Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЯКУТСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР

Платонова А.А. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
1. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 2006.
2. Мелёхина И.В. Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 136-139. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6664/ (дата обращения: 14.02.2020).

Большое значение для подготовки ребенка к школе имеет сенсорное развитие. Сенсорное развитие является основой формирования связи ребенка с окружающим миром. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством [2, с. 136].

Для развития мелкой моторики рук успешно используются специальные дидактические игры. Проблемам сенсорного развития детей дошкольного возраста посвящены труды таких ученых и педагогов как Фребель, Песталоцци, Ущинский, Монтессори, Шлегер и другие.

Наиболее эффективным, по моему мнению, является методика сенсорного развития детей Марии Монтессории. Особый вклад Мария Монтессори внесла в решение проблемы сенсорного развития ребенка. Это система занятий для малышей от шести месяцев до шести лет, в основе которой лежит девиз – помогать ребенку делать все самостоятельно.

В процессе разработки своей методики Мария Монтессори длительное время наблюдала за поведением детей в игре и пришла к выводу, что дидактические настольные игры развивают у детей сенсорику.

Целью дидактических игр Монтессори является оказание помощи детям в их духовном и умственном развитии. Ребенку нужно подобрать такой дидактический материал, на котором он будет полностью концентрироваться. Все пособия должны быть максимально простыми, так как вмешательство взрослых не рекомендуется. То есть для ребенка должны быть созданы такие условия, при которых он не только сам сможет найти ошибку, но и исправит ее. Дидактические материалы должны быть безопасными и из экологических материалов, например, деревянные.

Одним из создателей дидактических игр является Фридрих Фребель.

Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров». Это деревянные шары, мячи, кубы, кубики, кирпичики, которые он использовал для развития детей от рождения до 7 лет. «Дары Фребеля» активно используются и в наши дни

Мы хотим предложить для сенсорного развития детей старинные якутские настольные игры. Живя в тундре, жители Якутии стремились научиться проводить время с пользой и развивать у детей навыки и старания, которые помогут улучшить координацию. Долгими зимними вечерами якутские дети играли в настольные национальные игры, такие как хабылык, хаамыска, тыксаан, которые требуют сообразительности, логического мышления, ловкости рук. Большое значение они имеют для сенсорного развития детей.

Эти игры развивают мелкую моторику пальцев и координацию движений, позволяют проявить ловкость и показать свои умения, благодаря им дети овладевают навыками счета и даже могут подготовить руку к письму. Они идеальны для младшего дошкольного возраста и учеников младших классов. Многие детские клубы в Якутии проводят соревнования по ним с участием своих лучших игроков. Ведь нет лучше, чем проверенные столетиями игры для детей и взрослых. Мы используем с детьми следующие игры:

Тырыынка Игроков может быть двое или несколько. Игрок, зажав тырыынки в ладонь, опускают руку на стол и резко разжимают ладонь. Упавший отдельно он забирает в себе. Верхний из лежащих друг на друге можно с помощью одной тырыынки отсоединить от других. Условия: не сдвинуть соседнюю. В противном случае игра переходит к другому. Играют до последней тырыынки .

Тыксаан Тыксаан делают из тальника одинакового размера. Играют поочередно несколько человек. Все тыксааны собирают в ладонь и рассыпают их на стол. Это действие называется « кутуу ». Рассыпаются по разному: поперечной стороной, навзничь, друг на друга, стоймя. Если два тыксаана легли друг на друга тыльной или внутренней стороной, стоймя, играющий забирает их себе. Затем он отстреливает лежащие навзничь тыксааны, лежащими в таком же положении, обратной стороной – такими же. Если попадает в цель, не задев других, то забирает пораженный тыксаан и продолжает игру. В противном случае игра переходит к другому. Следующий игрок делает « кутуу » заново. Игра продолжается до тех пор пока не закончатся тыксааны В конце игры у кого больше тыксаанов , тот побеждает.

Хаамыска Игра пятью хаамыска состоит из шести этапов. До четвертого этапа участник каждый раз рассыпает хаамыска на столе перед собой и берет одну из них. 1 этап: Подбрасывая вверх ее, участник должен во время ее полета успеть подобрать со стола по одной хаамыска и поймать подброшенную. 2 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска , участник поднимает каждый раз по две и ловит подброшенную. 3 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска , участник поднимает со стола вначале одну, затем – остальные три или наоборот. 4 этап: Подкидывая одну, участник во время ее полета должен положить на стол остальные четыре. Снова подкидывает одну и во время ее полета должен успеть подобрать все четыре и поймать подброшенную. 5 этап: Игрок бросает на стол все хаамыска . Берет одну и, подкидывая ее вверх, собирает в ладонь остальные по одной. 6 этап: Все хаамыска участник держит в ладони, подбрасывает все и ловит их тыльной стороной ладони, снова подбрасывает и ловит все камешки с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании.

Таким образом, что якутские настольные игры также способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук и координацию движений, позволяют проявить ловкость и показать свои умения, благодаря им дети овладевают навыками счета и даже могут подготовить руку к письму. Именно в дошкольном возрасте надо приучать детей к настольным играм. Практика показала, что у детей развиваются мышление, мелкая моторика пальцев, навыки счета.

Якутские настольные игры являются экологическими чистыми материалами и приобщают детей к традициям наших предков. Они передавались от поколения к поколению и распространяются дальше, даже становятся достоянием многих жителей России. Теперь появились оригинальные подходы к классическим «Тыксаан», в русской культуре «Щелчки», «Тырыынка» или «Лучинки» и другие.


Библиографическая ссылка

Платонова А.А. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЯКУТСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 5. – С. 61-62;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=289 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674