Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ВЛИЯНИЕ ФИТОКОМПОЗИЦИЙ НА ДИНАМИКУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ

Приданова К.А. 1 Мельникова Ю.Д. 1 Мирошникова С.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
1. Ильина А.О., Фирсова К.А., Петунова С.А. Исследование психофизиологических аспектов адаптации студентов 1 курса к условиям вуза // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № S-1. С. 143-147.
2. Ронгинская Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. – Л., 1987. – 16 с.
3. Меликов Ф.М., Ярош А.М., Батура И.А., Тонковцева В.В. Исследование влияния фитокомпозиции на качество сна и показатели артериального давления у лиц пожилого возраста // Сборник научных трудов Государственного Никитского ботанического сада. 2018. Т. 146. С. 235-239.
4. Государственная фармакопея Российской Федерации 13 издание. – М.: Медицина. 2015. – Т.3. – разд. 2.5.
5. Полевщиков М.М., Роженцов В.В., Палагина Н.И. Вопросы достоверности оценки теста РДО // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 357-367.

В представленной статье анализируется проблема стресса, нередко наблюдающаяся у студентов первых лет обучения в вузах. Авторы анализируются различные причины возникновения психоэмоциональной нагрузки на студентов, при поступлении их в вуз, уточняются особенности обучения в спортивных вузах. В качестве одного из направлений решения данной проблемы авторы предлагают использование фитокомпозиций различных трав в качестве водных настоев, которые позволяют снизить психологическую нагрузку, эмоциональное выгорание, но не влияют на когнитивные способности студентов и спортсменов. Также авторами приводятся результату апробации экспериментальной апробации применения фиточая студентами первых курсов.

Одним из важнейших этапов в жизни любого человека является период его профессионального становления, обретение профессии, закладка фундамента для своего карьерного роста, успешности в профессии и самоопределении. Поступление в вуз – нередко первый шаг на пути к взрослой жизни. Многие студенты съезжают от родителей, начинают самостоятельно планировать свою жизнь, налаживать новые знакомства, все это, наряду с многократно возросшей учебной нагрузкой и осознанием ответственности за свою дальнейшую жизнь, приводит к возрастанию психоэмоционального напряжения, тревожности и, как следствие, нередким проявлениям стресса. Данные факторы являются ключевыми для успешности учебной адаптации студентов первых курсов, которая во многом определяет дальнейшее профессиональное и личностное развитие будущего специалиста [1]. Ронгинская Т.И. выдвигает гипотезу о том, что адаптация студентов – это сложный процесс перестройки психической деятельности, и он должен проявляться в изменениях уровневых значений отдельных характеристик личности, и в изменении взаимосвязей между ними, а также в различных соотношениях изменений в различные периоды адаптационного процесса, то адаптация студентов-первокурсников связана с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений, приспособлением к новым формам обучения [2].

По сравнению со студентами других направлений, обучение студентов спортивных вузов наряду с классическими учебными занятиями сопровождается непрерывной физической подготовкой, тренировками, участиями в спортивных соревнованиях различного уровня. Несмотря на несомненный положительный эффект двигательной активности многие исследователи отмечают, что сочетание возросших учебной и физической нагрузок, стрессы, вызванные участием в различного рода соревнованиях могу привести к развитию утомления и также негативно сказаться на психоэмоциональном состоянии студентов.

Таким образом, обобщая исследования ряда авторов в качестве основных причин, приводящих к возникновению стрессовых состояний у студентов спортивных вузов можно отнести следующие:

1. Изменение условий обучения, новый коллектив, необходимость налаживать новые социальные связи.

2. Изменения условий проживания, отъезд из родительского дома, налаживание самостоятельного быта.

3. Изменение финансовой составляющей, нередко возникает проблема поиска работы в параллели с учебой.

4. Существенно возросшая нагрузка в обучении, изменение объёма получаемой информации и требований к скорости ее обработки.

5. Физическая нагрузка и соревновательные стрессы.

В связи с этим актуальной является проблема поиска и подбора средств, снижающих психологическую нагрузку, эмоциональное выгорание, но не влияющих на когнитивные способности студентов и спортсменов.

Одним из таких средств выступают фитокомпозии, в основе которых лежат сочетания различных трав, принимаемых в виде водных настоев. Фитокомпозиции или фиточаи применялись еще с глубокой древности, для улучшения работоспособности, самочувствия, достижения эмоционального баланса. Они представляют собой сбалансированное сочетание ингридиентов – разных трав, которые оказывают свое, специфическое воздействие на различные функциональные системы организма.

