Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Мишанина В.И. 1 Морева Н.Н. 1
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»

В информационном обществе высшей ценностью является индивидуальность личности. На основе анализа современной социальной ситуации в обществе, многие ученые исследуют и анализируют проблему влияния глобализационных изменений информационного пространства на становление подрастающей личности. Анализ литературы и практики по проблеме исследования показал, что информационно-коммуникативные технологии могут оказывать на ребенка как позитивное, так и негативное влияние. Мнения разных специалистов по этой проблеме расходятся, поэтому необходимо дальнейшее изучение влияния информационного пространства на становление личности ребенка.

Современное общество характеризуется глобальным процессом информатизации, стремительным переходом на новый этап развития – постиндустриальное или информационное общество.

В информационном обществе высшей ценностью является индивидуальность личности. На основе анализа современной социальной ситуации в обществе, многие ученые исследуют и анализируют проблему влияния глобализационных изменений информационного пространства на становление подрастающей личности.

Специфика культуры информационного пространства активно исследуется учеными (А. Александров, В. Афанасьев, Д. Белл, В. Библер, Б. Ерасов, Ф. Майор, Д. Несбит, и др.). Ведущим принципом этой культуры специалисты определяют глобальность, поскольку в обмене информацией нет ни пространственных, ни временных, ни политических ограничений, следствием становится плотное взаимопроникновение культур.

В середине 50-х годов ХХ века состоялась мировая информационная революция. Возникла развитая система средств массовой информации: фотографии, кино, телевидение, радио, компьютеры и т.п.

Главное противоречие современного информационного пространства определено тем, что потребитель оказывается в положении, когда возможность выбора поведенческой реакции, каждое действие осуществляется «в соответствии» или «вопреки» полученной или навязанной информации.

Существует мнение, что вхождение молодого поколения в информационное пространство является болезненным и подтверждается следующими особенностями:

– система свободного обмена идей заменяется хаотичностью информационных потоков, при этом информационный поток определяется как динамическое состояние вербальной, зрительной, слуховой (сенсорной) или документальной (зафиксированной) информации;

– возникает специфическая форма социализации через информационные потоки.

Именно эти особенности, присущие информационному пространству, при определенной характеристике его глобализации и создают те противоречия, решение которых способствует его развитию.

Информационное воздействие по мнению некоторых авторов может влиять и на сознание молодого поколения путем некритического восприятия реальности; неадекватного понимания ситуации; безразличного отношения к событиям; возбуждения и расстройства психоэмоциональных реакций.

Сегодня в систему воспитательных институтов активно входит в целом такой фактор, как средства массовой информации, в частности компьютерные технологии. Их особый статус в системе факторов, формирующих социально активную личность, определяется такими специфическими особенностями, как глобализация информации, мобильность ее трансляции, актуальность, целевое моделирование, художественная выразительность, эмоциональность, иллюзия личной цели, оперативность обратной связи.

Компьютерные технологии обеспечивают сбор, обработку и массовое распространение информации. Главным следствием компьютерных технологий стала доступность огромных массивов информации. Одной из форм влияния ИКТ на становление личности является трансляция информации о культуре и ее репродукция. Другой формой являются собственные творческие, продуктивные возможности ИКТ, а третьей формой влияния ИКТ является эстетическая их функция.

Компьютерные технологии – есть мощный инструмент, который оказывает влияние на становление личности. Подрастающее поколение XXI века, которое не обладает компьютерной техникой, можно сравнить с личностью прошлого века, которая не умеет, ни читать, ни писать. Использование компьютерных технологий в образовательном пространстве – это не прихоть, это жесткое требование современности. В глобальном информационном мире мы не получим высоких результатов и не сможем быть конкурентоспособными, если молодое поколение не будет обладать этим эффективным средством.

В последнее время информационно-коммуникационные технологии достаточно широко применяются и в сфере дошкольного образования. Мы считаем, что при определенных условиях позитивный эффект влияния компьютерных технологий на становление дошкольника может быть усилен и стать социально ценностным и личностно определяющим.

Поэтому компьютер должен входить в жизнь ребенка через игру, конструирование, художественное творчество и другие виды символико-моделирующей деятельности.

Как показывают исследования Л. Венгера, Л. Выготского, П. Гальперина, В. Давыдова, М. Поддьякова и др., у ребенка до пяти лет полностью развивается символическая функция наглядно-образного мышления, что является основным показателем уровня умственного развития ребенка в этом возрасте. Поэтому, в дошкольных образовательных организациях компьютерные программы для игр и занятий используются с пяти лет. Основными задачами педагогов на этом уровне образования являются: формирование у детей элементарных представлений об информационных технологиях как современных технических средств, возможности их использования в различных сферах жизни; вооружение начальными знаниями, умениями и навыками самостоятельного владения ИКТ для ознакомления с окружающим миром, конструированием, рисованием, экспериментированием и т.д.

Использование компьютерных технологий активизирует познавательную активность и развивает самостоятельность, создает условия для продуктивной деятельности ребенка, способствует развитию наглядно-образного мышления ребенка старшего дошкольного возраста. Как показали исследования, особенно успешно формируются с помощью компьютерных технологий специальные качества мышления – динамические пространственные представления, развивающие символические функции наглядно-образного мышления.

