В соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы [1].
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка (взрослого) от природы, которая проявляется в разных формах. Быстрый рост городов, районов привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы дома и в детском саду, «воспитывают» электронных зверушек вместо кошек и собак».
Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Именно такое восприятие эффективно, т.к. ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы [3, с. 13].
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе родного края. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей [3].
Одним из эффективных форм работы, по нашему мнению, будут являться экскурсии. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы Нюрбинского улуса.
На экскурсиях в природе дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, развитию познавательного интереса к природе Нюрбинского улуса.
Высоко ценила экскурсии в природу Е.И. Тихеева, внесшая серьезный вклад в разработку методики их проведения. Ее основное требование – сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу.
Тематический план экологических экскурсий
Наименование игры |
Цель |
Предварительная работа |
1 |
2 |
3 |
Осень |
||
Экскурсия в осенний лес «Удивительный мир природы» |
Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы Углублять и систематизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры. |
– Беседа «Животный и растительный мир в природе родного края» -Составление маршрута, времени – Наблюдения на прогулке – Беседа по ТБ – Подготовка детей, родителей – Дидактические игры с экологическим образованием. – Сбор материала |
Окончание таблицы |
||
1 |
2 |
3 |
Зима |
||
Виртуальная экскурсия «В царство Ус эьэ» |
Уточнять и расширять знание о характерных признаках зимы, умение находить и узнавать зимующих птиц в природе. Упражнять в различении деревьев по расположению ветвей и оставшимся семенам и плодам. Дать знание о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы родного края, стремление беречь ее. |
– Беседа «Признаки холодной зимы» – Подготовить слайдовую презентацию «Зимний пейзаж» – Рассматривание картин – Чтение рассказа «Зимовьё зверей». |
Весна |
||
Экскурсия на опушку леса |
Продолжать знакомить с растениями своего улуса. Обратить внимание детей на особенности строения подснежников и других первоцветов. Воспитывать бережное отношение к природе. |
– Беседа «Животный и растительный мир в природе родного края» – Составление маршрута, времени – Наблюдения на прогулке – Беседа по ТБ – Подготовка детей, родителей |
Лето |
||
Экскурсия «Путешествие в летний парк» |
Продолжать учить детей видеть изменения, которые происходят в природе с наступлением лета, выявлять причины этих изменений, закрепить название некоторых растений (лекарственные). Формировать познавательный интерес к изучению природы своего улуса. |
– Беседа «Животный и растительный мир в природе родного края» – Составление маршрута, времени – Наблюдения на прогулке – Беседа по ТБ – Подготовка детей, родителей – Сбор материала |
Экскурсия на луг «Летящие насекомые» |
Обратить внимание детей на обилие насекомых на лугу, выявить причины их появления, познакомиться с биологическими особенностями строения, приносимой пользой, значением для природы. Воспитывать у детей бережное отношение к представителям живой природы. |
– Беседа «Насекомые» – Рассматривание иллюстраций насекомых – Составление маршрута, времени – Наблюдения на прогулке – Беседа по ТБ – Подготовка детей, родителей – Сбор материала |
При планировании экскурсии необходимо первоначально определить цель экскурсии, затем выделить отдельные вопросы, составить план экскурсии, продумать методы работы с детьми, необходимые пособия и экскурсионного оборудования. Любая экскурсия должна предусматривать три этапа: вступительную беседу, основную часть и заключительную беседу.
Экскурсии по ознакомлению детей с природой своего улуса целесообразно проводить в одни и те же места в разные сезоны года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Таким образом, эффективность проведения экскурсии зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.
Библиографическая ссылка
Саввинова Т.Е., Николаева Л.В. ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ НЮРБИНСКОГО УЛУСА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 6. – С. 31-32;URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=337 (дата обращения: 21.11.2024).