Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ (НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩИЕ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)

Соловьёва М.И. 1
1 Забайкальский государственный университет
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: учеб.-метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 248 с.
2. Бабич Т.Н., Козьева И.А., Вертакова Ю.В., Кузьбожев Э.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 336 с.
3. Брусов П.Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование: учеб. пособие / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. М.: КНОРУС, 2015. 226 с.
4. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учеб. для магистров / Т.И. Григорьева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. 462 с.
5. Евстигнеева О.А. Содержание понятия финансовое состояние организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 2 (28). С. 100–103.
6. Коваленко О.Г. К вопросу о финансовом менеджменте предприятия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 3 (25). С. 338–339.
7. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: учеб.-практ. пособие. М.: ТК Велби; Проспект, 2003. 264 с.
8. Симоненко Н.В., Веселов И.С. Теоретико-методологическая классификация методов финансового прогнозирования и планирования // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4. С. 382-385.
9. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2013. 352 с.
10. Тедеева З.Б. Методы финансового планирования на предприятии // Финансы, денежное обращение и кредит. 2009. № 9 (58). С. 269-272.

Научный руководитель: Малышев Е.А.

В статье рассмотрены основные методы финансового планирования и прогнозирования и выделен ряд методов, которые наиболее подходят для бюджетных организаций.

Для того чтобы приступить к анализу финансового планирования и прогнозирования, наиболее подходящих для бюджетных организаций, необходимо в первую очередь обозначить классическое понимание этих инструментов и методов, а затем уже изучать более узкую их направленность. Исходя из этого, перейдем к определениям.

Финансовое планирование – один из наиболее важных инструментов, направленный на организацию и управление предприятием. Он позволяет получить расчет планируемых и фактических доходов, в дальнейшем нацеленных на обеспечение деятельности компании и ее стратегическое развитие [10].

Финансовое планирование классифицируется на перспективное (предположительное), обязательное годовое (текущее) и внеплановое.

Также, для более широкого понимания этого термина подробнее остановимся на целях финансового планирования.

Определение главной цели финансового планирования, как и его методов может быть довольно гибким.

Так, например, Ковалев В.В. в книге «Финансовый менеджмент» определяет главную цель, как «подсчёт объёмов денежных ресурсов, капитала и резервов организации, основываясь на прогнозах размеров денежных потоков, которые образуются при помощи заёмных, либо привлечённых от инвесторов средств» [5].

Бухтерова О.Ю. в своем труде «Принципы и методы финансового планирования» определяет основную цель: «Обоснование финансовых планов является главной задачей всего процесса планирования, который осуществляется экономическим субъектом» [7].

В разной литературе даются разные, но при этом верные определения, после широкого исследования на эту тему, автор предлагает свое видение главной цели такого инструмента, как финансовое планирование, а затем и разделение на подзадачи.

Итак, к цели: это выявление наиболее перспективных и эффективных ресурсов. Именно они позволяют провести соответствие между потребностью организации и реально существующей возможностью.

Далее можно выделить и объединить в группу ряд подзадач:

- обеспечение финресурсами в необходимом объеме на конкретный период отдельной отрасли/целого предприятия;

- выбор эффективных направлений в производственной, финансовой деятельности отрасли/компании;

- выявление необходимых методов инвестирования;

- рациональная оценка выгодных предложений для капиталовложений;

- гарантируемое временное обеспечение взаимовыгодных отношений между всеми структурами бизнеса;

- выделение и выявление приоритетов;

- обеспечение финансовой самостоятельности, независимости;

- оптимизация существующих процессов;

- контроль производственной деятельности;

- выявление внутрихозяйственных резервов для увеличения прибыли;

- изучение состояния (с финансовой точки зрения) отрасли или компании целиком [2].

Планирование и прогнозирование деятельности предприятия играют весомую, основополагающую значимость в формировании поочередных четких планов по развитию структур, усовершенствования (модернизации) всего предприятия.

После того, как были даны первоочередные определения финансового планирования, можно более подробно остановиться на методах.