Мы считаем, что мультипликация открывает ребенку широкие возможности для расширения и углубления познания мира, как предметного, так и социальных отношений. Подтверждение нашей идеи мы находим в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Ю.Н. Усова. По нашему предположению мультфильм может выступать одним из эффективных средств познавательного развития старшего дошкольника.

По своей природе мультипликационный фильм – это сказочный мир. В сюжете мультфильма оживают неодушевленные предметы и объекты, абстрактные явления окружающей действительности. Для ребенка-дошкольника этот прием особо интересен и привлекателен в силу его склонности одухотворять все вокруг, приписывать неживым предметам и объектам способность чувствовать и думать. Обоснование этой мысли мы находим в трудах Ж. Пиаже, который описывал явление анимизма в детском мышлении.

Есть основания полагать, что возможны и нежелательные последствия взаимодействия детей с компьютерными устройствами, и это следует учитывать с самого начала знакомства с ними. Однако отстранять детей от этих технологий – это недопустимая ошибка, поскольку они являются частью будущего. Во-первых, это затормозит образование, во-вторых, снизит социальный статус, приведет к потере личностного «Я» среди сверстников.

Общеизвестно, что от рождения дети не обладают способностью критически мыслить. Ее необходимо формировать в течение длительного периода. Все события, отражающиеся на «компьютерном экране», становятся для детей привычными и воспринимаются как норма. Это объясняется недостаточным жизненным опытом ребенка.

Исследователи разных стран говорят о закономерной связи между просмотром насилия на экране телевизора, компьютера и последующим поведением ребенка.

Результаты исследований, проведенных рядом авторов (А. Бандура), свидетельствуют о том, что дети учатся, наблюдая за другими. Он назвал этот вид подражание человеческого поведения обучением путем подражания за наблюдаемой моделью поведения.

Огромную роль влияния в механизмах обучения на моделях в человеческом обществе играют многочисленные информационные потоки. В настоящее время механизмы копирования широко используются в рекламных и коммерческих целях. Автор А. Бандура подсчитал, что в течение недели с экрана телевизора и компьютера можно наблюдать до 70000 агрессивных действий по сравнению с 1200 добрыми и альтруистическими поступками. Компьютерные технологии по своей природе и социальным функциям имеют огромные возможности влияния на становление личности ребенка.

Культурными формами становления личности ребенка в процессе воспитания и образования является, наряду с детскими играми – компьютерные технологии. Это – не просто то, чем дети играют и чем их забавляют. Это исторически выработанные культурные формы становления и развития детского сознания.

Компьютерные технологии формируют виртуальный мир ребенка, где созданное фантазией и выраженное символическим компьютерным языком, усваивается и переживается как настоящее, где борьба сил добра и зла, правды и неправды, любви о отвращения, воспринимается «правдиво».

В обществе процесс компьютеризации обучения и воспитания начался недавно. Это связано с появлением компьютеров нового поколения и массовым внедрением их в дошкольные учебные заведения различных типов и уровней аккредитации.

Некоторые авторы работ в области психологии считают, что компьютерные технологии дают молодому поколению больше возможности для активного разряда, чем пассивное впитывание эмоциональных впечатлений у экрана телевизора. Особенностью информационного пространства является то, что уже существуют специальные каналы, рассчитанные на подрастающее поколение, которые транслируют детские и семейные фильмы, познавательные и учебные программы.

Между тем ученые доказали, что использование компьютерных технологий в больших дозах приводит к накоплению хронического стресса со всеми негативными последствиями для организма детей.

В последнее время дети все больше зависят от компьютеров, проводят все больше времени перед монитором. Исходя из этого, физиологи, психологи, педагоги и другие специалисты все чаще поднимают проблему негативного влияния компьютера психическое и физическое состояние детей, проводят исследования в этой области.

Результаты проведенных исследований показали, что во время продолжительного пребывания за компьютером, дети подвергаются таким главным факторам риска, как: усталость глаз от мерцания изображения на экране; длительная статическая рабочая поза пользователя; психологическая усталость от несоответствующего оформления и освещения помещения; срок пребывания пользователя за компьютером; усталость из-за неправильного эргономичного оформления и психологического содержания программного обеспечения; стрессы, возникающие из-за пользования компьютером; во взаимоотношениях с людьми, которые их окружают, другими взглядами на мир в целом.

В глобализованном информационном мире мы не получим высоких результатов не сможем быть конкурентоспособными, если молодое поколение не овладеет компьютерными технологиями.

Особо важен учет того факта, что дошкольник развивается не изолированно, а в социуме, для которого в современном мире характерен непосредственный контакт и вовлечение в общественную практику средств массовой информации, информационных технологий.

Таким образом, в научной сфере, несмотря на значительное количество исследований по проблеме влияния информационно-коммуникационных технологий на ребенка, многое остается неясным и неизученным, в частности, требуется дальнейшее изучение влияния информационного пространства становление личности ребенка.

 


Библиографическая ссылка

Мишанина В.И., Морева Н.Н. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2021. – № 9. – С. 42-44;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=502 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674