Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ПРОЦЕДУРА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Савельева Ю.И. 1 Осин А.К. 1
1 Шуйский филиал ИвГУ
1. Донеценко С.А., Осин А.К., Михайлова А.В. Приемы активизации творческой деятельности учащихся в условиях урочной и внеурочной деятельности // Научный поиск. – 2017. – № 1.3. – С. 57-59.
2. Осин А.К. потребность в знаниях: стимулирование интереса // Учитель. – 2003. – № 4. – С. 2.

В статье изучаются на основе процедур ЕСОКО компетенции педагогов по русскому языку.

Анализ оценочных средств для исследования предметных и методических компетенций учителей русского языка производился на основе двух вариантов диагностических работ: Демонстрационный вариант диагностической работы для учителей русского языка 2016 года (далее – Вариант 1) и Демонстрационный вариант диагностической работы по предметной области «Русский язык и литература» 2018 года (далее – Вариант 2). Всего в данных вариантах представлено 25 заданий для исследования компетенций учителей русского языка, из которых 13 заданий содержится в Варианте 1 и 12 заданий в Варианте 2. Оценочные средства первого варианта состоят из трёх частей: часть 1 включает в себя предметные и предметно-методические задания, части 2-ая и 3-ья – методические задания. Вариант 2 содержит два раздела: «Предметная компетентность» и «Методическая компетентность».

Для исследования предметных компетенций учителей русского языка в двух вариантах используется 15 заданий, что составляет 60 % от всех оценочных средств, а для оценки методических компетенций – 10 заданий (40 %) (см. рисунок 1).

В Варианте 1 используется 7 заданий для исследования предметных компетенций учителей русского языка (53,85 % от всех оценочных средств данного варианта) и 6 заданий для исследования методических компетенций -46,15 %. Соответственно, во втором варианте содержится 8 заданий для исследования предметных компетенций (66,67 % от всех оценочных средств данного варианта) и 4 задания для оценки уровня владения методическими компетенциями – 33,33 %. Эти данные можно графически представить на рисунке 2.

Мы видим, что и в Варианте 1, и в Варианте 2 по количеству преобладают задания для оценки уровня владения предметными компетенциями. Однако следует отметить, что задания для исследования методических компетенций являются более сложными как по форме, так и по объёму предполагаемого ответа.

missing image file

Рис. 1. Соотношение заданий для исследования предметных и методических компетенций учителей русского языка

missing image file

Рис. 2. Соотношение заданий для исследования предметных и методических компетенций учителей русского языка по вариантам

Для исследования уровня сформированности профессиональных компетенций учителей русского языка и в 2016 году, и в 2018 году использовались задания в тестовой форме закрытого и открытого типов. Анализ показал, что демонстрационные варианты включают 14 заданий открытого типа (56 %) и 11 заданий закрытого типа (44 %). В первом варианте содержится 9 заданий открытого типа (69,23 %) и 4 задания закрытого типа (30,77 %). Соответственно, в Варианте 2 – пять (41,7 %) и семь (58,3 %).

Тестовые задания открытого типа представлены во всех основных формах. Всего в двух вариантах имеется одно задание в форме дополнения (4 %): это задание № 5 в Варианте 2; 4 задания с кратким ответом (16 %): это задания № № 2, 6, 12, 13 в Варианте 1; 9 заданий, требующих развёрнутого ответа (36 %): это задания № № 7, 8, 9, 10, 11 в Варианте 1 и задания № № 16.1, 16.2, 16.3, 18 в Варианте 2.

Ниже приведены примеры заданий данного типа в различных формах:

а) на дополнение (задание № 5 Варианта 2):

б) с кратким ответом (задание № 2 Варианта 1):

в) с развёрнутым ответом (задание № 8 Варианта 1):

5. Грамматические свойства местоимений «сколько, столько, несколько» полностью совпадают со свойствами имен ...

Ответ:_________________

2. Из предложений 1–3 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(1)Отчего это со мной произошло? (2)Что заставило меня пережить столь глубокое чувство, трудно объяснимое словами? (3)Сейчас я хорошо знаю, что задохнулся тогда от радости, от внезапного приобщения к красоте страны, что проносилась за окнами в холодеющем воздухе.

Ответ: ______________________.

1. Ответьте на вопрос ученика.

Ученик: Слово «весенний» мы пишем через две буквы Н, потому что оно образовано от существительного «весна». Объясните, пожалуйста, почему слово «бараний» мы пишем с одной буквой Н, а не с двумя, ведь оно произошло от слова «баран».

Тестовые задания закрытого типа также представлены во всех основных формах. Всего в двух вариантах имеется 5 заданий с единичным выбором ответа (20 % от всех заданий), из которых 4 задания (№ № 1, 3, 4, 5) представлены в Варианте 1 (30,77 %) и одно задание (№ 8) в Варианте 2 (8,33 %). Можно сделать вывод, что за период с 2016 по 2018 гг. разработчики федеральных оценочных материалов признали недостаточную эффективность такой формы тестовых заданий и в 2018 году значительно сократили их количество. Всего в анализируемых оценочных материалах имеется 2 задания закрытого типа с множественным выбором (8 % от всех заданий). Оба задания используются в Варианте 2 (16,67 %): это задания № № 1, 4. Оценочные средства содержат 3 задания на установление соответствия (12 % от всех заданий): задания № № 2, 3, 6 в Варианте 2. Во втором варианте также имеется одно задание на восстановление последовательности (№ 7), которое составляет 4 % от всех вопросов диагностических работ.

