Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНОМ РИСОВАНИИ

Иванова А.Г. 1 Яковлева С.С. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева – М.: Академия, 1999. – 205 с.
2. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Монография / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 224 с.
4. Русакова Т.Г. Искусство как фактор формирования и обогащения духовного опыта личности / Т.Г. Русакова // Грани познания. – 2014. – № 2 (29). – С. 52-54.
5. Телегина И.С. Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании старших дошкольников. / И.С. Телегина // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. – 2010. – № 1. – С. 19-24.

Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой [1].

Детское творчество непосредственно связано с восприятием и отображением действительности, и важнейшим условием его развития является художественно-образное видение мира, художественное мышление ребенка, которое невозможно без воображения и фантазии.

Н.П. Сакулина пишет, что для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и в области двигательной сферы – владения мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцев) [2].

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал – бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т.д. Этот период называется «доизобразительный». Этот период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка.

Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей к изобразительной деятельности.

Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Они могут быть вызваны разными качествами рисунка, вылепленного изделия – цветом, формой, композиционным построением.

В процессе сюжетного рисования дети познают окружающий мир. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как создатели красоты, получая удовольствие от нее. В сюжетном рисунке ребенок творчески отражает все то, что произвело на него впечатление, возбудило какие-то чувства. Впечатления возникают в процессе непосредственных контактов с окружающей действительностью, при прослушивании разных ответов, сказок, стихов, рассматривание художественных картин и т.д. Эти впечатления создают благоприятные условия для формирования личности ребенка. В процессе выполнения сюжетных рисунков у детей воспитываются и определенные волевые качества. Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передаче своих впечатлений в рисунке. Для того чтобы ребенок начал действовать, в том числе и рисовать, т.е. для развития изобразительных способностей дошкольников, необходима мотивация. Через сюжетное рисование у дошкольников можно сформировать такие интегративные личностные качества, как активность, инициативность, любознательность, стремление получить новые знания; эмоциональную отзывчивость, уважение к старшим, владение основными культурными привычками и навыками самообслуживания адекватными возрасту.

В сюжетном рисовании нужно передавать внешний вид отдельных предметов (форму, строение, пропорциональные отношения, цвет), отношения, взаимодействие их по сюжету, расположение этих предметов в пространстве; кроме передачи пространственных отношений и соотношения предметов по величине требуется решение и еще одной задачи, а именно – выделение главного в теме, выразительная его передача в рисунке. Осознав главное, основное в теме, ребенок ставит на первое место изображение основного действия. Это способствует совершенствованию композиции рисунка.

На основе анализа педагогического опыта мы предлагаем рекомендации по развитию изобразительных умений у старших дошкольников:

1. Педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо обращать особое внимание сюжетному рисованию детей на темы фольклора, литературных произведений региона.

2. Качественному воплощению сюжетов фольклора, литературы в детских работах способствуют:

– обогащение впечатлений, представлений детей через ознакомление с сюжетами фольклора, литературы, экскурсии в музей;

– последовательность обучения сюжетному рисованию;

– поэтапное выполнение рисунков.

3. Для повышения качества сюжетного рисования важно придерживаться следующих этапов рисования:

I этап – обеспечение творческой атмосферы занятия для свободы выбора сюжета и его реализации в рисунке;

II этап – набросок, раскрашивание фона; раскрашивание предметов в композиции, мелких деталей;

III этап – организация выставки работ детей по сюжетному рисованию на темы рисунков;

Педагогам необходимо обращать особое внимание сюжетному рисунку детей дошкольного возраста, в том числе на темы литературных произведений. В тематике работ рекомендуется отражать сюжеты регионального характера, так как это близко духовному миру ребенка.


Библиографическая ссылка

Иванова А.Г., Яковлева С.С. РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНОМ РИСОВАНИИ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 5. – С. 44-45;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=279 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674