Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой [1].
Детское творчество непосредственно связано с восприятием и отображением действительности, и важнейшим условием его развития является художественно-образное видение мира, художественное мышление ребенка, которое невозможно без воображения и фантазии.
Н.П. Сакулина пишет, что для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и в области двигательной сферы – владения мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцев) [2].
Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал – бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т.д. Этот период называется «доизобразительный». Этот период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка.
Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей к изобразительной деятельности.
Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Они могут быть вызваны разными качествами рисунка, вылепленного изделия – цветом, формой, композиционным построением.
В процессе сюжетного рисования дети познают окружающий мир. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как создатели красоты, получая удовольствие от нее. В сюжетном рисунке ребенок творчески отражает все то, что произвело на него впечатление, возбудило какие-то чувства. Впечатления возникают в процессе непосредственных контактов с окружающей действительностью, при прослушивании разных ответов, сказок, стихов, рассматривание художественных картин и т.д. Эти впечатления создают благоприятные условия для формирования личности ребенка. В процессе выполнения сюжетных рисунков у детей воспитываются и определенные волевые качества. Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передаче своих впечатлений в рисунке. Для того чтобы ребенок начал действовать, в том числе и рисовать, т.е. для развития изобразительных способностей дошкольников, необходима мотивация. Через сюжетное рисование у дошкольников можно сформировать такие интегративные личностные качества, как активность, инициативность, любознательность, стремление получить новые знания; эмоциональную отзывчивость, уважение к старшим, владение основными культурными привычками и навыками самообслуживания адекватными возрасту.
В сюжетном рисовании нужно передавать внешний вид отдельных предметов (форму, строение, пропорциональные отношения, цвет), отношения, взаимодействие их по сюжету, расположение этих предметов в пространстве; кроме передачи пространственных отношений и соотношения предметов по величине требуется решение и еще одной задачи, а именно – выделение главного в теме, выразительная его передача в рисунке. Осознав главное, основное в теме, ребенок ставит на первое место изображение основного действия. Это способствует совершенствованию композиции рисунка.
На основе анализа педагогического опыта мы предлагаем рекомендации по развитию изобразительных умений у старших дошкольников:
1. Педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо обращать особое внимание сюжетному рисованию детей на темы фольклора, литературных произведений региона.
2. Качественному воплощению сюжетов фольклора, литературы в детских работах способствуют:
– обогащение впечатлений, представлений детей через ознакомление с сюжетами фольклора, литературы, экскурсии в музей;
– последовательность обучения сюжетному рисованию;
– поэтапное выполнение рисунков.
3. Для повышения качества сюжетного рисования важно придерживаться следующих этапов рисования:
I этап – обеспечение творческой атмосферы занятия для свободы выбора сюжета и его реализации в рисунке;
II этап – набросок, раскрашивание фона; раскрашивание предметов в композиции, мелких деталей;
III этап – организация выставки работ детей по сюжетному рисованию на темы рисунков;
Педагогам необходимо обращать особое внимание сюжетному рисунку детей дошкольного возраста, в том числе на темы литературных произведений. В тематике работ рекомендуется отражать сюжеты регионального характера, так как это близко духовному миру ребенка.
Библиографическая ссылка
Иванова А.Г., Яковлева С.С. РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНОМ РИСОВАНИИ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 5. – С. 44-45;URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=279 (дата обращения: 21.11.2024).