Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ФАКТОР КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ПОКОЛЕНИЯ Z

Рынкевич А.А. 1 Мисунова И.Д. 1
1 Московский педагогический государственный университет
1. Добавьте в друзья своих детей. Путеводитель по воспитанию в цифровую эпоху / Ялда Т. Улс; Эксмо, 2019. – 240 с. (Психология. Воспитание с любовью и пониманием).
2. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека от Homo Sapiensa до Homo Cyberusa. 2012. URL: [https://orel-region.ru/antiterror/lib/kb/3/3.pdf]
3. Баранов А.А., Рожина С.В. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга. 2010. URL: [https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-prichin- podrostkovogo-kiberbullinga]
4. Панасенко А.В. Травля в интернете: статья за оскорбление в интернете и кибермоббинг. 2020. URL: [https://reputation.moscow/2018/07/18/travlya-v-internete]
5. Черкасенко О.С. Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте. 2018. URL: [https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen]

В первой части нашей работы, чтобы приступить к исследованию кибербуллинга в киберсоциализации, мы определим понятия кибербуллинг, киберсоциализация, поколение Z. Рассмотрим причины кибербуллинга, ведь на сегодняшний день в России сегмент борьбы против травли в интернете пока ещё не носит злободневного характера, если говорить прямо, на сегодняшний день не развит вовсе. Данный факт не говорит об отсутствии проблемы. Напротив, Россия, исходя из всевозможных мировых и внутрироссийских исследований, занимает одну из лидирующих позиций в области буллинга, а в частности получившего популярность за последнее десятилетие в связи с быстрым развитием интернета, что говорит об актуальности проблемы кибербуллинга в основном касающийся киберсоциализации поколения Z. Во второй части работы мы рассматриваем исследование о лидирующей позиции уровня кибербуллинга среди подростков, а также методы борьбы с кибертравлей.

Сегодняшнее поколение молодых людей выросло в эпоху новых технологий и уже давно совместило две личности – в реальной жизни и в Интернете. Категория подростков общаются со своими друзьями, демонстрируют свои индивидуальные качества и отделяются от родителей. Жертвой онлайн-агрессии может стать любой, но чаще от него страдают дети и подростки. Несмотря на то, что более половины интернет-пользователей сталкивались с агрессией в киберпространстве, говорить об этой проблеме в обществе, а тем более решать ее, мы еще не научились. Современное поколение родителей выросло в то время, когда такой проблемы не существовало, они не видят рисков, не анализируют вред, который приносит кибербуллинг. Следующее вырастет с осознанием этой проблемы, но не умением с ней справляться, и только в будущем цифровая культура станет частью нашей обычной жизни. Чтобы говорить о кибербуллинге и о его методах борьбы, мы хотим обратиться к понятию поколения Z, а также раскрыть определении киберсоциализация и кибербуллинг.

missing image file

Рис. 1. Показатели качества машиностроительных изделий

Поколение Z – это люди, родившийся с 2001г. и по настоящее время (было выделено социологами и историками: Н. Хоув и В. Штраус). Это поколение более, чем другие нуждаются в развитии цифровых технологий и реализуют себя через интернет-пространство.

Понятие «киберсоциализация» в России впервые было определено В.А. Плешаковым, который понимает данное явление как «процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы» под влиянием инфокоммуникационных технологий.

А, в свою очередь, кибербуллинг или кибертравля – это намеренные угрозы и оскорбления, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации.

Положительное и нейтральное отношение сверстников, педагогов и родителей к кибербуллингу может являться тем фактором, который подталкивает подростков к участию в кибербуллинге. Одной из причин кибербуллинга является конформизм. Рассмотрим две разновидности: уступчивость и одобрение. Иногда мы проявляем конформность, не веря по-настоящему в то, что делаем. Мы повязываем галстук или надеваем платье, хотя не любим ни того ни другого. Подобный внешний конформизм называется уступчивостью. Мы уступаем требованиям окружающих, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания. Если наша уступчивость представляет собой ответ на недвусмысленный приказ, то ее можно назвать подчинением. Именно так можно описать и поведение подростков, которые в кибербуллинге присоединяются к группе сверстников-обидчиков, чтобы быть принятым группой и заслужить ее уважение. Иногда подростки сами начинают искренне верить в то, что их «вынуждает» делать группа. Они оправдывают собственные действия, считая, что оскорбляемый ими человек этого действительно заслуживает. Такой внутренний, искренний конформизм называется одобрением. Нередко одобрение возникает после уступки. Кроме того, у таких подростков возникает иллюзия социальной защиты, которая приводит к эмоциональному благополучию. Кибербуллинг может начаться и с обычной шутки. Но шутки бывают разными: одни шутят безобидно, поднимая всем настроение, так сказать, без жертв. Другие иронично подтрунивают над окружающими, всерьез никого не обижая, хотя неприятный осадок может и остаться. А третьи шутят крайне язвительно, и объекту подобного юмора точно не до смеха. Юмор – это ещё и способ возвышения себя. Ведь это он смешной, а я – не смешной, я остроумный. То есть, как и во всех других случаях конфликтогенного поведения, внутренние мотивы направления юмора на жертву – это самовозвышение за счет унижения другого.

