Камиль Фламмарион писал: BBC "Астрономия – это основа общего образования… наука о звездах и планетах… без нее человек никогда не знал, какое место он занимает во Вселенной".
В недалеком прошлом проблем «дошкольной астрономии» не существовало, потому что ее просто не было и никто не воспринимал ее всерьез. По умолчанию считалось, что дошкольники до астрономии не доросли и из их окружающего мира (комната, дом, улица, город и т.д.) Вселенная безоговорочно исключалась. Но со временем ситуация изменилась, и, по мнению Е.П. Левитана, сейчас не только можно, но и нужно рассматривать дошкольную астрономию как одно из перспективных направлений дидактической астрономии. Сегодня всем ясно, что малышей 5–6 лет необходимо готовить к школе. Существуют различные программы воспитания и обучения старших дошкольников. Они предусматривают ознакомление детей с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, изобразительным искусством и экологической культурой. Все это необходимо, но труднореализуемо. Большинству родителей и педагогам-воспитателям не до высших материй, в том числе не до Вселенной с ее тайнами, о которых, к сожалению, многие взрослые сами не имеют никакого представления… Между тем «Вселенная» не есть некая добавка к и без того перегруженной программе обучения малышей. Ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе – это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе.
Некоторые считают, что внимание нормального ребенка не могут не привлечь Солнце, Луна, звезды, но редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в Космос, что космонавты там видят и т.д. Нередко малыши задают совсем недетские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, «что кушает Солнышко» или какие они, эти «черные дыры»… Если хотите убедиться в том, что все это не выдумки, понаблюдайте за своими маленькими детьми и внуками, прислушайтесь к их разговорам с друзьями, посмотрите, какие «мультики» им нравятся больше. Тогда вы согласитесь, что многие маленькие дети хотят больше узнать о Вселенной, и с удовольствием будут слушать рассказы о ней и играть в «астрономические игры».
Обоснование возможности и целесообразности «дошкольной астрономии» необходимо, но недостаточно. Надо обозначить, по крайней мере, еще три проблемы и показать варианты их реализации.
Можно сказать, что «дошкольная астрономия» – это первоначальное ознакомление детей с системой представлений о мире небесных тел. Иными словами, мы должны постараться систематизировать уже имеющиеся у детей разрозненные представления о Солнце, Луне, звездах и т.д.
Необходимо создать доступные и интересные для дошкольников книжки, наглядные таблицы (картины) и компьютерные игры и программы. К сожалению, многое из того, что уже сделано в нашей стране и за рубежом, предназначается скорее младшим школьникам, чем дошкольникам. С известной «натяжкой» воспитатели и родители старших дошкольников могут использовать в своей работе с детьми книжку «Звездные сказки». В ней любимый поросенок маленькой девочки горюет по поводу того, что не может поднять голову и любоваться Солнышком и Луной. Задумавшись, девочка осознает, что ведь и она редко смотрит на небесные светила и почти совсем ничего не знает о них. Вот ей и приходится познакомиться со светилами, украшающими дневное и ночное небо, поговорить с ними (благо, в сказках это возможно), узнать много интересного о них и утешить поросенка. В основу незамысловатой фабулы этой книжки положено остроумное высказывание одного из наших знаменитых астрономов.
И мы в своей работе провели диагностику, опытно-экспериментальная деятельность проводилась по подгруппам (по 10 детей в каждой подгруппе).
Эксперимент проводился по направлениям:
1. Отношение детей к экспериментальной деятельности с помощью использования методики «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности).
2. Диагностика уровней сформированности познавательного интереса у детей старшего дошколного возраста в ДОО.
3. Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру у дошкольников 4-5 лет осуществлялась с помощью тех же методик, адаптированных к возрасту детей:
4. Дидактическая игра «Отгадай предмет».
5. Дидактическая игра «Два домика».
6. Задание «Опиши картинку».
Исследования по всем заданиям проходили во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком, участвующем в эксперименте.
И в ходе этого эксперимента мы выявили, что у детей старшего дошкольного есть познавательная активность к астрономическим знаниям, но чтобы у них было высокое представление нам в дальнейшем потребуется сделать проект по формированию познавательного интереса к астрономическим знаниям.
Библиографическая ссылка
Константинова М.М. ДОШКОЛЬНАЯ АСТРОНОМИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 6. – С. 30-31;URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=336 (дата обращения: 21.11.2024).