Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Исаева Д.А. 1
1 ФГБОУ ВО ДГПУ
1. Шопенгауэр А., статья «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910);
2. Педагогический словарь Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Academia, 2005.
3. Божович Л.И. Проблема формирования личности. М.: Форум, 2012. 278 с.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 2011. 158 с.
5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. 180 с.
6. БЭС. 2000.
7. сайт Superinf.ru (информационные материалы для студентов) статья «Особенности учебной мотивации детей и подростков с ЗПР».
8. Марковская И.Ф. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. Под редакцией К.С. Лебединской. – М. Педагогика, 1982. С. 28-52.
9. Лукьянова Н. Психология учебной мотивации школьников // открытый урок: разработки, технологии, опыт-2006.
10. Лусканова Н.Т. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Школьный психолог – 2001-с.8-9.
11. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология, часть 4, гл. 2-2.1-М. ИПРАН «Академический проект», 1999.

Проблема повышения учебной « мотивации» [1] постоянно исследуемая область в педагогике и психологии, т.к. она является неотъемлемой частью успешного обучения. С каждым годом наблюдается снижение уровня учебной мотивации из-за различных социальных, экономических, психологических и возрастных факторов, что отрицательно влияет как на учебный процесс в целом, так и на личностные характеристики детей. Под учебной мотивацией понимается «деятельность индивида по усвоению учебной информации»[2], которая должна начаться с первых лет школьной жизни.

Наиболее полно определение учебной мотивации представлены в исследованиях Л.И. Божович (1972) и А.К. Марковой(1976). «Учебная мотивация – это то, что побуждает активность ребенка, в том числе и принятые им решения, и чувства долга, и сознание необходимости» [3]. «Вместе с тем это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности» [4].Так же важно отметить, что научный подход к мотивационной сфере человека отличается в западной и отечественной психологии. По мнению зарубежных ученых (Д. Аткинсон, В. Келлер, А. Маслоу, Э. Горндайк, З. Фрейд, Х. Хекхаузен и др.), человеческие мотивы носят наследственный характер и только благодаря среде могут меняться или развиваться по положительному или отрицательному сценарию. Но с этой точки зрения нельзя объяснить поведенческие мотивы человека, хотя наследственность и среда оказывают значительное влияние на структуру личности.

В отечественной психологии придерживаются деятельностного подхода к мотивации, основоположниками которого были А.Н. Леонтьев и С.Н. Рубинштейн. Опираясь на культурно – историческую концепцию развития личности Л.С. Выготского, они определили новое направление в отечественной психологии.

Согласно их учению, практическая деятельность человека развивает мотивационную сферу, которая выводит сознание на новый уровень развития и становится предпосылкой формирования новой иерархии мотивов [5].

Такой подход особенно актуален и востребован, когда речь идет о мотивации детей с ЗПР (нарушение нормального темпа психического развития ребенка вследствие соматических заболеваний, поражении ЦНС и др.)[6], для которых очень сложно строить отношения с окружающим миром.

Изучением учебной мотивации детей с ЗПР и способами ее повышения в разное время занимались известные педагоги, дефектологи, психологи (М.И. Певзнер, Т.А. Власова, Г.Е. Сухарева, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Лурия, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская и т.д.), но вместе с тем эта проблема до сих пор не разработана до конца.

Формирование мотивационной сферы ребенка с ЗПР – очень трудоемкий процесс, зависящий от множества обстоятельств.

В момент поступления в школу, по исследованиям Кузнецовой Л.В., была выявлена направленность на игровую деятельность всего у 34 % детей, на учебную – у 50 % детей и на практическую у 13 % детей [7]. В дальнейшем, к переходу в среднее звено, учебные мотивы деформировались, что говорит о неэффективном обучении. К сожалению, такая тенденция характерна для всех школ с детьми с ЗПР.

Поэтому правильное и своевременное диагностирование причин неуспеваемости в каждом конкретном случае становится первоочередной задачей педагога.

