбинируя декоративные элементы с теоретическими основами и этническими элементами для создания новых декоративных произведений.

В процессе современного образования, особенно в школе, необходимо помнить, что декоративные произведения не существуют самостоятельно, а культурные и этнические элементы нуждаются в интеграции друг с другом. Этот метод может помочь другим понять различные национальные культуры, обогатить свои знания, укрепить наследие традиционной культуры для своего народа, овладев традиционным опытом прошлого, он также помогает понять и сознательно изучить развитие художественных форм, логику. В то же время понимание композиционных правил традиционного декоративно-прикладного искусства позволяет не только сохранить художественный образ, но и понять декоративный язык и эмоциональное содержание, интегрироваться с современным образованием.


Библиографическая ссылка

Чэнь Юйцэнь ВАЖНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ПО КИТАЙСКОМУ ТРАДИЦИОННОМУ УЗОРУ В ШКОЛАХ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2022. – № 13. – С. 11-13;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=669 (дата обращения: 01.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674