Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Шлямов А. Е. 1
1 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
1. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Устойчивое развитие и безопасность: учебное пособие. М., 2013. 515 с.
2. Устойчивое развитие в России / Под ред. С. бобылева и Р. Перелета / берлин Санкт Петербург, 2013. 224 с.
3. Полушкина Т.М. Развитие теории и методологии государственного регулирования аграрной сферы экономики: автореф. дис. ... докт. экон. наук. Саранск, 2010 43 с.
4. Полушкина Т.М. Развитие государственного регулирования аграрной сферы экономики в ответ на вызовы продовольственной безопасности // Фундаментальные исследования. 2015. № 7-1. С. 182-186.
5. Федотова М.Ю. Устойчивое развитие сельских территорий как направление стратегии их функционирования: монография / М.Ю. Федотова, А.А. Ломакин. Пенза:РИО ПГСХА, 2013. С. 19.

В настоящем исследовании предпринята попытка систематизации теоретических положений об устойчивом развитии сельских территорий, регулировании государством этого процесса. Определено, что комплексное устойчивое развитие сельских территорий объединяет три основные составляющие: экономическую, социальную и экологическую. Проведен анализ современных мер государственного влияния на развитие сельских территорий с целью повышения их устойчивости. Сделан вывод об их недостаточности. Предложены меры по совершенствованию инструментов государственного регулирования развития сельских территорий.

Под «развитием» понимается переход системы с более низкого уровня на более высокий (прогрессивное развитие) или с более высокого уровня на более низкий (регрессивное развитие). Процесс развития выступает как последовательность перестроек, конфликтов и согласований интересов внутри системы и между системой и окружающей средой. Развитие, с точки зрения концепции устойчивого развития – это, прежде всего, результат управления, т.е. следствие целенаправленной деятельности общества для достижения желаемых целей, а не проявление функции самоорганизации системы. Отсюда устойчивое развитие – результат эффективного управления, а неустойчивое развитие – результат его отсутствия или неэффективности.

В целом, «устойчивое развитие» рассматривается как социоприродный глобальный процесс, основанный двух основных характеристиках – антропоцентрическом и биосфероцентрическом. Антропоцентрический связан с принципом равенства возможностей поколений людей по удовлетворению своих потребностей и, соответственно, права на жизнь. Биосфероцентрический признак – с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, ее устойчивости и естественной эволюции, с тем, чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило бы экофобной форме [1, 2].

Под устойчивым развитием сельских территорий следует понимать целенаправленный процесс перехода сельского сообщества на качественно новый уровень, обеспечивающий экономически и экологически обоснованное, социально ориентированное расширенное воспроизводство, поддержание и развитие жизненного, производственного и природно-ресурсного потенциала сельских территорий, что в конечном итоге способствуют повышению качества и уровня жизни сельского населения.

Таким образом, устойчивое развитие сельских территорий определим как их прогрессивное развитие с учётом экологических ограничений при удовлетворении потребностей как настоящего, так и будущего поколений [3].

Экономически устойчивые и социально развитые сельские территории – гарант стабильности, независимости и продовольственной безопасности государства, поэтому вектор их развития должен стать приоритетным направлением национальной политики по устойчивому развитию [4].

Согласно Стратегии устойчивого развития сельских до 2030 года, сельские территории – это территории сельских поселений и межселенные территории.

Сельские территории в любой стране мира выполняют ряд важнейших функций. Это: социально-демографическая, производственная, экологическая, рекреационная, культурно-этническая социальная.

Сельский социум, обеспечивая экономический оборот на сельских территориях для обеспечения населения всей страны продовольствием, одновременно воспроизводят сельский уклад жизни. При этом социальное воспроизводство должно быть расширенным, что отнюдь не означает только физическое увеличение сельского населения (процессы урбанизации протекают весьма интенсивно), приоритетом должно становиться качественное изменение крестьянского сообщества. Наметившийся рост в аграрной сфере, к сожалению, в настоящее время не обеспечен адекватным предложением рабочей силы.

