Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, МЕТОДИКА, РЕКОМЕНДАЦИИ

Никитская Е.А. 1 Слепцова А.А. 1
1 ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя»
1. Столяренко, А. М. Профессионально-личностные ориентации в модернизации деятельности образовательных учреждений МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 2 (18). – с. 90-94.
2. Чигрина, И. Ю. Проблемы адаптации курсантов первого года обучения высших военных учебных заведений // Теория и практика общественного развития. 2014. № 11.
3. Бородавко, Л. Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 СПб., 2005 300 с. РГБ ОД, 71:06-13/6.
4. Воспитание личности в процессе профессиональной социально-педагогической подготовки студентов: коллективная монография / М. П. Гурьянова, А. Л. Абдулкадер, Е. Н. Белоус [и др.] ; под ред. М.П. Гурьяновой. – Москва: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2019. – 232 с. – ISBN 978-5-91955-160-7.
5. Тихомиров, С. Н. Формирование основ профессионально-нравственной устойчивости у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 1999. 257 c.
6. Ульянова, И.В. Педагогическая система кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя / И.В. Ульянова, И.Г. Евсеева // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 2. – С. 326-330. – DOI 10.24411/2414-3995-2019-10113.
7. Брылева, Ю. А. Культурно-просветительская работа с курсантами первого курса / Ю.А. Брылева // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: материалы всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 30 октября 2020 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. – С. 65-67.

Курсанты ведомственных образовательных учреждений в такой же степени нуждаются в психолого-педагогической поддержке, которая осуществляется различными субъектами из числа офицерского состава: курсовым офицером, педагогом-куратором, психологом и др. Вместе с тем курсанты являются не только сотрудниками ОВД, но и субъектами учебной и научной деятельности в системе высшего образования, поэтому появляется необходимость в разработке для данной категории сотрудников ОВД индивидуальной программы, учитывающей всю специфику службы в ведомственном образовательном учреждении. В связи с этим в работе предложена примерная программа психолого-педагогической поддержки, направленная на профилактику психической дисфункции курсанта, а также рекомендации субъектам, взаимодействующим с личным составом.

В современном мире полиция выполняет ряд социально значимых функций: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. Служебная деятельность сотрудника полиции сопряжена с рядом специфических моментов: большая нагрузка, ненормированный рабочий день, опасность службы, высокий уровень ответственности за принятые решения, необходимость постоянного высокого уровня концентрации, сопряжение с большим риском для жизни и здоровья. Вместе с тем общество и государство ожидает от него безукоризненного выполнения задач, связанных с риском для жизни, в тяжелых психоэмоциональных и стрессовых ситуациях. Специалистами в области юридической психологии, педагогики, социологии констатируется, что стресс может стать детерминантом последующей профессиональной деформации, возникновения конфликтов и развития агрессии, эмоциональной нестабильности.

Для молодых сотрудников ОВД, только вступивших в ряды правоохранительных органов, очень важно поддержание благоприятной для выполнения служебных обязанностей обстановки, чтобы предотвратить развитие вышеуказанных последствий. В Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя принимаются на службу сотрудники, курсанты, успешно прошедшие психологический отбор. Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел осуществляется в целях обеспечения их качественного комплектования, профилактики преждевременной утраты здоровья под влиянием различных факторов профессиональной вредности и отклоняющихся форм поведения у сотрудников, курсантов и представляет собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на социально-психологическое изучение личности, активное выявление и оценку индивидуальных особенностей психического и физического развития.

Обучение в высших учебных учреждениях ведомственных структур обладает определенной спецификой. Изучением этого вопроса занимался советский и российский учёный, специалист по военной психологии и педагогике А.М. Столяренко в работе о профессионально-личностных ориентациях в модернизации деятельности образовательных учреждений МВД России [1, с. 90]. По мнению Чигриной И.Ю, после поступления в ведомственное высшее учебное заведение «в психологии курсанта первого курса обучения происходят изменения, затрагивающие его сознание» [2, с.1]. Это связано с вступлением в самостоятельную жизнь. Специфика методов воспитательной деятельности с курсантами в условиях образовательного процесса рассматривается в работе Л.Т. Бородавко, где он указывал на то, что «профессиональное воспитание будет способствовать формированию личностных и субъектных регуляторов профессионального развития и саморазвития курсантов» [3, с. 9]. Особенности организации деятельности преподавателя в сфере нравственного воспитания обучаемых в условиях учебного процесса исследовались в трудах А.А. Багдасаряна, Ю.А. Брылевой, И.А. Калиниченко, В.Я. Кикотя, И.В. Круглова, С.Н. Тихомирова, И.В. Ульяновой и др. [4; 5; 6; 7].

В рамках проведения психологической работы для личного состава есть специально организованные и утвержденные плановые занятия с прикрепленным к определенной группе психологом, в рамках которых производится профилактическая или коррекционная работа, также за психическим состоянием ведет контроль непосредственное руководство. Предусмотрена и индивидуальная работа с сотрудниками органов внутренних дел. Одной из основных задач психолога является осуществление мероприятий психологической работы, направленной …на предупреждение профессиональной деформации личности. Это явление не только снижает эффективность служебной деятельности, но и оказывает влияние на состояние психического здоровья и эмоционального благополучия сотрудника органов внутренних дел. Одной из не менее важных составляющих работы с курсантами является воспитательная работа в форме взаимодействия с педагогом-куратором, в рамках которой осуществляются задачи по организации досуга и проведение профилактических мероприятий различной направленности.

