Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ЧТО ВИДИТ СИНИЙ МИШКА В ЗЕРКАЛЕ ЭМОЦИЙ

Кочуков В.А. 1 Леонов А.С. 2 Носарева М.А. 1 Сунцов С.А. 3
1 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
2 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет ИТМО»
3 АНО Коррекционный центр «Азимут»
1. Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом. М.: Теревинф, 2013. 512 с.
2. Клименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в онтогенезе: обзор эмпирических исследований // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 126–137. DOI: 10.17759/
3. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во МГУ, 1990. 196 с.
4. Морозов С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра. М., 2014. 448 с.
5. Никольская О.С. Сравнительный анализ двух коррекционных подходов к психическому развитию ребенка с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4. С. 169–186. DOI: 10.17759/cpp.2018260411.
6. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах № 19. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/korrekcija-d.. (Дата обращения: 14.01.2019)
7. Экман П. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2010. 336 с.
8. Avino T.A., Barger N., Vargas M.V, et al. Neuron numbers increase in the human amygdala from birth to adulthood, but not in autism. Proc Natl Acad Sci U S A. 2018;115(14):3710-3715.
9. Frith U. Autism: Explaning the Enigma. Oxford: Blackwell, 1989.
10. Lovaas O.I. Teaching individuals with developmental delays: basic intervention techniques. N.Y., 2002. – 429 p.
11. Pelphrey K.A., J. Piven Visual scanning of faces in autism. Jornal of Autism and Developmental Disorders 32 (2002):257, fig. 3. K. Pelphrey.
12. Phelps E.A., LeDoux J.E. Contributions of the amygdala to emotion processing: from animal models to human behavior. Neuron. 2005; 48(2):175-187.

В статье рассмотрена проблематика нарушения развития детей с расстройствами аутистического спектра, нарушения развития эмоциональной сферы, искажение такого психического процесса как ментализация. Рассмотрены способы педагогической коррекции, предложенные иностранной и отечественной педагогикой. Представлены возможные причины этих нарушений. Авторы предлагают оригинальное решение проблемы с использованием компьютерных технологий, приводят результаты экспериментального исследования с использованием созданной компьютерной программы.

Диагноз аутизм на сегодняшний день могут выявить уже с двух лет. И основным маркером здесь является отсутствие социального взаимодействия (нарушения коммуникации, отсутствие совместного внимания, поглощённость стереотипными поведенческими актами) [4]. При расстройствах аутистического спектра (РАС) искажение психики ребёнка затрагивает и его эмоциональную сферу [3, 8].

Ученые предположили, что модель психического состояния представляет собой врожденную систему ожиданий, касающихся поведения людей. Они выявили, что у детей с аутизмом нарушена способность формировать модель психического состояния и именно поэтому они не умеют приписывать другим мысли и чувства и не способны прогнозировать их поведение [9, 11, 12].

К сожалению, с коррекцией нарушений эмоциональной сферы, у этих детей возникают большие сложности, чем с коррекцией поведения. Часто дети с РАС не могут говорить и понимать речь, что ещё больше осложняет проблему.

Тем не менее, попытки создать педагогические методики эмоциональной коррекции есть. Ивар Ловаас разработал подход – прикладной анализ поведения (АВА – Applied behavior analysis) в рамках которого сделал попытку коррекции эмоциональных нарушений [10]. Одним из первых шагов в формировании эмоционального поведения является обучение распознаванию и идентификации выражения эмоций. Всё начинается с обучения тому, как определить внешние проявления эмоций. Затем ребенка учат, как такие внешние проявления соотносятся с внутренним состоянием человека или его чувствами. И наконец, учат выявлять причины различных чувств. В данной методике широко используется наглядность. Ребенку демонстрируют эмоции людей в форме изображений.

Работа над коррекцией нарушений эмоциональной сферы ведётся и в рамках двух схожих по своей направленности педагогических подходов – методики Floortime, разработанной С. Гринспеном [1], одним из крупнейших специалистов в области детского аутизма и эмоционально-смыслового подхода, авторами которого являются Никольская О.С. и Баенская Е.Р. [6].

Методики, направленные на эмоциональный контакт с ребенком, учат опознавать эмоции другого человека. Преподаватель в ситуации занятия эмоционально «заражает» ребенка, стимулируя его на деятельность, и, таким образом влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. Но, в рамках данных подходов сложно оценить уровень понимания ребенком эмоций другого человека.

Представленные подходы к коррекции эмоциональных нарушений у детей с аутизмом предлагают разные взгляды на решение проблемы, от использования визуализации психических состояний, до совместного эмоционального переживания и эмоционального заражения в методике Floortime и в эмоционально-смысловом подходе [1, 5].

Принято считать, что на ранних стадиях онтогенеза, благодаря процессу «отражения» психических состояний другого человека, закладывается основа ментализации – процесса включающего в себя развитие автономной саморегуляции и приобретение способности эффективно различать эмоциональную экспрессию и намерения других, а также способность увидеть себя как отдельного, способного к саморегуляции субъекта психической деятельности. Термин «ментализация» первым использовал Питер Фонаги для описания процессов социального взаимодействия [2]. Именно этот термин был использован в качестве названия пилотного проекта, реализованного на базе Центра «Азимут» (город Архангельск) студентами Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры и Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

В рамках проекта была создана компьютерная программа, в основу которой легло положение о том, что дети с РАС испытывают трудности при распознавании эмоций других людей. Были выбраны 7 эмоций, которые выделил П. Экман [7]: радость, грусть, гнев, отвращение, презрение, удивление, страх.

В ходе исследования была создана компьютерная программа, которая направлена на обучение детей с расстройствами аутистического спектра пониманию эмоций других людей. Программа ни в коем случае не заменяет общение с другими людьми, а является инструментом для обучения.

Преимуществом программы является заданный алгоритм, поэтому ее может использовать не только специальный педагог, но и психолог или социальный работник, или родители, имеющие минимальные навыки компьютерной грамотности.

На диаграмме представлена динамика обучения ребенка эмоции «Радость» после четырёх занятий (рисунок).

missing image file

Динамика обучения ребенка с аутизмом

Надеемся, что результаты исследования и созданная компьютерная программа окажут помощь педагогу в процессе обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра и станет эффективным инструментом помощи при работе с такими детьми.


Библиографическая ссылка

Кочуков В.А., Леонов А.С., Носарева М.А., Сунцов С.А. ЧТО ВИДИТ СИНИЙ МИШКА В ЗЕРКАЛЕ ЭМОЦИЙ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2021. – № 7. – С. 43-45;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=378 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674