Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА «ПОБЕДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ВНУКОВ И ПРАВНУКОВ»

Охлопкова О.С. 1 Николаева Л.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
1. Деркач Л.Н. «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников» // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 2.3.
2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Куликова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр Академия, 2011. – 416 с.
3. Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л.Е. Никонова. – Минск: Народная асвета, 2011. – 112 с.

Одной из основных задач учреждений дошкольного образования является патриотическое воспитание детей – любовь к Родине, связь с его историей, проблемой, культурой. В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне проблема воспитания патриотических чувств у детей является наиболее актуальной.

Л.Е. Никонова, определяет патриотическое воспитание – как процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [3].

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу» – считает Козлова С.А. [2].

Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем, как, взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сочувствие, сострадание находчивость, любознательность.

Задачами нравственно – патриотического воспитания являются формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу. Также культурному наследию своего народа и к природе родного края и чувства сопричастности к ней. Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей.

В юбилейный год 75-летия Победы в Великой отечественной войне мы не можем упустить возможность приобщения детей к теме войны, познакомить их с героизмом народа, ветеранами родного города, республики. С этой целью мы разработали проект «Победители глазами внуков и правнуков».

Цель проекта – приобщать детей к истории родной семьи, села, города в годы Великой отечественной войны, раскрыть подвиг земляков на фронте и в тылу, пробудить чувство общности истории своей семьи с историей страны, формировать патриотические чувства.

Задачи:

1. Провести поисковую работу по сбору материала по воспоминаниям и семейным архивам о родственниках, ветеранах войны и тыла вместе с родителями.

2. Подготовить альбом или презентацию.

3. Выступить с защитой доклада на конкурсе «Победители глазами внуков и правнуков»

Ожидаемый результат – в результате совместной работы с родителями дети узнают биографии своих прадедов и родственников, об их вкладе в дело Победы в Великой Отечественной войне.

Работу предполагается провести вместе с родителями. Героями докладов детей могут быть прадедушки или другие родственники, ветераны войны. Особенно мало знают дети о родственников, которых уже нет в живых. Необходимо восстановить память о них. Нет семьи, которой не коснулась война. Можно подготовить материал о ветеранах тыла, их труде и помощи фронту в тылу. В этом году официально признано поколение «Дети войны», трудное детство которых прошло в годы войны.

Тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников. Обеспечение родителей психолого-педагогической информацией, вовлечение в педагогический процесс, создание в детском саду и семье предметной развивающей среды являются педагогическими условиями по патриотическому воспитанию. Реализация проекта охватывает три взаимосвязанных компонента:

– содержательный компонент – овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: жизни народа, истории страны;

– эмоционально-побудительный – переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

– деятельный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности [1].

Таким образом, работа над проектом «Победители глазами внуков и правнуков» является эффективным средством патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.


Библиографическая ссылка

Охлопкова О.С., Николаева Л.В. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА «ПОБЕДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ВНУКОВ И ПРАВНУКОВ» // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 5. – С. 58-60;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=287 (дата обращения: 05.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674