Представлена характеристика стрессовых ситуаций и теоретические основы их преодоления в учебной деятельности младших школьников, реализована опытно-экспериментальная работа по преодолению стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников, разработаны рекомендации педагогам по преодолению стрессовых ситуаций в учебной деятельности обучающихся
Проблема формирования потребности сохранения здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями социально-экономического развития общества третьего тысячелетия. Период младшего школьного возраста – один из главных этапов становления здоровья, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни. Ведущая деятельность младших школьников – учеба. Так как нагрузки на детский организм в этом возрасте огромны, необходимо максимально оптимизировать учебный процесс. Основными условиями успешной учебы является высокая работоспособность и здоровье школьников. От учителя, ведущего уроки в начальной школе, требуется выбор форм и методов обучения в соответствии с достижениями современной педагогической науки. Сейчас понятие «стресс» становится весьма популярным. В общем смысле стресс представляет собой естественную реакцию живого организма на воздействие того или иного события, происходящего в окружающем пространстве. В работах Г. Селье изначально уделялось внимание исследованию биологических особенностей стресса с точки зрения реакции гомеостатических механизмов организма на внешние раздражители путем их перестройки и «запуска» внутренней адаптационной энергии. Термин «стресс» (англ. – давление, нажим, напряжение) довольно широко представлен в предметных областях различных наук (биологии, медицины, физиологии, психологии, педагогики, юриспруденции), каждая из которых рассматривает причины и последствия стресса, исходя из своих функциональных задач определяет механизмы, позволяющие минимизировать его негативное влияние и обеспечить стрессоустойчивость личности [4].
Л.А. Китаев-Смык в своих исследованиях конструктивно связал между собой объективистский и субъективистский подходы, что позволило ему определить «стресс как неспецифические физиологические и психологические проявления адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические проявления адаптационной активности при воздействии любых значимых для организма факторов – стресс в широком смысле» [2].
В.В. Суворова в ходе проведения ряда психофизиологических исследований выявила базовые методы экспериментального воспроизведения психического стресса и обосновала главенствующую роль симпатической нервной системы в запуске эндокринного механизма стресса, что позволило, исходя из специфики стрессогенного фактора и уровня его проявления, подразделить стресс на физиологический (системный) и психологический, который, в свою очередь, делится на стресс информационный и стресс эмоциональный [5].
С точки зрения современной психологической науки стрессовое состояние необходимо подвергать анализу через категорию «психическое состояние» (Л.М. Аболин, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, Ф.Е. Василюк и др.). Среди производственных стресс- факторов, потенциально вызывающих негативную субъективную оценку, принято выделять: 1) рабочие; 2) физические; 3) физиологические; 4) социально-психологические; 5) структурно-организационные факторы [3].
Стрессогенные факторы в профессиональной деятельности можно подразделить на кратковременные (ситуативные) факторы и факторы длительного действия (пролонгированные факторы). В качестве кратковременно действующих ситуативных стрессоров выступают критические и аварийные ситуации, а также ситуации экспертизы/аттестации, где одним из основных факторов повышенной напряженности является значимая для человека проверка его профессиональной компетентности и адаптационных возможностей.
По мнению В.А. Гурьева физиологические проявления стресса у младших школьников начинаются с ряда причин: большая учебная нагрузка, с которой ученик не справляется (обилие домашних заданий и дополнительных занятий); высокие требования учителя, которые не соответствуют возможностям школьника; негибкое поведение педагога и неумение найти индивидуальный подход к ребенку, неумение учитывать психофизиологические особенности ученика (медлительность или подвижность, активность, утомляемость к концу урока и др.); неприятие педагогом кого-то из детей из-за каких-то физических особенностей (полнота, неуклюжесть); межличностные отношения со сверстниками; отношения с родителями (завышенные требования родителей, конфликты) [5].
Таким образом, со стрессовыми ситуациями младшие школьники сталкиваются буквально с первых дней пребывания в школе. Это связано с тем, что часто дети не готовы к новой для них роли школьника.
Целью исследования являлось: выявление стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников. В исследовании приняли участие 20 школьников 1 класса «А» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 33» г. Томска. Были получены результаты:
1. Социометрическая методика: показала, что в данном классе взаимоотношения находятся на хорошем уровне. Большинство, это 60 %, выбрали одних и тех же одноклассников. 30 % выбрали других одноклассников. И 10 % учащихся в классе оказались не выбраны (причины пока не ясны, требуется более детальный подход).
2. Анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой позволила выявить уровни мотивации учащихся: 50 % учащихся имеют высокий уровень мотивации; 45 % средний. Только у 5 % мотивация слабо выражена. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
3. Результаты проведения методики диагностики уровня школьной тревожности по Филлипсу: у опрошенных учеников не был выявлен высокий уровень тревожности; 20 % имеют повышенный уровень и 80 % – норма. Общий уровень тревожности в классе ниже 50 %, что является нормой. У 25 % учащихся наблюдается повышенный уровень переживаний социального стресса, у 75 % – норма. 20 % имеют повышенную тревожность фрустрации потребности в достижении успеха, 80 % – в рамках нормы. Высокий уровень страха самовыражения отмечен у 10 % опрошенных учащихся, у 15 % – повышенный уровень, у 65 % – норма. Высокий уровень страха ситуации проверки знаний наблюдается у 5 % учащихся, 30 % учеников имеют повышенный уровень и 65 % находятся в норме. У 20 % учащихся высокий уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих, 20 % имеют повышенные показатели, остальные 60 % на уровне нормы. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу отмечена у 15 % учеников, у 15 – средняя и у 70 % – в норме. Высокий уровень проблем и страхов в отношениях с учителями отмечен у 5 %, у 20 % выявлен повышенный уровень и у 75 % норма.
4. Результаты диагностики по тесту «Эмоциональная напряженность» Е.С. Романовой: у учащихся не наблюдается хвысокогоод высокого уровня эмоциональной напряженности, 75 % учеников имеют средний уровень эмоциональной напряженности, 25 % имеют низкий уровень.
5. Тест на самооценку: 40 % учащихся имеют высокую самооценку, 50 % имеют адекватную самооценку и 10 % имеют заниженную самооценку.
Таким образом, проведенное исследование показало, что некоторые первоклассники нуждаются в коррекционной работе, направленной на формирование учебной мотивации и преодолению стрессовых ситуаций.
Библиографическая ссылка
Никольская О.Л., Чернядева К.И. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 6. – С. 37-39;URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=339 (дата обращения: 21.11.2024).