Большое количество времени курсант проводит в учебном коллективе и является важным элементом его жизни. В коллективе выполняются общие задачи, общими усилиями коллектива преодолеваются различные трудности и переживаются радости, формируется ответственность за принятые решения и поступки. Коллектив охватывает многие аспекты психического функционирования в юношеском возрасте, следовательно, влияет на особенности психики различных сфер. При наличии такого плотного взаимодействия очень важны здоровые взаимоотношения в кругу курсантов, а также базовые знания каждого члена о психологических приемах, применяемых в повседневной жизни. Имея такую важность для здоровья личности, необходима программа тренингов и рекомендаций, поддерживающих нормальную работу психических систем человека, которая могла бы осуществляться как в рамках взаимодействия с педагогом-куратором, так и в индивидуальном порядке.

Для осуществления обозначенных задач была разработана примерная программа психолого-педагогической поддержки курсантов 1 курса Московского Университета МВД России имени В. Я. Кикотя с целью формирования благополучного психологического климата через активизацию и развитие когнитивных функций личности курсанта; формирование адекватного уровня эмоциональной уравновешенности; формирования работоспособности как формирующего качества личности. Рекомендованная периодичность встреч – 2 раза в месяц.

Наименование мероприятия

Цель занятия

Субъект

Форма проведения

Время

Занятие 1 «Знакомство»

знакомство курсантов с субъектами тренинга; установление правил работы в группе

Педагог-куратор; курсовой офицер

Тренинг

1, 5 часа

Занятие 2 «Без общения нет развития»

формирование конструктивных взаимоотношений в коллективе

Педагог-куратор; курсовой офицер

Интерактивное занятие

1,5 часа

Занятие 3

«Как применять теоретические знания на практике?»

достижение оптимального уровня работоспособности

Педагог-куратор; преподаватели кафедры

Деловая игра

1, 5 часа

Занятие 4 «Совладение со стрессом на этапе обучения»

обучение копинг-стратегиям

Педагог-куратор

Тренинг

1, 5 часа

Занятие 5 «Формирование навыков самовыражения и креативности»

развитие творческого потенциала личности обучающегося

Педагог-куратор

Тренинг

1, 5 часа

Занятие 6 «Память, внимание, речь – ключевые функции личности курсанта»

обучение методикам и технологиям развития когнитивных функций

Педагог-куратор

Тренинг

3 часа

Занятие 7

«Социализация личности»

формирование баланса между обособлением и приспособлением в служебном коллективе

Педагог-куратор; курсовой офицер

Тренинг

3 часа

Следует отметить, что в системе психологической помощи принимают участи и другие субъекты: курсанты-, начальник курса, преподаватели, педагог-куратор. Поэтому для данных субъектов необходимо рассмотреть методические рекомендации по профилактике профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел.

Рекомендации начальнику курса: регулярно интересоваться морально-психологическим состоянием, настроением подчиненных; быть примером в соблюдении общепринятых норм, дисциплины, общей и психологической культуры, конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и преодоления стрессов; организовывать совместные досуговые мероприятия (например, туристический слет, литературный вечер, показ творческих номеров, интеллектуальная игра и т.п.).

Рекомендации педагогу-куратору: проводить интерактивные культурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия; регулярно интересоваться морально-психологическим состоянием коллектива; помогать в налаживание взаимодействия курсанта с вспомогательными службами образовательной организации; демонстрировать применения в повседневной жизни тех ценностей, которые пропагандируются в рамках воспитательных процедур; организовывать воспитательные и рекреационные мероприятия; интегрировать курсантов в профессиональное сообщество посредством практики.

Рекомендации курсантам: освоить технологии самопознания и саморазвития: на сегодняшний день существует много книг современных авторов для саморазвития личности; совершенствовать навыки саморегуляции для поддержания психического здоровья и эмоционального благополучия; развивать творческое мышление, способности решения задач в нестандартных ситуациях; повышать уровень профессионального мастерства путем участия в различных мастер-классах, проверки своих знаний в онлайн-мероприятиях, таких как «Зачет по финансовой грамотности», «Большой этнографический диктант», «Правовой диктант» и т.п.; внедрение Дневника самонаблюдения. Для этого можно создать, например, электронный личный канал, где записи будут сохраняться; оставлять в нем свои мысли в свободное время, анализ конфликтных и/или стрессовых ситуаций.

Примерная программа психолого-педагогической поддержки курсантам 1 курса, может способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности и обеспечить личностное развитие курсантов.


Библиографическая ссылка

Никитская Е.А., Слепцова А.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, МЕТОДИКА, РЕКОМЕНДАЦИИ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2022. – № 11. – С. 39-41;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=588 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674