Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Егорова Е.А. 1 Санникова Л.Н 1
1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
1. Сергеева Б.В., Козырева И. В. Формирование информационной культуры младших школьников // Молодой ученый. – 2016. – № 11. – С. 1546-1550. – URL https://moluch.ru/archive/115/30521/ (дата обращения: 08.12.2017).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

В статье рассматривается проблема формирования основ информационной культуры у дошкольников. Целью статьи является анализ подходов к формированию информационной культуры у дошкольников.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном обществе, начиная с раннего детства, ребенок сталкивается с большим потоком информации. Данный факт обусловливает необходимость формирования у дошкольников умения работать с информацией, так называемой информационной культуры.

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

Формирование основ информационной культуры у дошкольников – это накопление набора знаний, умений и навыков поиска, отбора информации, необходимого в дальнейшем для решения учебных и практических задач, использования информационных технологий [1].

Источником формирования информационной культуры у детей является педагог дошкольной образовательной организации (ДОУ), который сам создает, воспроизводит, преподносит информацию дошкольникам и должен научить пользовать этим ресурсом.

Целесообразность использования информационных технологий (ИКТ) в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Исследования по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведутся в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой и др.

Рассмотрим интерпретацию понятия «информационная культура личности» разработанную лабораторией социологических исследований в образовании в г. Самара (таблица) [1].

Понимая сущность категории «информационная культура личности», мы можем обратиться к описанию ключевых педагогических условий формирования информационной культуры дошкольников. Итак, формирование информационной культуры у дошкольника возможно, если:

– Дошкольники будут иметь представления об эффективном поиске информации;

– в процессе работы с информацией с дошкольниками будут использоваться как индивидуальные, так и групповые формы работы;

– у ребенка будут сформированы представления об отрицательных явлениях в информационном поле (нужно проговаривать с ребенком, что в информационном пространстве есть не только хорошее, но и плохое);

– поддерживать комфортное эмоциональное состояние ребенка в процессе освоения полезной информации;

– поддерживать мотивацию ребенка к использованию информации.

Информационная культура личности

Когнитивный уровень (знания, умения)

Эмоционально-ценностный уровень (установки, оценки, отношения)

Поведенческий уровень (реальное и потенциальное поведение)

1. Интернет-грамотность

2. Навыки обращения с информацией:

– умение организовать поиск необходимой информации;

– умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям;

– умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.

1. Содержание информационных потребностей и интересов.

2. Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания.

3. Предпочтительность каналов получения необходимой информации.

4. Cтепень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности.

5. Отношение к девиантному поведению в Интернет.

1. Способы поиска и каналы получения необходимой информации.

2. Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика.

3. Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности.

4. Способы распространения новой информации.

5. Степень включенности в Интернет-сообщество.

6. Формы деятельности в Интернет.

На наш взгляд, для эффективного формирования информационной культуры дошкольников, необходимо и достаточно правильно выбирать и применять современные образовательные технологии, такие как: здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные технологии; методы проектов, а также обучение в сотрудничестве.

Приведем пример: педагогом создается проблемная ситуация или ставится проблемный вопрос и в течении дня дети пробуют найти ответ. Например, тема недели «Осень. Признаки осени» может быть организовано детское исследование «Почему желтеют и опадают листья?». Дети самостоятельно находят источник информации, и в ходе изучения вопроса ученики начинают обмениваться мыслями, идеями. Общение помогает развивать личность каждого ребенка, диалог помогает детям формировать коммуникативные навыки. Усвоение новых знаний можно проверить, например, с помощью викторины или интерактивного тестирования, например: отгадаешь загадку верно – откроешь картинку – отгадку, вставишь правильно все буквы – продвинешь ближе к цели сказочного героя.

Следует отметить, что важно не забывать требования санитарных правил СП 2.4.3648-20. При использовании электронного оборудования продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет – 5-7 минут.

В процессе формирования информационной культуры очень важна личность педагога. Важно, чтоб педагог был всестороннее развитым, кретивным человеком, стремящимся к созданию творческой работы, был компетентен в сфере информационно-коммуникационных технологий, регулярно повышал свою квалификацию.

Формирование информационной культуры будет наиболее эффективно при обеспечении дошкольных организаций компьютерной техникой (развивающие панели, планшеты, интерактивные доски, проектор, документ-камеры, пульты для голосования и пр.), организованном повышении квалификации педагогов в области применения ИКТ в дошкольной организации, создании обучающих ситуаций в форме компьютерной визуализации. В музыкальный зал детского сада можно оснастить сетевой видеокамерой. Изображение с нее можно выводить на монитор, установленный в холле учреждения, а можно организации он-лайн трансляций мероприятий.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает «построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс» [2]. Через сайт детского сада имеется возможность предоставлять родителям информацию, о проходящих соревнованиях, проектах, конкурсах на сайтах, в которых они могут поучаствовать вместе со своими детьми.

Таким образом, информационная культура становится неотъемлемой частью всестороннего развития современного дошкольника. Компетентность педагога, эффективно организованная предметно-пространственная среда в ДОУ, взаимодействие с родителями – все это необходимые факторы развития у дошкольников умения находить, воспроизводить и использовать информацию.


Библиографическая ссылка

Егорова Е.А., Санникова Л.Н ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2022. – № 11. – С. 32-33;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=585 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674