Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Шлямов А.Е. 1
1 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
1. Киселев И.К. Диагностика условий развития регионов ЦФО / И.К. Киселев. Текст: непосредственный //Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. № 2 (16). 2017. С. 65–72.
2. Иванова М.Д. Экологизация производства один из этапов социально-экономического развития региона /М.Д. Иванова. Текст: непосредственный // Вестник бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2015. № 2. С. 27–30.
3. Данилов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие: учеб. пособие / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев. Москва: Прогресс-Традиция, 2017. 416 с. ISBN 5-89826-045-5. Текст: непосредственный.
4. Полушкина Т.М. Развитие теории и методологии государственного регулирования аграрной сферы экономики: автореф. дис. ... докт. экон. наук. Саранск, 2010 43 с.
5. Полушкина Т.М Устойчивое развитие сельских территорий через становление органического сельского хозяйства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12. № 6 (339). С. 22-32.
6. Мантино Ф. Сельское развитие в Европе: Политика, институты и действующие лица на местах с 1970-х годов до наших дней [Электронный ресурс] / Ф. Мантино. Режим доступа: http://www.eastagri.-org/publications/ pub_docs/Mantino.pdf

Статья посвящена необходимости повышения устойчивости развития сельских территорий Российской Федерации, роли государства в этом процессе. Определено, что суть государственной политики сельского развития должна состоять в создании условий для саморазвития территорий, формирования саморазвивающейся и самобытной социо-эколого-экономической территориальной системы. Проведен анализ уровня развития сельских территорий на примере республики Мордовия, проведена их типология. Предложены меры развития для различных типов сельских территорий.

К стратегическим приоритетам государственной политики современной России можно создание благоприятных условий для устойчивого развития сельских территорий, которые на текущий момент переживают системный кризис, характеризующийся рядом проблем. Среди основных из них можно выделить: проблемы разрушения эволюционно сложившейся системы сельского расселения (вымирание деревень), ухудшение демографических процессов на сельских территориях, высокий уровень бедности и безработицы, снижение качества жизни, сокращение сети учреждений социальной инфраструктуры, низкий уровень системы образования и здравоохранения, отсутствие диверсификации экономического развития села, ориентированной преимущественно на сельскохозяйственное производство и многие другие. Сложившиеся условия не позволяют вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач, при условии сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности.

Понятие «устойчивого развития» было введено комиссией по окружающей среде и развитию под председательством Гру Харлема Брундтланда. По их мнению «устойчивое развитие» – это «такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

А.И. Сайко считает, что устойчивым развитием является процесс, при котором человечество не разрушает природный фундамент существования и функционирования своего хозяйства. Устойчивое развитие отражает такую модель развития, при котором на природную среду оказывается антропогенное воздействие, адекватное ассимиляционному потенциалу природной среды, регулятивному потенциалу биосферы [1].

Комплексное устойчивое развитие сельских территорий объединяет три основные составляющие: экономическую, социальную и экологическую. Данная триада в свете устойчивого развития приобретает интегральное выражение: все элементы рассматриваются во взаимосвязи и взаимозависимости, а также определяются новые приоритеты: цель – благополучие живущих и будущих поколений, основа – природно-экологические системы жизнеобеспечения, а экономика – двигатель развития [2].

Экономический блок основан на теории максимального потока совокупного дохода, социальный – ориентирует на сохранение стабильности социальных и культурных систем, экологический – стремится обеспечить целостность биологических и физических природных систем [3].

В настоящей работе нами был проведен анализ устойчивости развития сельских территорий на примере Республики Мордовия. Анализ показал, что сельские территории региона характеризуются низким уровнем жизни сельского населения, их недостаточным уровнем развития, как следствие, наличие глубокими демографическими проблемами, что, в конечном итоге, приводит к неустойчивому развитию сельских территорий. К снижению устойчивости сельского развития приводят и такие крайне негативные процессы, активно происходящие в сельской местности в последние десятилетия как сокращение сети объектов сельской социальной инфраструктуры, ухудшение их территориальной доступности. Демографическая и трудоресурсная ситуации, которые в настоящее время сложились в сельских территориях республики, препятствуют поступательному развитию. На селе по-прежнему сильны миграционные процессы, особенно среди молодого поколения. Сокращение численности и людности сельских населенных пунктов приводит к запустению огромных пространств в сельской местности, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения.

Была проведена типология сельских территорий республики по степени устойчивости, которая позволила выявить существенные различия социального, экономического, демографического и экологического развития муниципальных районов. Выделены 4 типа сельских территорий, характеризующихся разной степенью устойчивости: наиболее устойчивые, относительно устойчивые, наименее устойчивые, отстающие [4]. Отнесение того или иного муниципального района к определенному типу по уровню устойчивости определяется по следующим критериям в зависимости от величины рассчитанного интегрального индекса устойчивости (табл. 1).

