Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

Голубкина А.М. 1 Евсеева И.Г. 1
1 ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя»
1. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 1990. Т. 6. 528 с.
2. Голованова Н.Ф., Дерманова И.Б. Саморазвитие личности как предмет педагогики и психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samorazvitie-lichnosti-kak-predmet-pedagogiki-i-psihologii (дата обращения: 20.12.2021).
3. Данилов, Д. А. Формирование саморазвития личности в системе образования // Перспективы науки. 2019. № 11(122). С. 177-183.
4. Жевлакович С.С., Ульянова И.В., Лазарева И.Ю., Тихомиров С.Н., Евсеева И.Г., Никитина Е.О. Развитие форм культурно-досуговой работы сотрудников ОВД как средство их самосовершенствования. М: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2020. 68 с.
5. Щуров, Е. А. Технологии проблемного обучения в процессе профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 2(20). С. 52-55.

Процесс обеспечения саморазвития личности курсанта образовательной организации МВД России определяется рядом особенностей. Саморазвитие курсантов образовательных организаций МВД России является многоаспектной проблемой и представляет собой сложный и процесс, требующий активного участия профессорско-преподавательского состава. Формирование компетенции саморазвития курсантов определяет уровень сформированности компетентности для успешной и эффективной самореализации в дальнейшей практической и служебной деятельности как сотрудников органов внутренних дел.

В основе изучения механизма саморазвития личности лежит проблема формирования самосовершенствования индивида в процессе его жизнедеятельности. В условиях образовательных организаций МВД России проблема обеспечения саморазвития личности курсанта обусловлена необходимостью формирования навыков самосовершенствования с первого курса обучения. При этом на этапе адаптации курсантов к новым условиям вуза может возникать ряд специфических сложностей, которые могут быть связаны как с особенностями личности курсанта, так и его вовлеченности в образовательный процесс.

Отечественный педагог К.Д. Ушинский в своих исследованиях особую роль уделял идее саморазвития человека как «предмета воспитания», объясняя это тем, что только в процессе воспитания личность овладевает навыками самостоятельности, которые способствуют его дальнейшей самореализации [1, с. 451].

Однако, как известно, человек становится личностью в процессе социализации, связанным с вовлечением индивида в социальное окружение. Ключевыми факторами, способствующими развитию личности в условиях социума, являются социальные институты, к которым, в частности, относится социальный институт культуры – образование.

Поэтому в отличие от К.Д. Ушинского, который провозглашал самопроизвольную активность личности учащихся, педагоги XX века (А.С. Макаренко, Н.В. Крупская, В.А. Сухомлинский и др.) видели саморазвитие как результат успешного воспитания и обучения личности [2].

Через образование индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки, которые в дальнейшем выступают как средство самореализации личности. Это возможно в условиях открытости личности к новому опыту и познанию жизненных смыслов и видов деятельности. Достижение навыков самореализации способствуют формированию у личности установок к самосовершенствованию [3].

Особое влияние на стремление личности к саморазвитию может оказывать способность индивида оценивать себя, свои личностные качества и практические навыки. К сожалению, завышенная или завышенная самооценка личности могут препятствовать формированию потребности к самосовершенствованию, вытеснять предпосылки к саморазвитию, поскольку личность либо переоценивает себя и свои возможности, либо не верит в раскрытие своего личностного потенциала.

В процессе профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России формированию у учащихся компетенции саморазвития может способствовать наличие примера, которому курсант стремиться уподобиться. При этом саморазвитие будет детерминироваться как целенаправленная деятельность растущего человека по «самостроительству» в соответствии с образом, идеалом человека [4, с. 24].

В качестве образа-идеала для саморазвития курсантов могут выступать преподаватели профессорско-преподавательского состава кафедр. Однако ключевая роль преподавателя при анализе проблемы саморазвития курсантов образовательных организаций МВД России заключается как в умении вовлечь учащихся в образовательный процесс, так и в способности заинтересовать курсантов такими видами деятельности, которые будут способствовать их личностному и профессиональному развитию вне учебного процесса. В данном контексте преподаватель в своей профессиональной деятельности может строить процесс обучения на основе проблемной ситуации, которая при возникновении у курсанта затруднения при раскрытии той или иной проблемы способствует раскрытию внутреннего потенциала и поиску новых способов и путей решения возникшего вопроса [5].

Важным фактором эффективного профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России являются педагогические умения преподавателей вузов МВД по руководству профессиональным саморазвитием обучаемых. Указанные умения определяются не только педагогической направленностью, уровнем сформированности подсистем общепедагогических умений, но и определяется значимостью и вкладом указанных подсистем в профессионализм педагогической деятельности. Эти особенности имеют специфичность в генеральной выборке и у преподавателей с различной эффективностью деятельности по руководству профессиональным саморазвитием курсантов и являются важной основой выбора направлений совершенствования профессионального мастерства преподавателей вузов МВД России.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в целях обеспечения профессионального саморазвития курсантов в процессе обучения, на наш взгляд, необходимо включение специально разработанной системы саморазвития, которая должна реализовываться с первого года обучения будущих сотрудников полиции. При этом данная система должна включать ориентацию как на процесс профессиональной подготовки курсантов, так и на личности учащихся. Именно в условиях такой системы курсант сможет достичь самостоятельной активной и самостоятельной деятельности.


Библиографическая ссылка

Голубкина А.М., Евсеева И.Г. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2022. – № 11. – С. 30-32;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=584 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674