При существующей зависимости сельхозпроизводителей от микро- и макросреды рыночный механизм, даже с самой высокой степенью предпринимательской инициативы и кооперации, без регулирующей роли государства не сможет обеспечить устойчивого сельского развития. Крестьяне оказываются неспособными самостоятельно обеспечивать развитие сельских территорий на должном уровне (в сельской местности, возможно, до сих пор бы не было дорог, электричества и пр.). Однако до сих пор дискуссионным остается вопрос о том, как, каким образом это делать, с помощью каких мер, в каких масштабах.

Представляется, что регулирующее воздействие государства должно исходить из объективной необходимости, сообразуясь с приоритетами стратегии развития. Более того, все действия по регулированию должны быть правообеспечены, согласованы с объемами реальных ресурсов и целеориентированы. В кризисных ситуациях государственное регулирование должно выступать в качестве организующего начала развития [5].

Государственное регулирование развития сельских территорий – это специально организуемые системные действия по обеспечению его устойчивости и сбалансированности, имеющие главной целью повышение уровня и качества жизни сельских жителей на основе принципов общественной справедливости; общественной эффективности; экономической целесообразности и гражданской активности, т. е вовлечения институтов местного самоуправления, сельского сообщества в принятие решений по развитию территории, в том числе при разработке целевых программ.

Реализация современной государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 г. была осуществлена в 2 этапа:

– на I этапе (2011–2013 гг.) – реализованы меры, направленные на совершенствование нормативно-правового, организационного, научного, кадрового и программного обеспечения сельских территорий.

– На II этапе (2014–2020 гг.) – предприняты меры в области обеспечения роста ресурсного финансирования развития сельских территорий на базе укрепления аграрного сектора, диверсификации и развития всей сельской экономики, повышение налогооблагаемой базы сельского развития и финансовых основ местного самоуправления, общего экономического роста и усиления государственной поддержки села в рамках федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий на 2014–2017 гг. с учетом ее пролонгации до 2020 г. Преследуемая цель к концу II этапа – значительное повышение уровня занятости и доходов сельского населения, снижение распространения бедности, улучшение среды обитания и на этой основе замедление процессов депопуляции и расширение количестватерриторий со стабильным и растущим сельским населением.

missing image file

Структура финансирования ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 гг. и на период до 2020 г.» по направлениям, млрд р.

Распределение средств по направлениям Программы УРСТ отражает приоритетность решения задачи по обеспечению комфортным жильем в сельской местности как одного из основных факторов привлечения молодых специалистов. Данные представлены на рисунке.

За весь период Программы УРСТ были реализованы основные мероприятия, в большинстве своем направленные на повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений:

– улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

– развитие сети общеобразовательных учреждений;

– развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта;

– развитие культурно-досуговой деятельно- сти;

– развитие торгового, бытового и информационно-консультационного обслуживания;

– развитие электрических, телекоммуникационных сетей, газификации и водоснабжения в сельской местности;

– поддержка комплексной компактной застройки сельских поселений;

– развитие сети автомобильных дорог.

Анализ стратегических целей, задач и мероприятий Программ УРСТ свидетельствует о том, что в них отсутствую мероприятия, напрямую стимулирующие изменение демографической ситуации, природоохранные мероприятия и направления, стимулирующие комплексное развитие сельских территорий.

При этом, говоря об устойчивом развитии, считаем необходимым применение комплексного социо-эколого-экономического подхода, который в данной программе реализован не полностью, поскольку по-прежнему отдается приоритет преимущественно мероприятиям по улучшению жилищных условий и развитию социально-инженерной инфраструктуры. В недостаточной степени затронуты демографические процессы и процессы обеспечения экологической безопасности территорий.

 


Библиографическая ссылка

Шлямов А. Е. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2021. – № 9. – С. 139-141;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=548 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674