Препараты растительного происхождения в значительной степени позволяют подбирать состав фитокомпозиции с учетом индивидуальных или возрастных особенностей и могут применяться в течение значительно более длительного периода, сравнительно с синтетическими. Фитопрепараты успокаивающего действия обладают выраженным, но мало востребованным потенциалом в терапии неврозов, коррекции психосоматических состояний и связанных с ними инсомний. Данный вид лечения в медицинской практике применяется неоправданно редко. Часто игнорируются даже те препараты, которые относятся к сфере научной медицины и внесены в фармакопею [3, 4].

Целью исследования было изучение влияния фиточая на психофизиологические показатели студентов, обучающихся в вузе физической культуры.

В эксперименте принимали участие студенты 1 курса в возрасте от 17-18 лет в количестве 12 человек. Фиточай был предоставлен лабораторией фитореабилитации человека ФГБОУН «Никитский ботанический сад», в которой ранее проводились исследования влияния на психоэмоциональное состояние различных вариантов фиточая. В состав фитокомпозиции были включены : трава душицы, чабреца, лист ежевики, лист эхинацеи, корневища с корнями валерианы лекарственной, трава пустырника, цветки боярышника, лис мяты перечной, лист мелисы, трава зверобоя.

В начале исследования проводился сбор анамнеза с помощью анкетирования оценки параметров сердечно сосудистой системы, параметров сна, а также уровня и факторов стресса. Для диагностики функционального состояния нервной системы и наличия возможного утомления и переутомления использовался тест РДО – сложной пространственно-временной реакции человека на сигнал (объект) с вычислением процента точных реакций. Тест РДО используется для определения уровня процессов возбуждения и торможения, а также позволяет диагностировать функциональное состояние нервной системы спортсменов, состояние сенсомоторной деятельности, развитие утомления и переутомления [5].

В ходе дальнейшего эксперимента испытуемыми предлагалось в течении двух недель осуществлять ежедневный прием настоев фитокомпозиций с постоянным мониторингом АД и ЧСС, а также своего психоэмоционального состояния с помощью опросника САН (экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения).

Исследование проводилось в середине семестра, в отсутствие соревновательной деятельности у спортсменов, что бы исключить психоэмоциональную нагрузку, неизбежную с наступлением сессии или участием в различного рода соревнованиях, что существенно бы повлияло на интерпретацию результатов.

В ходе предварительного мониторинга с помощью опросника САН было получены следующие данные:

Таблица 1

Данные по диагностике САН

Показатели самочувствия активности и настроения

Количество человек

Процент

Низкие показатели

2

16,6

Средние показатели

8

66,8

Высокие показатели

2

16,6

Два человека имели низкие показатели по всем трем критериям опросника САН (показатели самочувствия ниже 5,4 балла, активности – ниже 5,0 балла, настроения – ниже 5,1).

Таблица 2

Коэффициент точности по данным диагностики РДО

Показатели точности

Количество человек

Процент

Низкие показатели

4

33,4

Средние показатели

7

50

Высокие показатели

1

16,6

После двухнедельного приема фито-чая были проведены повторные срезы по диагностике самочувствия, настроения и активности, а также диагностика двигательной реакции.

Таблица 3

Данные по диагностике САН по окончанию эксперимента

Показатели самочувствия активности и настроения

Количество человек

Процент

Низкие показатели

2

16,6

Средние показатели

4

33,4

Высокие показатели

6

50

Низкие показатели демонстрировали все те же участники, что и в самом начале эксперимента, зато число студентов с высокими показателями выросло.

Таблица 4

Коэффициент точности по данным диагностики РДО по окончанию эксперимента

Показатели точности

Количество человек

Процент

Низкие показатели

4

33,3

Средние показатели

6

50,1

Высокие показатели

2

16,6

Как мы видим из таблицы 4, точность двигательной реакции осталась без изменений.

При анализе показателей пульсового давления также наблюдались тенденции стабилизации параметров до пределов нормы.

missing image file

Изменение параметров пульсового давления в ходе эксперимента

В результате можно сделать вывод, что прием фитокомпозиций может оказать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние человека, но данный эффект коррелируется с глубиной имеющегося утомления и стресса. На студентов, демонстрирующих низкие показатели по опроснику САН, прием фитокомпозиций практически не оказал видимых положительных эффектов, тогда как половина из участников эксперимента с средними показателями значительно улучшили свое самочувствие, активность и настроение. При этом не наблюдалось выраженного воздействия приема фиточая на когнитивные параметры, о чем свидетельствует результаты диагностики РДО.


Библиографическая ссылка

Приданова К.А., Мельникова Ю.Д., Мирошникова С.С. ВЛИЯНИЕ ФИТОКОМПОЗИЦИЙ НА ДИНАМИКУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2022. – № 11. – С. 10-13;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=575 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674