Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЛЮКТАЦИИ ВНИМАНИЯ У СПОРТСМЕНОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ВИДА СПОРТА РАЗНОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ

Дубинкина Ю.А. 1
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
1. Гиринская Ю.А. Когнитивная сфера спортсмена (теория и практика): методические рекомендации / А.Ю. Гиринская, Н.В. Кухтова, Е.В. Мельник, В.Г. Савицкий. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. 75 с.
2. Диких К.В., Бабушкин Г.Д. Когнитивно-психологический ресурс в структуре соревновательной деятельности спортсмена // ОНВ. 2010. № 4 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivno-psihologicheskiy-resurs-v-strukture-sorevnovatelnoy-deyatelnosti-sportsmena (дата обращения: 20.10.2020).
3. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. Спб.: Питер, 2003. 384 с.
4. Харитонова Л. Г., Павлова Н. В. Динамика психофизиологических показателей у хоккеистов на физическую нагрузку субмаксимальной мощности // Человек. Спорт. Медицина. 2012. № 42 (301). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-psihofiziologicheskih-pokazateley-u-hokkeistov-na-fizicheskuyu-nagruzku-submaksimalnoy-moschnosti (дата обращения: 15.10.2020).

Целью данной работы является сравнение показателей непроизвольного переключения внимания спортсменов – скалолазов разных возрастов и различной спортивной подготовки.

При подготовке спортсменов к выступлениям внимание направлено на развитие физических, тактических, технических характеристик спортсменов. Психологическая подготовленность спортсменов зачастую оставляет желать лучшего. Развитием когнитивного и мотивационного ресурса занимаются единицы руководителей спортивных команд. На основании рассмотрения академической литературы еще результатов наших предварительных исследований вполне вероятно устроить вывод об необходимости становления когнитивно-эмоционального ресурса у спортсменов, что, сообразно нашему суждению, нужно воплотить в жизнь во рамках психолого-педагогического обеспечивания подготовки спортсменов во концепции многолетней спортивной тренировки – в безусловно всех ступенях подготовки.

Процесс формирования когнитивных функций спортсменов базируется в подобные психолого-педагогические подходы, которые актуализируют продуктивность деятельности посредством качественных характеристик когнитивной деятельности в ходе учебно-тренировочных занятий.

Таким образом изучение когнитивного ресурса и способов его повышения является актуальным в наши дни.

Цель исследования – изучить метод анализа когнитивных способностей спортсменов и оценить когнитивный ресурс переключения внимания спортсменов разного уровня подготовки (группы НП-1, НП-2, ТГ-1,2, СС).

Материалы и методы. В исследовании когнитивного ресурса приняли участие 35 спортсменов-скалолазов СШОР Горных видов спорта. Спортивные разряды опрошенных от б/р до МС.

Переключаемость внимания (произвольная и не произвольная) у спортсмена и его свойства: устойчивость, концентрация, распределение, объем и переключение могут значительно влиять на соревновательную деятельность. В рамках изучения когнитивного ресурса оценили переключаемость респондентов по методике «Пирамида-тоннель», представленной в методических рекомендациях А.Ю. Гиринской [1].

Результаты. В ходе анализа получили следующие результаты. Непроизвольное переключение внимания у спортсменов от 3 взрослого разряда до мастера спорта России колеблется от 0 до 16 раз. У спортсменов безразрядников и спортсменов, имеющих более низкие- юношеские разряды количество переключений внимания колеблется от 4 до 65 раз. При этом наибольшее количество раз у спортсменов первого года обучения -новичков. Также на количество переключений внимания влияет возраст респондента у детей 9 лет наблюдалось 30 и больше переключений, у 12-13 летних спортсменов результаты схожи со взрослыми людьми. Аналогичная тенденция прослеживается при сравнении показателя непроизвольного переключения внимания за 3-ю минуту. Кроме этого, у самых юных спортсменов количество смен изображения увеличилось к третьей минуте, а у детей старше 12 лет и взрослых уменьшилось в среднем в 1,5 раза.

Удержание изображения при волевом усилии дало следующие результаты: от 6 с до 3 минут (больше 3 минут не засекали в связи с огромной нагрузкой на глаза). Самое кратковременное удержание одного из двух изображений наблюдалось у начинающих скалолазов (скалолазание экстремальный вид спорта, воспитывающий морально волевые качества). Корреляционный анализ взаимосвязи показателя удержания картинки посредством волевого усилия и возраста исследуемых дал следующие результаты: p = 0,351, n = 35 (-1 ≤ p ≤ 1). Из этого показателя можно сделать вывод, что взаимосвязь между возрастом спортсмена и показателем непроизвольного переключения внимания есть, но несильная и положительная. Корреляционный анализ проводился в программе IBM SPSS Statistic.

Заключение. Исходя из полученных результатов тестирования можно сделать некоторые выводы. Во-первых, спортсмены 9-10 лет первого года обучения имеют менее развитый ресурс концентрации внимания, функция флюктации внимания в данном возрасте плохо контролируется. Потому правило, что к страховке с веревками допускаются дети старше 10 лет имеет место быть (первые полгода под строгим контролем тренера).

Во-вторых, волевым усилием концентрироваться на задаче проще детям старше 13 лет. В 13 лет дети способны лазить с «нижней» страховкой под бдительным контролем тренера. При такой страховке спортсмен сам обеспечивает себе страховку в паре с партнером (прищёлкивает оттяжки по мере прохождения маршрута).


Библиографическая ссылка

Дубинкина Ю.А. СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЛЮКТАЦИИ ВНИМАНИЯ У СПОРТСМЕНОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ВИДА СПОРТА РАЗНОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2021. – № 7. – С. 38-39;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=374 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674