Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАННИКОВ ЦССУ)

Телицына А.А. 1 Орлова А.В. 1 Данченко С.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского»
1. Носс И.Н. Психодиагностика: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. 500 с.
2. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. 440 стр.
3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. 288 с.
4. Лакреева А.В., Хомутова М.В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка // Концепт. 2016. Т. 24. С. 135–140.

Актуальность темы заключается в практическом применении результатов исследования и предъявлении рекомендаций по работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. В настоящее время исследованию подростков в трудной жизненной ситуации уделено большое внимание. Термин «черта» определил В.В. Столин, как «описательную переменную, фиксирующую интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социального и личностного уровней регуляции» [1, с.282].

missing image file

Рис. 1. Оценка реального «Я»

Таблица 1

Оценка реального «Я»

Властный

11

Независимый

4

Агрессивный

9

Недоверчивый

9

Покорный

6

Зависимый

6

Сотрудничающий

7

Великодушный

6

Этап формирования личностных и индивидуальных качеств начинается в подростковом возрасте. Именно в это время у ребенка происходит становление нравственных ценностей и установок, а также расширение и усовершенствование набора личностных качеств. Анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, что подростковый возраст – это период активного формирования мировоззрения, самосознания, самооценки, Я-концепции и личности в целом.

Исследование было проведено среди 25 воспитанников ЦССУ, из которых посредством социометрического исследования были выделены 6 человек, 2 с низким социальным статусом и 4 с высоким социальным статусом. Для определения личностных характеристик использовали метод психодиагностическое тестирование.

На базе полученных результатов мы выделили индивидные и личностные черты подростков с низким и высоким социометрическим статусом, и описали их в портрете каждого ребенка.

Результаты теста межличностных отношений респондента 1 представлены на рисунке 1 и в таблице 1.

Результаты теста «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS»:

Шкала «Социальная желательность» – 3 балла.

Шкала «Тревожность» – 31 балл (9 стенов).

На основании данных результатов мы можем отметить, что у испытуемой явное проявление тревожности, ведущий тип межличностных отношений – властный, что говорит нам о нетерпимости к критике и переоценке собственных возможностей. Респондент способна проявлять чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость, но при этом она крайне обидчива и выстраивает недоверчивые отношения с окружающими. Все это подтверждает низкий социометрический статус. Мы можем предположить о том, что яркое проявление трех типов межличностных отношений, таких как властность, агрессивность и недоверчивость, напрямую связаны с предельно высокими баллами шкалы «Тревожность».

Результаты теста межличностных отношений респондента 2 представлены на рисунке 2 и в таблице 2.

Результаты теста «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS»:

Шкала «Социальная желательность» – 8 баллов.

Шкала «Тревожность» – 16 баллов (5 стенов).

На основании результатов проведенных методик мы можем сделать вывод о том, что ведущим типом межличностных отношений испытуемой является сотрудничающий, а это значит, что ее поведение конформно, она не сдержана в проявлениях дружелюбия к окружающим людям и стремиться подчеркнуть свою причастность к интересам большинства. Не менее высокие результаты шкалы «Зависимый», символизируют полную подчиненность мнению окружающих. Проявления такого сверхконформного поведения подтверждают еще и высокие баллы по шкале «Социальная желательность». Мы можем предположить, что такое поведение является следствием стремления испытуемой представить себя в лучшем свете. Все выше перечисленное подтверждает низкий социометрический статус респондента.

Результаты теста межличностных отношений респондента 3 представлены на рисунке 3 и в таблице 3.

missing image file

Рис. 2. Оценка реального «Я»

Таблица 2

Оценка реального «Я»

Властный

3

Независимый

2

Агрессивный

2

Недоверчивый

6

Покорный

5

Зависимый

10

Сотрудничающий

13

Великодушный

7

missing image file

Рис. 3. Оценка реального «Я»

Таблица 3

Оценка реального «Я»

Властный

4

Независимый

5

Агрессивный

6

Недоверчивый

7

Покорный

6

Зависимый

9

Сотрудничающий

4

Великодушный

4

Результаты методики «Самооценка лидерства» – 5 баллов (средний уровень).

Результаты методики «Коммуникативные и организаторские склонности»:

Коэффициент коммуникативных способностей – 0,45 (низкие).

Коэффициент организаторских способностей – 0,6 (ниже среднего).

На основании полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что ведущим типом межличностных отношений является зависимый, это говорит нам о том, что респондент конформный, мягкий и социально ориентирован. Мы можем предположить, что низкие результаты лидерских, коммуникативных и организаторских способностей связаны с положением, занимаемым в группе. Респондент имеет высокие значения социального статуса, но при этом занимает не роль лидера, а роль мыслителя или «души компании».

На основе проделанной работы мы можем сформулировать рекомендации для работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

Обобщив сказанное, мы можем сделать вывод о том, что личностные характеристики формируются, расширяются и усовершенствуются в подростковом возрасте. Данный период жизни является кризисным, а при условии нахождения ребенка в трудной жизненной ситуации могут возникнуть психологические проблемы. Подросток, который оказывается в тяжелой жизненной ситуации не в силах исправить свое положение привычными способами, и для того, чтобы решить проблему, ему необходимо переструктурировать привычные нормы поведения.


Библиографическая ссылка

Телицына А.А., Орлова А.В., Данченко С.А. ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАННИКОВ ЦССУ) // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2022. – № 12. – С. 53-56;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=640 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674