Научный руководитель: Малышев Е.А.
В статье рассмотрены основные методы финансового планирования и прогнозирования и выделен ряд методов, которые наиболее подходят для бюджетных организаций.
Для того чтобы приступить к анализу финансового планирования и прогнозирования, наиболее подходящих для бюджетных организаций, необходимо в первую очередь обозначить классическое понимание этих инструментов и методов, а затем уже изучать более узкую их направленность. Исходя из этого, перейдем к определениям.
Финансовое планирование – один из наиболее важных инструментов, направленный на организацию и управление предприятием. Он позволяет получить расчет планируемых и фактических доходов, в дальнейшем нацеленных на обеспечение деятельности компании и ее стратегическое развитие [10].
Финансовое планирование классифицируется на перспективное (предположительное), обязательное годовое (текущее) и внеплановое.
Также, для более широкого понимания этого термина подробнее остановимся на целях финансового планирования.
Определение главной цели финансового планирования, как и его методов может быть довольно гибким.
Так, например, Ковалев В.В. в книге «Финансовый менеджмент» определяет главную цель, как «подсчёт объёмов денежных ресурсов, капитала и резервов организации, основываясь на прогнозах размеров денежных потоков, которые образуются при помощи заёмных, либо привлечённых от инвесторов средств» [5].
Бухтерова О.Ю. в своем труде «Принципы и методы финансового планирования» определяет основную цель: «Обоснование финансовых планов является главной задачей всего процесса планирования, который осуществляется экономическим субъектом» [7].
В разной литературе даются разные, но при этом верные определения, после широкого исследования на эту тему, автор предлагает свое видение главной цели такого инструмента, как финансовое планирование, а затем и разделение на подзадачи.
Итак, к цели: это выявление наиболее перспективных и эффективных ресурсов. Именно они позволяют провести соответствие между потребностью организации и реально существующей возможностью.
Далее можно выделить и объединить в группу ряд подзадач:
- обеспечение финресурсами в необходимом объеме на конкретный период отдельной отрасли/целого предприятия;
- выбор эффективных направлений в производственной, финансовой деятельности отрасли/компании;
- выявление необходимых методов инвестирования;
- рациональная оценка выгодных предложений для капиталовложений;
- гарантируемое временное обеспечение взаимовыгодных отношений между всеми структурами бизнеса;
- выделение и выявление приоритетов;
- обеспечение финансовой самостоятельности, независимости;
- оптимизация существующих процессов;
- контроль производственной деятельности;
- выявление внутрихозяйственных резервов для увеличения прибыли;
- изучение состояния (с финансовой точки зрения) отрасли или компании целиком [2].
Планирование и прогнозирование деятельности предприятия играют весомую, основополагающую значимость в формировании поочередных четких планов по развитию структур, усовершенствования (модернизации) всего предприятия.
После того, как были даны первоочередные определения финансового планирования, можно более подробно остановиться на методах.
Наумов А.Р. в своем труде «Финансовое планирование на предприятии» предлагает следующую классификацию:
- индикативный (в роли индикаторов могут выступать различные экономические показатели);
- балансовый (предполагает обеспечение равновесия между доходами и расходами предприятия);
- нормативный (основан на определении системы норм);
- экономико-математическое моделирование (предполагает использование математических моделей, с целью определения наиболее эффективного альтернативного варианта текущего финансового плана предприятия).
Изучение различных источников показало, что данная классификация является наиболее распространённой и точно отражает методику. Но также автору хотелось бы подчеркнуть, что в последнее время набирает популярность метод, который отражен еще не во всех классификациях, а именно «комплексный вариант вычисления».
Метод комплексного подхода будет предоставлять наиболее обширную информацию во всех сферах. Используется уже развитыми компаниями, которые на основе расчетов, нормативов, анализов и альтернативных плановых поступлений выбирают наиболее оптимальный вариант развития.
Может использоваться сразу несколько методов планирования: в одном учитывается спад производства, убыточность (фактическая и регулируемая), инфляция, девальвация используемой валюты (национальной или иностранной), в другом методе просчитываются перспективы роста процентных ставок, темпы роста экономики, снижение цен на продукцию.
Универсальность данного метода – существующая возможность анализа деятельности предприятия в разных экономических ситуациях.
Теперь рассмотрим следующий инструмент, предлагаемый к изучению в данной статье – прогнозирование.
Если из указанного выше контекста становится понятным, что планирование – это изначально составление плана, по которому весь коллектив будет ориентироваться указанный срок, прогнозирование – это предполагаемая выгода для отрасли или предприятия, которая имеет характерное отличие – широкие рамки для возможных коррекций.
Простыми словами, прогнозирование за основу держит расчеты, которые показывают возможную, вероятную выгоду для предприятия. Конечно же, за основу также берутся математические расчеты, формулы и теоретических осуществляемых продаж. Однако суть данного метода – это теория, предположения, которые теоретически будут выгодны для бизнеса в дальнейшем [9].
Методы финансового прогнозирования определяются, скорее, спецификой конкретного предприятия, его отраслевых особенностей и прогнозов рынка сбыта. Так, во внимание берутся такие моменты:
- состояние рынка на данный момент;
- прогноз плана продаж на основе предыдущего аналогичного периода;
- возможные расширенные возможности предприятия, которые увеличивают производственные мощности, а вместе с тем и увеличивают продажи;
- девальвация валюты;
- прогноз возможных продаж в результате заключенных сделок.
Именно данный вывод позволяет нам перейти к анализу и поиску решений наиболее подходящих для сферы бюджетных организаций.