Таблица 1

Критерии отнесения муниципального района к определенному типу устойчивости

Тип

Степень устойчивости

Интервал

Муниципальные районы

1

Наиболее устойчивые

более 5,624

Ковылкинский, Лямбирский, Рузаевский, Чамзинский

2

Относительно устойчивые

2,634–5,624

Атяшевский, Зубово-Полянский, Ичалковский, Кочкуровский, Краснослободский, Ромодановский, Старошайговский, Торбеевский

3

Наименее устойчивые

1,302–2,633

Ардатовский, Атюрьевский, Дубенский, Ельниковский, Инсарский, Кадошкинский

4

Отстающие

Менее 1,301

Большеберезниковский, Большеигнатовский, Темниковский, Теньгушевский

Средние значения показателей развития муниципальных образований по типам представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия

Показатели

Типы административных районов Мордовии по типам

1

2

3

4

Количество муниципальных образований в типе

4

8

6

4

Демографические показатели

Плотность населения, чел. на 1 км2

35,5

15,90

12,4

9,9

Естественный прирост, убыль (–) на 1000 человек населения

-7,023

-7,7375

-12,98

-13,82

Миграционный прирост, убыль (–), человек

-134,5

-166

-156,33

-114,2

Уровень зарегистрированной безработицы, %

0,95

0,9

1,18

1,15

Социально-экономические показатели и уровень жизни

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, р.

31023,35

25928,14

23634,58

22657,4

Объем собственных доходов бюджета за исключением безвозмездных поступлений, тыс.р.

244416,5

111603,3

52003,5

44426,25

Инвестиции в основной капитал, тыс.р.

2862895

780935,1

308865,2

96020,75

Оборот розничной торговли, тыс.р.

1650437

714478,3

295282,7

315213

Валовой муниципальный продукт, в расчете на жителя, тыс. р.

655,05

290,75

215,58

122,85

Продукция сельского хозяйства, в расчете на жителя, тыс. р.

237,475

121,1625

115,43

94,3

Площадь жилья, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2

30,57

33,8

39

36,85

Площадь жилья, оборудованной водопроводом, м2

78,97

67,6

68,75

53,07

Площадь жилья, оборудованной газом, м2

98,02

97,225

97,78

94,2

Число общеобразовательных учреждений – всего, ед.

18,75

11,375

8

4,5

Число больничных коек – всего, ед.

213,75

96,37

44,33

55,75

Число спортивных сооружений, ед.

108,75

53,12

27,33

25

Экологические показатели

Количество выбросов в окружающую среду, тыс.тонн/г.

1,85425

3,147

0,121

0,188

Решение проблем обеспечения устойчивого развития сельских территорий возложено на государство.

Политика сельского развития должна быть направлена на его поддержку. Цель, которую преследует государство – это повышение уровня и качества жизни сельского населения, формирование территориальной саморазвивающейся и самобытной социо-эколого-экономической территориальной системы, противодействие антропогенной перегрузки и деградации ландшафта, сохранение культурных ценностей, обеспечение воспроизводства и долговременного использования природных ресурсов для сельского хозяйства, местной промышленности, ремесел, промыслов, туризма, и других сфер хозяйственной деятельности [5].

Сегодня во многих странах с развитым сельским хозяйством приняты государственные стратегии устойчивого развития на ближайшие 10–20 лет, в том числе и в области сельского развития. Приняты также планы муниципалитетов – так называемые Местные Повестки Дня на XXI век, так как достижение глобальных целей возможно только через реальные действия на местном уровне. Важнейшим направлением единой сельскохозяйственной политики Европейского союза (далее – ЕС) является обеспечение устойчивого развития сельских территорий. Приоритетность данной проблемы для стран ЕС обусловлена появлением ряда факторов (миграция сельского населения, низкий уровень доходов жителей сельских районов, ухудшение качества почв и вод, утрата биоразнообразия и др.), негативно влияющих на развитие сельских местностей.

Следует отметить динамический характер политики сельского развития в развитых странах Запада. Она развивалась в соответствии с несколькими подходами. Это: отраслевая и территориальная модели сельского развития и, соответственно, эндогенный и экзогенный подходы к государственному регулированию развития сельских территорий.

Отраслевая модель идентифицирует сельское развитие с общей модернизацией сельского хозяйства и агропродовольственного комплекса. Территориальная модель идентифицирует сельское развитие с развитием сельских районов в целом, путем использования всех ресурсов, имеющихся в данном районе (человеческих, физических, природных, ландшафтных и пр.), и интеграции между всеми компонентами и отраслями на местном уровне. Эта концепция использует возможности территории в наиболее широком ее понимании. Постепенный переход от отраслевой к территориальной модели развития обусловлен ее многофункциональностью. Стало понятно, что необходимо в первую очередь решать проблемы социального характера в сельских территориях, независимо от уровня развития в них экономики. Большое внимание стало уделяться вопросам местного самоуправления [6].

Этот позитивный опыт государственного регулирования сельского развития было бы целесообразным использовать в РФ в настоящее время.

В современных российских условиях необходимо использовать территориальную модель сельского развития. Система государственного регулирования развития сельских территорий должна быть направлена на обеспечение достойного качества жизни сельских жителей. И именно это должно выступать критерием его эффективности. При этом, несомненно, важным являются масштабы государственной помощи в рамках целевых программ развития, органично согласованные с интересами сельских жителей, которые должны быть институционально оформлены в виде местного самоуправления, кооперации и пр. и направлены на раскрытие внутреннего потенциала территории (природного, человеческого, экономического, исторического, культурного и пр.) с целью органической адаптации сельских сообществ к рынку. Аграрная компонента должна являться определяющей в сельском развитии, но не единственной.

 


Библиографическая ссылка

Шлямов А.Е. ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2021. – № 9. – С. 141-144;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=549 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674