Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Гуляева Т.М. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
1. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. – М., 2001.
2. Шипицина Л.М. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). – СПб., 2001. – 384 с.

Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста воспитание взаимодействия и поведения в обществе, способности к продуктивным межличностным отношениям развитие является важнейшей задачей современного общего и специального образования. Формирование личности детей происходит в условиях взаимодействия их с окружающей средой, которая оказывает на них воспитывающее воздействие. В процессе жизни и деятельности в коллективе происходит постоянное взаимовлияние воспитанников друг на друга, в ходе которого формируются их оценка и самооценка, взгляды на события окружающей жизни.

На протяжении дошкольного детства ребенок вступает в контакты разного рода со сверстниками. Организации игровой деятельности дошкольников – один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. Задача педагога ненавязчиво, не нарушая игру и не вмешиваясь в неё, способствовать формированию в детях положительных чувств и побуждений. В игровом коллективе в процессе сюжетно-ролевой игры устанавливаются свои «законы»: «все делить поровну, а не хватает – сделать»; «если товарищ не справляется с заданием, оказать помощь»; «в нашей группе – все дружные»; «будь внимательным к новичкам» и т.д.

Дети на практике усваивают нормы коллективной жизни: уступать товарищу, делиться друг с другом материалами и игрушками, вовремя сдерживать себя, проявлять чуткость. У ребят появляется стремление своими силами, коллективно воздействовать на поведение своих товарищей, нарушающих дисциплину в группе. Отношения со сверстниками оказывают существенное влияние на становление личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость [1].

Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). В сюжетно-ролевой игре дружеские отношения способствуют становлению способности понимать, оценивать себя. При этом самопознание осуществляется не через выявление своих возможностей в практической деятельности, что возникает значительно раньше, а через раскрытие отношений к другим детям. Это более высокий уровень. Естественная потребность ребенка к общению со сверстниками часто наталкивается на неумение контактировать, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Происходит внутренняя борьба между стремлением, например, взять лучшую игрушку, получить главную роль и желанием объединиться; с товарищами в общей игре. Чтобы остаться равноправным членом игрового коллектива, нужно уметь уступать. Если дети охотно уступают, отказываются от личных желаний ради общего интереса, это свидетельствует о положительном влиянии дружбы на личность ребенка, на его поведение и поступки [2].

Совместная игровая деятельность является благодатной почвой, условием для складывания гуманного отношения к сверстнику не только как действенного сострадания, но и активного сострадания. В процессе игровой деятельности симпатии детей углубляются, перерастая постепенно во взаимную привязанность. Но малыши еще не умеют играть вместе, хотя и стремятся к этому. Задача воспитателя – изучать взаимоотношения дошкольников и создавать игровые коллективы с учетом чувств и симпатий детей, способствовать укреплению отдельных дружеских объединений с целью формирования сплоченного коллектива; не только поощрять детскую дружбу, но и проектировать новые дружеские связи и отношения. В игре дети ярко выявляют свои личные качества и свойства.

Предлагаем комплекс сюжетно-ролевых игр для детей старшей группы, куда включены беседы по этикету: культура речи, поведения, общения, а также целевые прогулки и экскурсии, наблюдения, дидактические упражнения, чтение художественной литературы на предмет формирования навыков этикета: культуры поведения, общения, обслуживания. Мы использовали сюжеты игр, близко знакомых детям – магазин, больница и другие.

1. «Больница» – глазное отделение. Врач проверяет зрение с помощью таблицы. Медсестра выписывает рецепт на очки. «Поликлиника», терапевт лечит людей: прослушивает, проверяет давление. Медсестра делает уколы, перевязывает. (Стоматолог, педиатр, ЛОР)

2. «Магазин игрушек» – продавец отпускает игрушки, покупатели платят деньги в кассу, чеки отдают продавцу. (Зоомагазин, цветочный магазин, продуктовый, промтоварный, хозяйственный).

3. «Правила дорожного движения». Разные машины едут по дороге, пешеходы ждут на тротуаре. Двигаемся по светофору.

4. «Почта»: люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы. Письма и телеграммы разносят почтальоны, у него большая сумка. Письма разносят по адресу.

5. В аптеке делают лекарство, отпускают его по рецепту. Заботятся о здоровье людей.

6. «Самолет»: ведут командир экипажа, пилоты, стюардессы. Перевозят людей из одного города в другой. Стюардессы предлагают напитки и еду.

1. «Столовая»: на кухне готовят еду, официанты разносят еду посетителям.

2. «Парикмахерская»: дамский и мужской залы, мастер стрижек, клиенты платят деньги в кассу.

3. «Автобус»: люди едут в театр, на работу. Управляет водитель, кондуктор продает билеты. Правила дорожного движения.

4. «У меня зазвонил телефон» – этикет телефонного разговора: речевая культура, вежливость.

5. «Библиотека»: много книг, они стоят на стеллажах, библиотекарь выдает книги читателям, заполняет карточку. Книги надо беречь. Уважают друг друга.

1. «Автобус»: поездка по городу с экскурсоводом. «Правила дорожного движения».

2. «Поликлиника»: врач рентгенолог прослушивает больного, заполняет карточку, лечит.

3. «Магазин»: хлебный, кондитерский, работа продавца, кассира.

4. «День рождения». Идем в гости. Встречаем гостей.

Таким образом, межличностные отношения сюжетно – ролевой игры старшего дошкольного возраста – это явление, возникающее в любой группе людей как результат их психологического взаимодействия в процессе общения – взаимопознания и взаимопереживаний. В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети – сверстники.

Положительные взаимоотношения со сверстниками являются тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их – важнейшая задача педагога. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками и уметь организовывать условия, которые будут развивать межличностные отношения дошкольников.


Библиографическая ссылка

Гуляева Т.М. РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 5. – С. 37-38;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=274 (дата обращения: 20.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674