В методиках планирования для таких организаций наиболее важным является расставить следующие акценты:
- Повышение точности прогнозирования продаж и/или планирования производства – укрепление фундамента функционирования всей компании.
- Значительное снижение трудозатрат процесса подготовки и согласования планов, повышение детализации планирования продаж и/или производства.
- Полная прозрачность и устойчивость процессов планирования, уверенность в качестве результатов из месяца в месяц, из года в год.
- Прогнозирование и планирование продаж должно быть взаимосвязано.
Последний пункт представляет особый интерес, потому что является новшеством. Несмотря на очевидную взаимосвязанность планирования и прогнозирования, эти методы идут параллельно. Мы же предлагаем найти точку их пересечения для создания комплексного подхода к организации управления на бюджетном предприятии.
Основная цель – это формализация и автоматизация процесса построения прогнозов спроса, что позволяет изменить характер работы аналитиков компании от «подготовки прогнозов» к «настройке моделей». Внедрение системы планирования продаж и операций поможет сбалансировать спрос и поставки, связать финансовые показатели компании с производственными планами и реализовать долгосрочную программу планирования производства и объема продаж предприятия [6].
Методы финансового планирования для бюджетных организаций
Метод |
Описание |
Автоматическое прогнозирование продаж |
Необходимо использование алгоритмов прогнозирования и обработки временных рядов, а также механизм автоматического выбора оптимальной модели. Также реализовать механизм учёта данных о суммарных продажах по укрупнённым группам/регионам, что позволяет значительно повысить точность прогнозирования неустойчиво продающихся товаров и новинок. |
Введение рабочего места аналитика |
Позволяет корректировать фактические продажи, анализировать качество прогнозирования, настраивать алгоритмы. |
Интеграционная шина |
Позволяет наладить процесс автоматического получения всей необходимой информации из источников данных бюджетного предприятия и организовать передачу результатов расчётов в ERP/учётную систему. |
Расчётный сервер |
Эффективно распараллеливает расчёты, позволяя масштабировать производительность. |
Согласование планов |
Механизм согласования планов между сотрудниками и отделами бюджетной организации, с созданием и хранением разных версий планов и комментариев к ним, а также покомпонентным разбором прогнозов. Также план/факт-анализа, что позволяет проверить верность всех высказанных предположений. |
Работа с планированием маркетинговых акций |
Инструмент оценки эффекта проведённых и планирования будущих маркетинговых акций, с учётом специфических особенностей влияния разных типов акций и их параметров. |
Таким образом, к привычным методам планирования попробуем добавить следующие новшества, для улучшения всего процесса и адаптации под бюджетные организации:
- Корректировка фактических продаж компании для целей прогнозирования спроса (момент интеграции планирования и прогнозирования, о котором говорилось выше).
- Автоматическое прогнозирование продаж компании на основе оптимальных математических алгоритмов (алгоритмы выбираются по историческим данным; в случае, если математическое прогнозирование применяется к вторичным продажам, – автоматический расчет прогноза первичных продаж на основе прогноза вторичных продаж и нормативных остатков на складах контрагентов компании; детализация прогнозов до необходимого уровня гранулярности).
- Ручная корректировка прогноза с помощью Volume Building Blocks (VBB), в том числе создание и настройка VBB специалистами Заказчика и возможность добавления комментариев к введенным значениям VBB [8].
- Расчет плана продаж и операций не только в натуральных, но и в денежных единицах, в том числе – корректировка плана в деньгах.
- Возможность защиты введенного плана от изменений (блокировка).
- Модуль планирования новых продуктов (данный момент важен, потому что процесс принятия и создания новых продуктов и услуг сложен в бюджетных организациях и проходит обычно через несколько инстанций).
- Отчётность, аналогичная сводным таблицам Excel, в том числе преднастроенная отчетность о точности прогнозирования (снова к интеграции планирования и прогнозирования).
Особенности математического аппарата на которых нужно сосредоточиться:
- Для каждого временного ряда выбирается собственный – наиболее подходящий – алгоритм прогнозирования;
- Необходимо гибко учитывать мнение экспертов;
- Алгоритмы GoodsForecast успешно работают с редкопродаваемыми и дефицитными товарами;
- Для коротких временных рядов специальная методика;
- Точность расчетов постоянно контролируется;
Система учитывает факторы, влияющие на спрос:
- Годовую и недельную сезонность, праздники, перенесенные выходные дни;
- Промо акции;
- Временное отсутствие товара в продаже.
Теперь на основе описанных выше новшеств и нюансов математического аппарата можно составить методы финансового планирования, которые не только адаптированы под бюджетные организации, но и совершенны по сравнению с уже известными [1].
Отметим, что идеального метода финансового планирования (или прогнозирования) не существует. Например, формальное применение экстраполяции – перенос ретроспективных тенденций на будущее – может привести к недостоверным результатам. В ряде случаев экстраполяция должна сочетаться с глубоким экспертным анализом тенденций развития финансовых процессов.
Учитывая это, можно вместе с тем подчеркнуть, что жестко предопределенных и однозначных решений в плановой работе нет. Роль и предназначение планирования как функции управления деятельностью любой экономической системы не в точном расчете тех или иных показателей, а гораздо шире: важен не столько план сам по себе, сколько собственно процесс планирования, осознанно применяемый для координации и оптимизации деятельности предприятия.
Библиографическая ссылка
Соловьёва М.И. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ (НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩИЕ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ) // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 6. – С. 69-72;URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=354 (дата обращения: 21.11.2024).