Наумов А.Р. в своем труде «Финансовое планирование на предприятии» предлагает следующую классификацию:

- индикативный (в роли индикаторов могут выступать различные экономические показатели);

- балансовый (предполагает обеспечение равновесия между доходами и расходами предприятия);

- нормативный (основан на определении системы норм);

- экономико-математическое моделирование (предполагает использование математических моделей, с целью определения наиболее эффективного альтернативного варианта текущего финансового плана предприятия).

Изучение различных источников показало, что данная классификация является наиболее распространённой и точно отражает методику. Но также автору хотелось бы подчеркнуть, что в последнее время набирает популярность метод, который отражен еще не во всех классификациях, а именно «комплексный вариант вычисления».

Метод комплексного подхода будет предоставлять наиболее обширную информацию во всех сферах. Используется уже развитыми компаниями, которые на основе расчетов, нормативов, анализов и альтернативных плановых поступлений выбирают наиболее оптимальный вариант развития.

Может использоваться сразу несколько методов планирования: в одном учитывается спад производства, убыточность (фактическая и регулируемая), инфляция, девальвация используемой валюты (национальной или иностранной), в другом методе просчитываются перспективы роста процентных ставок, темпы роста экономики, снижение цен на продукцию.

Универсальность данного метода – существующая возможность анализа деятельности предприятия в разных экономических ситуациях.

Теперь рассмотрим следующий инструмент, предлагаемый к изучению в данной статье – прогнозирование.

Если из указанного выше контекста становится понятным, что планирование – это изначально составление плана, по которому весь коллектив будет ориентироваться указанный срок, прогнозирование – это предполагаемая выгода для отрасли или предприятия, которая имеет характерное отличие – широкие рамки для возможных коррекций.

Простыми словами, прогнозирование за основу держит расчеты, которые показывают возможную, вероятную выгоду для предприятия. Конечно же, за основу также берутся математические расчеты, формулы и теоретических осуществляемых продаж. Однако суть данного метода – это теория, предположения, которые теоретически будут выгодны для бизнеса в дальнейшем [9].

Методы финансового прогнозирования определяются, скорее, спецификой конкретного предприятия, его отраслевых особенностей и прогнозов рынка сбыта. Так, во внимание берутся такие моменты:

- состояние рынка на данный момент;

- прогноз плана продаж на основе предыдущего аналогичного периода;

- возможные расширенные возможности предприятия, которые увеличивают производственные мощности, а вместе с тем и увеличивают продажи;

- девальвация валюты;

- прогноз возможных продаж в результате заключенных сделок.

Именно данный вывод позволяет нам перейти к анализу и поиску решений наиболее подходящих для сферы бюджетных организаций.

В методиках планирования для таких организаций наиболее важным является расставить следующие акценты:

- Повышение точности прогнозирования продаж и/или планирования производства – укрепление фундамента функционирования всей компании.

- Значительное снижение трудозатрат процесса подготовки и согласования планов, повышение детализации планирования продаж и/или производства.

- Полная прозрачность и устойчивость процессов планирования, уверенность в качестве результатов из месяца в месяц, из года в год.

- Прогнозирование и планирование продаж должно быть взаимосвязано.

Последний пункт представляет особый интерес, потому что является новшеством. Несмотря на очевидную взаимосвязанность планирования и прогнозирования, эти методы идут параллельно. Мы же предлагаем найти точку их пересечения для создания комплексного подхода к организации управления на бюджетном предприятии.

Основная цель – это формализация и автоматизация процесса построения прогнозов спроса, что позволяет изменить характер работы аналитиков компании от «подготовки прогнозов» к «настройке моделей». Внедрение системы планирования продаж и операций поможет сбалансировать спрос и поставки, связать финансовые показатели компании с производственными планами и реализовать долгосрочную программу планирования производства и объема продаж предприятия [6].

Методы финансового планирования для бюджетных организаций

Метод

Описание

Автоматическое прогнозирование продаж

Необходимо использование алгоритмов прогнозирования и обработки временных рядов, а также механизм автоматического выбора оптимальной модели. Также реализовать механизм учёта данных о суммарных продажах по укрупнённым группам/регионам, что позволяет значительно повысить точность прогнозирования неустойчиво продающихся товаров и новинок.

