Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Мусаева Э.А. 1 Григорьева Т.Ю. 1
1 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
1. Экология транспорта и устойчивое развитие: учебник / Под общ. ред. И.В. Карапетянц, Е.И. Павловой. М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. 370 с. ISBN 978-5-907055-72-8.
2. Экология и безопасность: почему автомобили на природном газе – это хорошо // AUTONEWS. 26 дек. 2018. URL: https://www.autonews.ru/news/5c21f93d9a79471c145948cd (дата обращения: 12.02.2021).
3. 8 мифов про ГБО. Их развенчивают эксперты «За рулем» // За рулем: интернет-изд. URL: https://www.zr.ru/content/articles/924636-gazoballonnoe-oborudovanie-v-avtomobile-vse-chto-nado-znat/ (дата обращения: 12.02.2021).
4. Можаретто И. Автотранспорт на газе: экологичный, экономичный, безопасный. Почему его так мало в России? // ТАСС. 9 окт. 2019. URL: https://tass.ru/opinions/6974728 (дата обращения: 12.02.2021).
5. РД 03112194-1095-03. Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе URL: http://snipov.net/database/c_4294956066_doc_4293849279.html (дата обращения: 12.02.2021).

Газовое моторное топливо (ГМТ) является одним из перспективных видов топлив, способных заменить традиционные нефтяные виды топлива. В настоящее время количество автотранспорта, использующего ГМТ, неуклонно растет во многих странах мира. ГМТ обладает лучшими экологическими и экономическими характеристиками по сравнению с бензиновым и дизельным топливом. В настоящее время уже многие автопроизводители выпускают модели, способные работать на газовом топливе, однако «слабость» законодательной базы и отсутствие широкой сети заправочных станций тормозят развитие газового транспорта в России. Данную ситуацию позволит изменить комплексный подход государства, сориентированный на развитие инфраструктуры и стимулирование приобретения газовых автотранспортных средств, особенно в области коммерческих перевозок, где экономический эффект от внедрения будет наиболее заметным.

Газовое моторное топливо (ГМТ) сегодня является альтернативным по отношению к традиционно применяемым бензину и дизельному топливу. К газовому моторному топливу относятся сжиженный природный газ (СПГ), компримированный природный газ (КПГ), сжиженные углеводородные газы (СУГ), водород и др. Природный газ, основную часть которого составляет метан (92…98 %), на сегодняшний день является самым перспективным газовым топливом для автомобилей [1, с. 69-80].

В настоящее время ГМТ топливо активно используется более чем в 80 странах, в которых суммарный парк газовых транспортных средств насчитывает около 28 млн ед. [2]. Широкая распространенность природного газа, его экологические и экономические качества позволяют успешно применять его в качестве топлива в транспортном секторе, однако Россия по уровню газификации в Европе находится всего лишь на 7-ом месте [3].

Согласно Транспортной стратегии России, к 2030 году доля автопарка с двигателями на альтернативных видах топлива (в первую очередь речь идет о ГМТ) должна составить минимум 49 %. Однако в настоящее время автомобилей на ГМТ насчитывается не более 5 % от всего автопарка. Легковые (газовые и битопливные) автомобили занимают всего 0,2 % продаж новых автомобилей, легкие коммерческие – 8…10 %, автобусы и коммунальная техника – до 11…12 % [4].

Цель данной работы: выявить преимущества и недостатки использования газомоторного топлива на транспорте.

Основная часть. Немаловажным фактором использования газомоторного топлива является его экологичность и экономичность, а также, вследствие значительных запасов, высокая для России конкурентоспособность относительно других видов топлива. На сегодня практически все крупные автопроизводители имеют расширенную сбытовую линейку транспорта, использующего газомоторное топливо. Перевод транспорта на природный газ позволяет сократить выбросы в атмосферу сажи, высокотоксичных ароматических углеводородов, монооксида углерода, непредельных углеводородов и оксидов азота. Двигатели на ГМТ уже соответствуют экологическому стандарту Евро-6.

Немаловажным для транспорта, использующего газомоторное топливо, является фактор взрывопожаробезопасности при эксплуатации. Для обеспечения высокой надежности при эксплуатации стоит обратить серьезное внимание на соблюдение требований нормативных документов [5], легальность переоснащения транспорта и обязательную государственную экспертизу оборудования и транспортных средств, на которых будет установлено данное оборудование.

Но, несмотря на существенные положительные сдвиги относительно перспективного перехода транспорта на газомоторное топливо, проблемы остаются. Вплоть до настоящего времени использование альтернативных видов моторного топлива в России остается незначительным, и эффект от их применения в масштабах всей экономики малозаметен. Среди основных причин – «слабость» законодательной базы, регулирующей и стимулирующей использование альтернативных видов моторного топлива, отсутствие инфраструктуры и стимула ее развивать, поскольку сеть заправочных станций не только недостаточно развита, но и даже существующие мощности загружены в среднем на 10…15 %.

Заключение. Изменить создавшуюся ситуацию возможно только при комплексном государственном подходе, предполагающем масштабное развитие инфраструктуры, субсидирование приобретения техники, включая в первую очередь коммерческий автотранспорт, для которого эксплуатационный экономический эффект вследствие более низкой стоимости топлива будет наиболее существенным.

 


Библиографическая ссылка

Мусаева Э.А., Григорьева Т.Ю. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2021. – № 9. – С. 81-82;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=518 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674