Ниже представлены примеры заданий закрытого типа в различных формах.

а) с единичным выбором ответа (задание № 1 Варианта 1):

б) с множественным выбором (задание № 4 Варианта 2):

1.

1) чЕлюстей

2) клАла

3) ободрЁн

4) исчЕрпав

5) кухОнный

Ответ: ______________.

4. Окончание -ИЙ выделяется в словах

· пришедший

· профилакторий

· лекций

· синий

· думающий

Ответ: ______________

в) на установление соответствия (задание № 2 Варианта 2):

2. Установите соответствие

1.

Омонимы

А. Абонент – абонемент

2.

Паронимы

Б. (Породистая) такса – такса

(почтовая)

3.

Синонимы

В. Манжет – манжета

4.

Антонимы

Г. Река – канал

   

Д. День – ночь

   

Е. Орфография – правописание

Ответ:_________________

г) на восстановление последовательности (задание № 7 Варианта 2):

7. Последовательность появления словарей:

1. «Словарь русского языка» в 4-х томах (МАС)/ Под ред. А.П. Евгеньевой.

2. «Словарь современного русского литературного языка» в 17-ти томах (БАС).

3. «Толковый словарь русского языка» / Под ред. Д.Н.Ушакова.

4. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка».

5. «Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения» / Под ред. Г.Н. Скляревской.

Ответ:_________________

Все полученные данные о типах и формах тестовых заданий диагностических работ для учителей представлены на рисунке 3.

missing image file

Рис. 3. Формы тестовых заданий в оценочных средствах для исследования компетенций учителей русского языка

Таким образом, мы видим, что в оценочных средствах преобладают задания в тестовой форме открытого типа, так как именно такими заданиями, которые предполагают анализ, синтез, развёрнутое аргументирование, иллюстрирование точки зрения примерами, использование альтернативных решений, возможно наиболее объективно и глубоко оценить уровень профессиональных компетенций учителя.

В ходе настоящего исследования проводился также содержательный анализ оценочных средств, проверяющих владение учителями русского языка предметными компетенциями. Мы считаем, что это один из ключевых блоков, поскольку владение предметом – это главное условие его успешного преподавания. Проведённый анализ позволил установить, что задания на проверку предметных компетенций по совокупности двух демонстрационных версий охватывают все основные разделы школьного курса русского языка, связанные со строем языка, правописанием и культурой речи в части акцентологических, морфологических, лексических и синтаксических литературных норм. Но при этом распределение проверочных заданий по разделам школьного курса русского языка с учётом вариантов не является равномерным и не обеспечивает их полный охват. Так, 7 заданий Варианта 1 рассчитаны на проверку уровня сформированности предметных компетенций по 6 разделам школьного курса русского языка: «Лексика и фразеология» – задание № 2, «Морфемика и словообразование» – задание № 3, «Морфология» – задание № 4, «Орфография» – задание № 5, «Пунктуация» – задание № 6, «Культура речи» – задания № № 1, 10. 8 заданий Варианта 2 предполагают проверку уровня сформированности предметных компетенций тоже по 6 разделам школьного курса русского языка. Но состав этих разделов отличается: исключены разделы «Орфография» и «Пунктуация», включены разделы «Фонетика» – задание № 1, «Синтаксис» – задание № 6.

Можно сказать, что из 10 заданий методического характера, представленных в двух вариантах демоверсий, шесть заданий не только связаны с выполнением педагогом специальных функций учителя русского языка, но и требуют владения базовыми компетенциями.

Проведенный анализ оценочных средств показывает, что учителю русского языка необходимо владеть не только лингвистической компетенцией, но и компетенциями, зафиксированными в общих требованиях к педагогу. Из 25 заданий, представленных в двух вариантах диагностической работы, 6 заданий позволяют оценить уровень владения не только специальными, но и общепедагогическими компетенциями, к которым относится учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, использование современных образовательных технологий, знание федеральных государственных образовательных стандартов, умение вести урок в нестандартных ситуациях и т.д.

Оценочные средства проверяют владение основными разделами школьного курса русского языка, содержанием методики преподавания русского языка, а также требуют знаний основ педагогики, психологии, возрастной физиологии. В то же время при всём разнообразии заданий в проанализированных оценочных материалах отсутствуют задания, проверяющие сформированность коммуникативной компетенции педагога, отсутствуют задания предметного характера по разделам «Речь и речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка», «Язык и культура», что говорит о необходимости дальнейшего совершенствования оценочных средств.


Библиографическая ссылка

Савельева Ю.И., Осин А.К. ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ПРОЦЕДУРА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2022. – № 11. – С. 48-51;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=592 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674