Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ У МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Иванова М.В. 1 Иванова М.К. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
1. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ // Управление ДОУ. – 2004. – № 3. – С. 82-85.
2. Банько Н.А., Карташов Б.А., Яшин Н.С. Управление персоналом Часть I. – 2006.
3. Ковалев С.В. Управление качеством работы персонала. М.: Альфа-Пресс. – 2009.
4. Луферова А.Д., Мазаева М.Р. Профессиональная адаптация как процесс управления персоналом // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – № 1.
5. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Методологические основания концепции управления профессиональной адаптацией молодых педагогов // Russian Journal of Education and Psychology. – 2012. – № 11.
6. Федосеева А.В. Организация профессиональной адаптации // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – С. 1527-1527.

В статье рассматриваются проблема профессиональной адаптации молодых педагогов. Для молодых людей найти себя, свое место в жизни невозможно без наличия работы, соответствующей их способностям, потребностям и возможностям, а для этого надо найти свое место на рынке труда. Адаптироваться же в новых условиях часто мешают нравственные стереотипы, стратегия и внутренние убеждения людей. Многие педагоги после ВУЗа отмечает, что разрыв между теорией и практикой заметный, так как студенты, поступая в учебные заведения раннее не контактировали с большим количеством детей. При поступлении на работу в ДОО молодой педагог испытывает затруднения. От того, насколько легко он преодолеет данный этап, зависит становление педагога как профессионала и его долговременного трудоустройства на одном месте.

У студентов и выпускников образовательных учреждений часто заранее формируются определенные ожидания и представления об их будущей работе. В случае, если они окажутся ошибочными или необоснованными, молодой специалист будет чувствовать разочарование и неудовлетворенность от выбранной профессии. Повышение качества кадрового потенциала педагогического корпуса является необходимым условием становления современной России. Особенно остро образование нуждается в молодых педагогах, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности, имеющих новое педагогическое мышление [3, 7]. Помочь выпускникам приобрести первый положительный профессиональный опыт – задача, которая должна стоять перед всеми учреждениями, принимающими на работу недавних выпускников. Несомненно, в полной мере эти задачи можно решить только при условии организованного процесса профессиональной адаптации молодых педагогов.

Существующие характеристики сущности профессиональной адаптации («приобщение», «приспособление» – С.Я. Батышев, В.И. Загвязинский, В.М. Рогинский и др.; «вхождение», «врастание» – Н.Н. Захарова, В.Д. Симоненко и др.; «освоение» – С.М. Вишнякова, Э.Ф. Зеер и др.) акцентируют внимание на активности личности в данном процессе, ее включении в профессионально-педагогическую среду, результатом которого является соответствие поведения условиям и требованиям профессиональной среды [4, 11].

Н.А. Банько, Б.А. Карташов, Н.С. Яшин выделяли основные цели адаптации новых работников:

• возможно боле быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя.

• уменьшение стартовых издержек. Новый работник не всегда знает работу и то, как работает организация. До тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от организации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достигнуть установленных стандартов выполнения работы.

• вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды.

• снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Тревожность и неуверенность в данном случае означают боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации. Это нормальный страх перед новым и неизвестным.

• сокращение текучести кадров среди новых работников. Если работники не смогли своевременно освоиться в организации, то они могут отреагировать на это увольнением.

• экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников. Работник, который недостаточно адаптировался к работе в организации, требует значительно больше времени на помощь в процессе выполнения возложенных на него обязанностей.

• развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу. Это является непременным условием высоких рабочих показателей.

• снижение издержек по поиску нового персонала.

• формирование кадрового резерва (наставничество – это возможность для опытного сотрудника приобрести опыт руководства) [2, 5].

Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе.

К основным стадиям профессиональной адаптации относятся:

1. Ознакомление. Получение специалистом информации о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.

2. Приспособление. Переориентация работника, сопровождаемая признанием новой системы ценностей с сохранением прежних установок.

3. Ассимиляция. Приспособление к среде, идентификация с новой группой.

4. Идентификация. Отождествление личных целей с целями организации.

По мнению И.И. Черкасова, Т.А. Яркова имеющиеся научные наработки в области профессиональной адаптации кадров и имеющийся положительный опыт, можно говорить об отсутствии концептуального обоснования самой идеи управления адаптацией молодых педагогов, полноценного проблемного анализа, согласованности между действиями на разных уровнях управления (вузовском и послевузовском) и научно-методического сопровождения организационной деятельности на этих уровнях [5, 32].

С.Ф. Багаутдинова поясняет, что успешность адаптации зависит от целого ряда условий, главными из которых являются:

• качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;

• объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);

• отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;

• престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;

• особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;

• наличие отработанной системы внедрения новшеств;

• гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;

• особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;

• личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п. [1, 9].

Существуют инструменты методической работы и профессионального роста, которые обеспечивают возможность использовать их, для адаптации молодых педагогов. Мы предлагаем модель формирование установки у молодых педагогов в период адаптации, который позволит сформировать положительную установку для начала трудовой деятельности.

Примерный порядок адаптации выглядит следующим образом:

– Ознакомление с предприятием, его особенностями, внутренним трудовым распорядком и т.д.

– Церемония представления коллективу, ознакомление с рабочим местом.

– Беседа с руководителем.

– Ознакомление с социальными льготами и стимулами.

– Решения кейс-задач.

– Вторичное обучение.

– Работа на своем рабочем месте.

Особое внимание к молодым специалистам необходимо проявлять в первые три месяца работы, когда сказывается недостаточный уровень освоения новой профессиональной деятельности.

Модель управления процессом адаптации

ivan1a.wmf

ivan1b.wmf

(начало рисунка)

ivan1c.wmf

(окончание рисунка)

Программа по оптимизации адаптационных процессов сотрудников может включать:

1. Вручение молодому специалисту информационного издания, где содержатся основные сведения о предприятии и выпускаемой продукции.

2. Просмотр фото- и видеоматериалов об истории создания и развития предприятия, его сегодняшнем состоянии.

3. Встречу молодых специалистов с одним из ведущих руководителей предприятия.

4. Многообразные способы предоставления молодому специалисту возможности задать возникшие у него вопросы и получить на них компетентные исчерпывающие ответы и пр.

В заключение необходимо отметить, что поддержка молодых специалистов в период адаптации может рассматриваться в качестве успешно завершенной, когда сотрудник войдет в привычный для себя рабочий ритм и без утомительных усилий будет справляться с профессиональными функциями.


Библиографическая ссылка

Иванова М.В., Иванова М.К. ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ У МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 5. – С. 51-54;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=283 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674