Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ АУКЦИОНОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ ЗАКУПКАМИ

Атоян П.А. 1 Тумуров Ж.Т. 1
1 Забайкальский государственный университет
1. Российская Федерация. Законы. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: закон РФ № 44 от 05.04.2013 г. в ред. от 23.04.2018 г. [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Законодательство.
2. Уваров А.А., Признаки торгов, проводимых в форме аукциона в электронной форме/ А.А. Уваров, А.А. Диденко // Власть Закона. 2015. № 2 (22). С. 207.
3. Першина И.В. Актуальные проблемы совершенствования законодательства в сфере контрактной системы. [Текст]: статья / Першина И.В. // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2014. – № 1. – С. 25.

Статья посвящена особенностям применения электронных аукционов в системе государственных закупок в рамках государственного управления экономической сферой. Государственное управление в области закупок имеет ключевое значение для обеспечения эффективного развития бюджетной и предпринимательской системы. Основой всей системы электронных аукционов является законодательство, обеспечивающее эффективное функционирование экономической системы. При практическом применении электронных аукционов у его участников возникают определенные проблемы, либо участники пытаются сами нарушить процедуру проведения аукционов. Для решения выявленных проблем предлагаются определенные решения для совершенствования либо для минимизации потерь всеми участниками процесса.

Согласно проведенным исследованиям, современное развитие системы государственных закупок и в особенности направление электронных аукционов внедряется с большей интенсивность благодаря бурному подъему науки и ее сегментов, что является катализатором реализации государственной политики по прозрачности и экономии финансовых и других ресурсов государства.

Несмотря на активное развитие законодательства о контрактной системе в нем еще остаются проблемы, которые необходимо решить. Проблема картельных сговоров в ходе проведения электронных аукционов стоит довольно-таки остро. Она не только отвлекает из бюджета лишние средства, но и дискредитирует саму идею проведения торгов как способ удешевления товаров (работ, услуг), приобретаемых для государственных нужд.

Так, при использовании одной из распространенных схем манипулирования контракт с победителем заключается с минимальным сбросом цены по причине бездействия других участников. Поскольку цена на исполнение государственного контракта в начале аукциона составляет максимально возможную, задача торгов – сбросить цену с целью предложения более выгодных условий заказчику и экономии государственных средств.

Если же все участники аукциона, кроме одного, бездействуют, то его предложение, как правило, почти не отличающееся от начальной (максимальной) цены, становится последним (хотя и первым по времени). Соответственно, контракт заключается на условиях именно такого предложения. Мотивацией других участников может стать как заранее обещанная, так и уже выплаченная «компенсация» за бездействие либо иные привилегии (к примеру, заключение с такими лицами субподрядных договоров по подрядному контракту).

Это нарушение представляет для конкуренции серьезную угрозу, ведь результатом становится отказ от конкурентной борьбы на аукционах. В рассматриваемой схеме все участники электронного аукциона, отказавшись от состязания, становятся членами картеля. Единственной действенной мерой, направленной на предотвращение согласованных действий (картельного сговора), является обращение взыскания на обеспечение заявки на участие в электронном аукционе в отношении участников, уклоняющихся от участия в аукционе. По аналогии с мерой, предусмотренной частью 27 статьи 44 Закона. Если вводить кратность, например, 2 и более раза, то одно и то же лицо будет избегать действия данных мер, подавая заявки от имени разных юридических лиц. Такая мера будет способствовать росту экономии средств бюджета, поскольку каждый участник электронного аукциона, чтобы избежать потери обеспечения заявки, будет подавать хотя бы одно предложение о цене контракта. При неоднократном уклонении участника закупки от участия в аукционах на одной и той же площадке его аккредитация должна прекращаться. При этом будет действовать годичный мораторий на повторную аккредитацию на одной электронной площадке.

Рассмотрим еще одну схему манипулирования на электронном аукционе недобросовестными участниками. Недобросовестные участники, заведомо зная, что не соответствуют требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе, например, о них имеются сведения в реестре недобросовестных поставщиков, либо они не имеют лицензии, могут легко осуществлять демпинг, вымогать денежные средства у добросовестных участников, осуществлять сговор и при этом не нести за это никакой ответственности, поскольку уже после проведения электронного аукциона, где они, например, «обрушили» начальную цену, просто будут отклонены.