На данный момент, к сожалению, Россия занимает лидирующие позиции по уровню кибербуллинга среди подростков. По данным российского исследования РАЭК (2019-2020) подростки 14-17 лет чаще всего становятся свидетелями агрессивного онлайн-поведения (46 %), 44 % – получали агрессивные сообщения, жертвами груминга стали – 48 %, 23 % – получали угрозы физической расправы. Среди разнообразных типов коммуникационных рисков младшие подростки чаще всего становятся свидетелями или жертвами агрессивной коммуникации. В общем, среди возрастных групп с агрессивной коммуникацией и буллингом в интернете чаще всего сталкивается молодежь.

Подростковый возраст – это один из важных этапов становления личности, поэтому издевательства в это время могут нанести серьезный урон психическому благополучию подрастающей личности. Издевательства и унижение в сети – серьезные испытания для психики, которые могут сильно повлиять на психическое здоровье подростка. Поэтому надо знать методы борьбы с кибербуллингом. Также отмечается, что 11 ноября – День борьбы с кибербуллингом в России. Мы хотели бы обратить ваше внимание о штрафах за оскорбление в интернет-сети. Согласно инициативе, теперь оскорбления в интернете будут приравниваться к публичным. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, открыто демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации (включая сеть «Интернет») влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей; на должностных лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; на юридических лиц – от 200 тыс. до 700 тыс. рублей», – гласит предлагаемая редакция части 2 статьи 5.61 КоАП («Оскорбление»).

Иной метод борьбы с кибербуллингом предлагает Госдума, (далее со слов) – «чтобы бороться с кибербуллингом, нужно создать открытую базу людей, которых уличили в интернет-травле», сообщил заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов. «И чтобы это было вседоступно, чтобы люди могли отразить свое мнение, написать им посты о том, что они думают об этих людях. Мне кажется, такое моральное давление будет для них хуже, чем штраф или другое наказание» – заявил господин Чернышов агентству РИА Новости.

По нашему мнению, помощь школьникам с опытом виктимизации могут оказать не только взрослые, но и сверстники: друзья, знакомые, одноклассники. Для подростков со временем увеличивается значимость дружеской поддержки. Не случайно они делятся проблемами прежде всего с друзьями. Нужно обучать подростков взаимопомощи в ситуациях кибертравли. Профилактику кибербуллинга нужно проводить уже с младшими подростками, то есть до снижения чувствительности к нему. Со старшеклассниками надо устраивать тренинги в виде работы с групповыми мнениями, с примерами из личного опыта, социальными представлениями и рефлексией. Необходимо разряжать напряженность в классе. К этой работе имеет смысл подключать всех: жертв, агрессоров, свидетелей, одноклассников.

missing image file

Рис. 2. Необходимые мероприятия лидера

missing image file

Рис. 3. Основные этапы внедрения бережливого производства

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что особенность кибербуллинга состоит в том, что информация распространяется очень быстро и не ограничена ни временем, ни местом. Люди данные возрастной группы поколения Z не избавятся от преследования, если перейдут учиться в другую школу, сменят место работы или жительства. Для этого стоит принимать меры для решения этой проблемы и соблюдать меры предосторожности, которые помогут не стать жертвой кибербуллинга.


Библиографическая ссылка

Рынкевич А.А., Мисунова И.Д. КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ФАКТОР КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ПОКОЛЕНИЯ Z // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2021. – № 7. – С. 61-62;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=397 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674