Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

КОРРЕКЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ ЯКУТСКИХ СКАЗОК В СНИЖЕНИИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

Куличкина Е.А. 1 Андреева Л.Д. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии: опыт диагностики и психокоррекции / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.М. Михайлов. – Санкт-Петербург: Изд-во «СМАРТ», 2014. – 230 c.
2. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст] / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160 с.
3. Чернобровкин В.А. Сказкотерапия как коррекционно-развивающая технология в формировании и развитии эмоциональной сферы дошкольников / В.А. Чернобровкин, Д.В. Тупикина // Сборник научных трудов по результатам международной научно-практической конференции «Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве». – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. – С. 315-318.

Психологи и педагоги давно рассматривают проявления агрессивного поведения у детей как опасный показатель нарушения нормального развития личности. Выявлены причины, которые оказывают влияние на возникновение агрессии: семейные взаимоотношения, взаимодействие с окружающими, наследственный фактор, педагогическая запущенность.

«Сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова, это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко, не дидактично формировать представления о базовых жизненных ценностях» [1, с. 92]. Для коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста эффективно использовать комплексную сказкотерапию. В дошкольном возрасте восприятие сказки является специфической деятельностью ребёнка, позволяющему ему мечтать и фантазировать. «Сказка непосредственная составляющая детской субкультуры. На протяжении всего дошкольного детства происходит ознакомление с литературными произведениями различного жанра, направленности, содержания и пр. Но только сказка продолжает на протяжении веков быть своеобразным символом детства» [3, с. 315]. Воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. С другой стороны, ребенку предлагаются выходы из различных ситуации, пути разрешения конфликтов.

Известно, что в якутских сказках, как и у других народов, имеется также большое число сходных идей, сюжетов и мотивов – независимо от исторических связей между ними, так как сказки являются общечеловеческим самородным выражением бытовых форм и взглядов, которые существуют у всех народов в известную пору их развития. Сходство условий на определенных ступенях исторического развития народов порождает и сходство в их художественном мышлении. Философский мир якутской сказки передает глубокий смысл действующих лиц, они мотивируются идейным заданием сказок, состоящим в борьбе добрых и злых сил и в победе добра. Для якутских сказок характерны следующие черты: через сказки дают объяснения различным природным явлениям; сказки учат детей тому, что умом и хитростью можно добиться своей цели; в сказках дети узнают, что в людях ценятся духовное богатство, нравственные ценности, а не только внешняя красота.

Для того чтобы составить схему анализа сказки (по схеме Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева), необходимо выделить ключевые характеристики сказки: энергоинформационное поле сказки (ощущение, чувство, мысли и впечатления); основная тема сказки (идея, весь сюжет сказки, отражающая актуальные жизненные ценности: тема любви, дружбы и т.д.); сюжет сказки (оригинальность, новизна, его непохожесть на популярные фабулы, жанровая форма); линии главного героя (самоощущение и стремление автора;образ автора, реальный либо идеальный: образ себя; образ цели; мотивы поступков; отношение к окружающему миру «разрушитель- созидатель»); символическое поле сказки (отражает информацию о внутреннем мире ребенка, зашифрованную в образах и символах) [1, с. 105].

К коррекционным функциям сказки принято относить следующие: психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациам; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.

На занятиях учитываются индивидуальные особенности ребенка, его интересы, желания. В процессе работы каждый ребенок безусловно принимается группой, детям регулярно даются задания, обсуждение сказок, способствующие достижению детьми гарантированного успеха, т.е. создается ситуация успеха. Все это способствует наиболее быстрому установлению доверительного контакта в группе детей и более продуктивному их взаимодействию.

В качестве инструмента в исследовательской работе выбраны популярные якутские народные сказки: Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин (Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами); Дьэрэкээн о5олор уонна Алаа Мо5ус (Дети и Алаа Мо5ус), Сатабыллаах Сааба (Умелец Сааба), Кэччэгэй балыксыт (Скупой рыбак), а также сказка якутского писателя Тимофея Егоровича Сметанина «К??рэгэй» (Жаворонок). Такой выбор обусловлен следующими моментами: на родном языке можно легко установить доверительный контакт с ребенком; якутская сказка в основном трехперсонажна: герой, помощник и враг (борьба добрых и злых сил и в победе добра); ребенок должен впитать в себя самые первые понятия об исконной культуре родного народа с помощью рассказа, объяснений, обучения.

Рассмотрим ключевые характеристики сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин».

Энергоинформационное поле сказки: сказка проявляет у слушателей- детей искренний интерес. Быстрая изменчивость сцен сказки, мистичность событий не оставляет равнодушным ни детей, ни взрослых. Она учит тому, что можно добиться всего, чего хочешь. Основная тема- наружная красота обманчива. Уровень сказки- на ценностном и эмоциональном уровнях. Сюжет сказки: обладает оригинальностью, необычностью сюжета. Жанровая форма состоит из смеси жанров авантюрно-приключенческой, мистической, Любовно-романтическими и морально нравственными. Линии главного героя: главные герои старушка Бэйбэрикээн, девушка красавица и богатырь. Линии главных героев- образ цели. Символическое поле: превращение цветка в девушку; превращение абаасы в девушку; описание девушки- абаасы (встреча в усадьбе родителей жениха); лечение жениха комарами; убийство абаасы. Финал: объяснение отчего появились насекомые, свадьба главных героев. Старушка Бэйбэрикээн: ее сильное желание иметь дочь способствует волшебным силам превратить цветок в прекрасную девушку. Образ старушки учит детей верить в чудеса, не терять надежду и стремиться к выполнению поставленной цели. На занятиях используются чтение, рассказывание, инсценирование сказок, придумывание сказки по картинкам и с помощью фигурок, рисование сказочных персонажей, а также элементы игротерапии, песочной терапии.

Таким образом, полученные результаты указывают на снижение проявления детской агрессивности, формирующего и воспитывающего у детей такие компоненты поведения, как: адекватную эмоциональную реакцию в отношении себя, своих возможностей; понимание собственных эмоций и чувств других людей; конструктивное разрешение межличностных конфликтов; конструктивное взаимодействие со сверстниками; выражение агрессивности приемлемым способом.


Библиографическая ссылка

Куличкина Е.А., Андреева Л.Д. КОРРЕКЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ ЯКУТСКИХ СКАЗОК В СНИЖЕНИИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 5. – С. 54-56;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=284 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674