Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ПРОБЛЕМА ДОПИНГА В СОВРЕМЕННОМ СПОРТЕ

Колмогорова М.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет»
1. Медведева Л.Е., Грушко А.И., Грушко Н.В. Психологические аспекты употребления допинга в спорте // Омский научный вестник. – 2014. – № 4 (131). – С. 101-104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-upotrebleniya-dopinga-v-sporte (дата обращения: 15.11.2020).
2. Балыкова Л.А., Ивянский С.А., Самошкина Е.С., Чигинева К.Н., Варлашина К.А., Плешков С.А. Стимуляторы работоспособности в спортивной медицине: многообразие выбора и влияния на здоровье // Педиатрия. (приложение к журналу Consilium Medicum). – 2017. – № 4. – С. 78-83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stimulyatory-rabotosposobnosti-v-sportivnoy-meditsine-mnogoobrazie-vybora-i-vliyaniya-na-zdorovie (дата обращения: 17.11.2020).
3. Битюкова С.Е., Родин М.А. Проблемы антидопингового законодательства Российской Федерации /// Студенческий научный форум: материалы VII Международной студенческой научной конференции. URL: https://files.scienceforum.ru/pdf/2015/17939.pdf (дата обращения: 18.11.2020).
4. Назаренко Л.Д., КостюнинаЛ.И., Тимошина И.Н. Проблемы использования допинга в спорте // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2016. – № 11. – С. 107-115. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ispolzovaniya-dopinga-v-sporte/viewer (дата обращения: 17.11.2020).
5. Граевская Н.Д. Проблема допинга в спорте // Спортивная биология и медицина в повышении качества жизни: XXI век: сб. науч. тр. – М., 1999. – С. 45.

Проблема допинга является одной из ключевых в современном спорте. С развитием медицины и фармакологии возникает больше лекарственных средств, которые можно употреблять в качестве стимулятора или, например, обезболивающего. Применение допинга является нарушением для соревнований, где предусматривается честное сопоставление физических способностей людей. Для разрешения проблемы использования фармакологических веществ необходимо устранение психологического давления, оказываемого на спортсменов, усовершенствование антидопинговых организаций, работа над компетентностью тренеров, создание отрицательного мнения в обществе.

В современном спорте имеются жестокие условия, которые вынуждают спортсменов работать усиленно, практически выходя за пределы физиологических возможностей их организма. Данная проблема также усугубляется коммерциализацией спорта. В погоне за новыми рекордами, победами в различных соревнованиях спортсмены прибегают к таким крайним мерам, как допинг.

Допинг – это введение в организм человека фармакологических средств, которые направлены на улучшение физических сил и выносливости, что способствует повышению результатов во время выступления на соревнованиях.

Употребление лекарственных веществ является проблемой социального, психологического, нравственно-правового и педагогического характера. Ответственность за применение допинга лежит не только на спортсмене, но и на окружающих людях – тренере, родителях, сверстниках. Идея о применении лекарственных веществ приходит спортсменам из-за оказываемого психологического давления. Утверждения, что победа – это главное или что необходимо ставить новые достижения, рекорды, приводят к мотивации избегания неудач, в данном случае – проигрыша, что служит причиной для использования допинга [1]. Идея о предотвращении проигрыша становится выше, чем такие аспекты, как честность на соревнованиях или здоровье спортсмена. Использование фармакологических средств (анаболические стероиды, пептидные гормоны, глюкокортикостероиды, наркотики и др.) может приводить к развитию невротических расстройств, острой сердечной недостаточности и к другим тяжёлым последствиям для употребляющего человека, включая летальные исходы [2, 3].

Для борьбы с допингом существует множество организаций, цель которых состоит в выявлении следов употребления, в разработке антидопинговых правил, в расследовании и принятии решений в отношении спортсменов, принимавших допинг, а также в выдачи разрешения лекарств на терапевтическое использование. К антидопинговым организациям относят Международные олимпийский и паралимпийский комитеты, другие оргкомитеты крупных международных соревнований, ВАДА, международные федерации, национальные олимпийские и паралимпийские комитеты и национальные антидопинговые организации [3].

Социальный аспект проблемы допинга заключается в том, что тренеры сами рекомендуют своим ученикам лекарственные вещества, не задумываясь о здоровье спортсмена. Такой поступок преподавателя является проявлением его полной некомпетентности. Тренеру необходимо формировать отрицательное мнение о допинге ребёнку. Ведь именно педагог, являясь наставником, оказывает огромное влияние на своего подопечного. Нужно совершенствовать технику упражнений, разрабатывать систему отбора будущих спортсменов, а также качественно организовывать рабочий процесс, чтобы юные и талантливые ребята не уходили из спорта [4].

Нравственный аспект состоит в неравенстве, создаваемых условиях, для других участников соревнований. Неравенство вытекает из уровня развития фармакологической промышленности, медицины, экономических возможностей, а не зависит от уровня подготовленности спортсменов, что предусматривается правилами соревнований в любом виде спорта [5].

Таким образом, употребление допинга является одной из ключевых проблем в современном спорте. Использование разнообразных лекарственных веществ ведет к нечестной борьбе, что противоречит самой идеи спорта – сопоставление физических способностей людей. Решением данной проблемы служит создание отрицательного мнения о допинге в обществе, усовершенствование антидопинговых организаций, выбор компетентных тренеров и поддержка спортсменов в психологическом плане.


Библиографическая ссылка

Колмогорова М.В. ПРОБЛЕМА ДОПИНГА В СОВРЕМЕННОМ СПОРТЕ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2021. – № 7. – С. 42-43;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=377 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674