Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ

Ноговицына Д.Г. 1 Дедюкина М.И. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. – М.: Издательство Национальное образование, 2016. – 696 с. Навигатор российского образования.
2. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. – М., 2007. – 278с.
3. Зязюн И.А. Онтология педагогического творчества / Зязюн И.А. // Педагогическая технология. – 2014. – С. 27-29.
4. Дошкольник и компьютер: Мед.-гигиен. рекомендации: Учеб.-метод. пособие/ Л.А. Леонова, А.А. Бирюкович, Т.А. Изотова и др.; Рос. акад. образования, Ин-т возраст. физиологии Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: Модэк, 2004. – 62,[1] с.: ил. – На обл. подзаг.: Методико-гигиен. рекомендации.

Важной задачей в дошкольном воспитании выделена задача – развитие творческого воображения ребенка, способного размышлять свободно, создавать что-то новое, свое. Из этого следуют поиски путей организации жизни детей таким образом, чтобы ребенок мог реализовать свои фантазии, познавательную и творческую активность. Одной из актуальных проблем современной педагогики является формирование творческой личности. Задача развития творческих способностей ставится педагогами уже в дошкольном возрасте и является неотъемлемой частью решения этой проблемы [1].

Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание чего-то нового. С.Л. Рубенштейн охарактеризовал творчество как деятельность, создающее нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки и искусства. А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров в творчестве выделяют открытие неизведанного, преодоления стереотипов и шаблонов.

Творческая деятельность связано с характером, интересами, способностями личности. Она обогащает воображение, рaсширяет знание, опыт и интересы. Рeбенок формирует чувства, осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от самого процесса, так и от полученного результата [3].

С середины 70-х годов в нашей стране рождается своеобразная мультипликационная педагогика. Именно этому вопросу был посвящен международный симпозиум Всемирной ассоциации деятелей мультипликационного кино (АСИФА), проходивший в 1983 г. во Франции. Тема симпозиума звучала знаменательно: «Мультипликационный фильм – завтрашняя педагогика?»

Педагогически функции мультипликации стали явственно обнаруживаться в последние десять лет, когда она вышла на рубежи большого искусства, т.е. обрела способность учить и воспитывать.

Главная педагогическая ценность мультипликации заключается во всесторонности ее языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей всех возрастных групп. Занимаясь мультипликацией, ребенок схватывает универсальный опыт в неограниченном числе видов деятельности. Мультипликационная педагогика позволяет определить и развить творческие потенции ребенка, помогает ему в осознании ценности мира и своей причастности ко всем явлениям жизни, т.е. в формировании активной жизненной позиции личности. Как уже было указано в процессе создания мультипликационных фильмов, у детей развивается творческие способности. Наконец, создание мультипликационных фильмов это совмещение нескольких видов деятельности. Ребенок последовательно изучает несколько различных предметов (например, лепка, музыка и язык). Мультипликация – это комплекс предметов, объединенных общей деятельностью. Работая над созданием мультипликационных фильмов, дети вырабатывают навыки по лепке, дети осваивают драматургию, учатся говорить на литературно – художественном языке, знакомятся к различным видам профессий (режиссер – постановщик, сценарист, оператор, звукооператор, аниматор и т.д.).

В самом деле, мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности, открытая для них (универсальность). В процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности.

Занятия подразделяются на 2 вида: вводные и тематические. В рамках вводных занятий дети знакомятся с историей и процессом создания мультипликационного фильма, с разными видами и особенностями мультипликационных фильмов, с профессиями тех людей, которые работают над созданием мультфильма, кто озвучивает героев любимых мультиков, как проходит процесс озвучивания.

Тематические занятия разбиты на 4-8 занятий по темам, в рамках каждой из них создаются мини-мультфильмы, которые дети придумывают и создают совместно с педагогом. Виды мультфильмов бывают по следующему способу создания:

- Пластилиновый

- Рисованный

- Комбинированный

- Компьютерный

- Кукольный.

Пластилиновая мультипликация – вид мультипликации. Фильмы делаются путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с модификацией в промежутках между кадрами.

Рисованная мультипликация – технология мультипликации, основанная на покадровой съёмке немного отличающихся двумерных рисунков. Возникла в конце XIX – нaчале XX веков. Ее достоинством является тeхническая простота, т.е. достаточен показ самих рисунков без кинооборудования.

Комбинированная мультипликация – персонажи анимируются по отдельности и снимаются на фоне синего экрана, после чего «вживляются» в снятые раздельно пластилиновые декорации. Изначально, каждый кадр рисовался отдельно, затем была придумана послойная техника рисования объектов и фонов на прозрачных плёнках, накладываемых друг на друга. На одном слое можно было разместить задний фон, на другом — неподвижные части тел персонажей, на третьем – подвижные и т.д. [2].

Компьютерная графикa – область деятельности, в которой компьютеры используются в качестве инструмента как для создания изображений, так и для обработки визуальной инфoрмации, полученной из реального мира [4].

Во время анализа выявлено, что главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности ее языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей. Также занимаясь мультипликацией, ребенок приобретает универсальный опыт в неограниченном числе виде деятельности, выявляет и развивает творческие потенции ребeнка. Создание мультфильмов является увлекательным и необычным делом, в котором можно проявлять фaнтазию, выдумку и творчество.


Библиографическая ссылка

Ноговицына Д.Г., Дедюкина М.И. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 5. – С. 57-58;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=286 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674