Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Антонова А.А. 1 Яковлева С.С. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Монография / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 224 с.
2. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Каро, 2016. – 96 с.
4. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками / И.А. Шаляпина. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 64 с.
5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А.В. Никитина. – СПб.: Каро, 2010. – 96 с.

Нетрадиционные техники рисования помогают ребенку раскрыться, понять себя, обрести уверенность в возможности реализации любого своего замысла, в том, что его точка зрения, его самобытность имеют право на существование. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Ведущим качеством способностей к изобразительной деятельности является творческое воображение. Воображение – способность сознания создавать образы. Жизнь в современном мире требует от человека быстрой реакции на изменяющиеся условия, творческого подхода к разного рода вопросам, креативного мышления в любой жизненной ситуации. Развитие творческого воображения детей, ведущего качества способностей к изобразительной деятельности, тесно связано с интеллектуальным развитием. В процессе изобразительной деятельности задействованы такие мыслительные операции, так сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация [1].

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши [2].

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности [3].

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Практически до семи лет маленького художника привлекает сам процесс изображения, он относится к рисунку как к увлекательной игре [4].

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Далее обратимся к рассмотрению различных способов рисования, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить творческие занятия воспитателей с детьми, разнообразить развивающую среду, дизайн групп и детского сада. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения [5].

Для каждого возраста применяется принцип постепенного усложнения вводимых нетрадиционных техник рисования.

Так, для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись. Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками.

В этом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка. Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель – ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов.

Далее следует предложить технику монотипии (получения изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т.е. оттиск изображения).

Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы – матрицы), живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.

С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе). Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Творческий процесс – это настоящее чудо – дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.


Библиографическая ссылка

Антонова А.А., Яковлева С.С. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 5. – С. 26-27;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=267 (дата обращения: 22.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674