Законодатель предпринял попытку решить данную проблему, посвятив статью антидемпинговым мерам, но полностью перебороть ее не удалось. При проведении электронных аукционов или конкурсов, а именно процедур касающихся размещения государственного заказа, значение имеет размер начальной(максимальной) цены договора. При ее сумме менее 15 миллионов рублей применяются антидемпинговые меры, которые описаны в законе № 44-ФЗ о контрактной системе, в статье 37 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса или аукциона» полностью посвящено этой мере.

Если потенциальный поставщик предложил заказчику снизить НМЦК больше 25 %, то по завершении открытого аукциона или конкурса при обеспечении исполнения контракта, поставщик должен предоставить в 1,5 раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный и утвержденный в документации перед проведением конкурса или аукциона. Нужно так же отметить, что если в контракте предусмотрен аванс, то нижний предел обеспечения исполнения контракта при антидемпинговых мерах составляет размер аванса. Кроме всего прочего участник закупки может доказать добросовестность при обеспечении исполнения контракта, предоставив нужную информацию в соответствии статьи 37, на дату подачи заявки[3].

На наш взгляд, решить эту проблему можно с помощью поправок к Закону о контрактной системе. Необходимо полномочия по проверки второй части заявки на участие в аукционе передать электронной площадке, чтобы площадка сама автоматизировано проверяла участника закупки на соответствие требованиям статьи 31 Закона и не допускала участников, не соответствующих требованиям статьи 31 Закона, к участию в аукционе: требованию о наличии соответствующей лицензии либо свидетельства о допуске в СРО (участники могут их представлять при аккредитации, либо ЭП должны получить доступ к базам лицензий или свидетельств о допуске в СРО; требованию об отсутствии информации в реестре недобросовестных поставщиков; требованиям, предусмотренным статьей 31 Закона и содержащихся в открытых официальных источниках (реестр сведений о банкротстве, реестр дисквалифицированных лиц и др.).

Существует проблема и с первой частью заявки на участие в аукционе. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. В отношении большинства товаров действуют ГОСТ и технические регламенты, где все значения показателей установлены. При этом заказчики в этом случае должны также устанавливать значения показателей, просто переписывая все значения ГОСТ в текст документации, что особенно затруднительно и крайне трудоемко при закупке работ на основании сметной документации, где предусмотрены сотни видов товаров и материалов. Участники закупки в свою очередь должны в заявках также переписывать значения параметров в отношении сотен товаров (строительных материалов) из ГОСТ, что крайне затрудняет подготовку заявок, приводит к необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов на подготовку заявок и нарушает, в первую очередь, права СМП.

Данную проблему можно решить, наделив заказчиков правом не устанавливать показатели в отношении товаров, где все показатели установлены ГОСТ, а также требовать только согласие участника на выполнение работ. Необходимо установить, что в случае если в соответствии с техническими регламентами и стандартами установлены стандартные показатели в отношении товара, или товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, и заказчик принял решение о закупке товара со стандартными показателями или работы, услуги с использованием товара со стандартными показателями, заказчик вправе не устанавливать в документации такие показатели. Заказчику остается лишь указать в документации, что товар, или товар, используемый при выполнении работ, оказании услуг, должен соответствовать соответствующему техническому регламенту и стандарту.

Существуют проблемы и с обеспечением заявки на участие в электронном аукционе. Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, в следующих случаях: 1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт; 2) не предоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта (часть 13 статьи 44 Закона).

В реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов[1]. Заказчик в течение трех рабочих дней направляет в контрольный орган в сфере закупок документы об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов (часть 4 статьи 104 Закона). Согласно пункту 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр [1].

В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам. Удержание обеспечения заявки в доход бюджета при последующем отказе контрольного органа в сфере закупок во внесении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нарушает законные права лиц.

Законом не установлена обязанность заказчиков удерживать обеспечение заявки только после внесения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что является подтверждением законности действий заказчика о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

Таким образом, для защиты законных прав участников закупки, предотвращения необоснованного удержания обеспечения заявки в доход бюджета в Законе должно быть установлено, что удержание обеспечения заявки осуществляется только после внесения соответствующего участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).


Библиографическая ссылка

Атоян П.А., Тумуров Ж.Т. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ АУКЦИОНОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ ЗАКУПКАМИ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 3. – С. 30-32;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=129 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674