Введение рабочего места аналитика

Позволяет корректировать фактические продажи, анализировать качество прогнозирования, настраивать алгоритмы.

Интеграционная шина

Позволяет наладить процесс автоматического получения всей необходимой информации из источников данных бюджетного предприятия и организовать передачу результатов расчётов в ERP/учётную систему.

Расчётный сервер

Эффективно распараллеливает расчёты, позволяя масштабировать производительность.

Согласование планов

Механизм согласования планов между сотрудниками и отделами бюджетной организации, с созданием и хранением разных версий планов и комментариев к ним, а также покомпонентным разбором прогнозов. Также план/факт-анализа, что позволяет проверить верность всех высказанных предположений.

Работа с планированием маркетинговых акций

Инструмент оценки эффекта проведённых и планирования будущих маркетинговых акций, с учётом специфических особенностей влияния разных типов акций и их параметров.

 

Таким образом, к привычным методам планирования попробуем добавить следующие новшества, для улучшения всего процесса и адаптации под бюджетные организации:

- Корректировка фактических продаж компании для целей прогнозирования спроса (момент интеграции планирования и прогнозирования, о котором говорилось выше).

- Автоматическое прогнозирование продаж компании на основе оптимальных математических алгоритмов (алгоритмы выбираются по историческим данным; в случае, если математическое прогнозирование применяется к вторичным продажам, – автоматический расчет прогноза первичных продаж на основе прогноза вторичных продаж и нормативных остатков на складах контрагентов компании; детализация прогнозов до необходимого уровня гранулярности).

- Ручная корректировка прогноза с помощью Volume Building Blocks (VBB), в том числе создание и настройка VBB специалистами Заказчика и возможность добавления комментариев к введенным значениям VBB [8].

- Расчет плана продаж и операций не только в натуральных, но и в денежных единицах, в том числе – корректировка плана в деньгах.

- Возможность защиты введенного плана от изменений (блокировка).

- Модуль планирования новых продуктов (данный момент важен, потому что процесс принятия и создания новых продуктов и услуг сложен в бюджетных организациях и проходит обычно через несколько инстанций).

- Отчётность, аналогичная сводным таблицам Excel, в том числе преднастроенная отчетность о точности прогнозирования (снова к интеграции планирования и прогнозирования).

Особенности математического аппарата на которых нужно сосредоточиться:

- Для каждого временного ряда выбирается собственный – наиболее подходящий – алгоритм прогнозирования;

- Необходимо гибко учитывать мнение экспертов;

- Алгоритмы GoodsForecast успешно работают с редкопродаваемыми и дефицитными товарами;

- Для коротких временных рядов специальная методика;

- Точность расчетов постоянно контролируется;

Система учитывает факторы, влияющие на спрос:

- Годовую и недельную сезонность, праздники, перенесенные выходные дни;

- Промо акции;

- Временное отсутствие товара в продаже.

Теперь на основе описанных выше новшеств и нюансов математического аппарата можно составить методы финансового планирования, которые не только адаптированы под бюджетные организации, но и совершенны по сравнению с уже известными [1].

Отметим, что идеального метода финансового планирования (или прогнозирования) не существует. Например, формальное применение экстраполяции – перенос ретроспективных тенденций на будущее – может привести к недостоверным результатам. В ряде случаев экстраполяция должна сочетаться с глубоким экспертным анализом тенденций развития финансовых процессов.

Учитывая это, можно вместе с тем подчеркнуть, что жестко предопределенных и однозначных решений в плановой работе нет. Роль и предназначение планирования как функции управления деятельностью любой экономической системы не в точном расчете тех или иных показателей, а гораздо шире: важен не столько план сам по себе, сколько собственно процесс планирования, осознанно применяемый для координации и оптимизации деятельности предприятия.


Библиографическая ссылка

Соловьёва М.И. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ (НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩИЕ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ) // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 6. – С. 69-72;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=354 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674