При выборе коррекционных мероприятий важна диагностика нарушений, в соответствии с классификацией ЗПР, среди которых наиболее часто используются классификации М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, К.С. Лебединской и В.О. Ковалева. Мы обратились к более объемной классификации И.Ф. Марковской, которая удобна для изучения обобщенного опыта мотивов учения. Она выделяет 2 группы детей с ЗПР:

К 1 группе относятся дети с несформированной эмоционально – волевой сферой и познавательной деятельностью с проявлением негрубых неврологических нарушений;

Ко 2 группе относятся дети с энцефалопатическими расстройствами, с парциальными нарушениями корковых функций, мозговыми нарушениями[8]. Количество детей с ЗПР 1группы составляют большую часть школьников, поэтому рекомендации, выбранные в рамках данной статьи, для них более конструктивны. Характерными особенностями учебной мотивации таких детей являются следующие признаки :

– неустойчивость и низкая концентрация внимания;

– трудности переключения с одной деятельности на другую;

– отсутствие познавательных интересов или их временный характер;

– затрудненное восприятие материала при быстром выполнении заданий;

– рассеянность;

– слабая интеллектуальная активность;

– замедленность речи или ее несформиро-
ванность;

– нарушения эмоционально волевой сферы;

– доминирование игровых мотивов над учебными [5, 9, 10].

Все эти особенности нарушений можно преодолеть в условиях специального обучения, которое подразумевает наличие специалистов разного профиля, что в сельской местности Дагестана недоступно. Поэтому учитель и педагог-психолог могут опираться на определенный комплекс мероприятий, соответствующий существующим сельским школьным реалиям.

Главным и основным фактором повышения учебной мотивации был и остается образ учителя, который после семьи стоит на втором месте по значимости в жизни ребенка, т.к. в сельской местности сохранился стиль семейно – патронатного обучения, и учитель встроен в семейно – родовые и семейно – общинные отношения сельского социума. Для успешного обучения детей с ЗПР он должен отвечать следующими требованиям, которые и являются первым способом повышения учебной мотивации:

– уметь создавать на уроке положительную атмосферу;

– быть в эмоциональном контакте с ребенком;

– не использовать по отношению к ребенку негативных оценок, насмешек, упреков;

– помогать преодолевать страх неудачи;

– создавать ситуацию успеха, применяя систему поощрений и похвалы, где усилия ребенка оцениваются даже выше, чем результаты;

– шире опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР;

– повышать самооценку ребенка, самостоятельность, самоактуализацию, давая установку на преодоление трудностей;

– эмоционально стимулировать детей, давая почувствовать радость познания;

– развивать навыки общения;

При этом нужно контролировать уровень школьной мотивации, психо-эмоционального состояния и отношения ребенка в семье, в школе, в обществе.

Следующий способ повышения учебной мотивации – учет этнопсихологического фактора. Согласно Божович Л.И., Марковой А.К. и др. мотивы учения подразделяются на 2 большие категории: внутренние (позновательные) и внешние (социальные). У детей с ЗПР социальные мотивы являются главными, а учатся с целью избегания неудачи, одобрения родителей и учителей, материальной заинтересованности, принятия в коллектив и т.д.

Вместе с тем такие дети помогают родителям по хозяйству, работают на земле, ухаживают за животными, смотрят за младшими. Направленность на широкие социальные мотивы связана с ментальными, национальными и культурными категориями, которые формируются у ребенка в тот же период, что и учебные мотивы. Это возрастной период от 5 до 7 и от 7 до 12 лет. Именно с этим периодом связано становление социальной идентичности, составной частью которой является этническая идентичность. По мнению Т. Стефаненко, это важнейший структурный компонент социальной идентичности, который формирует идентичность образа – Я в целом [11]. Причем, восприятие своей этнической идентичности должно быть только положительным. Благодаря такой установке, происходит усвоение качественного социального опыта. В сельской местности РД духовно-нравственным воспитанием ребенка занималась не только школа, но и семейно-родовые, семейно- общинные институты, которые сохранили свои благородные черты до наших дней.

Опираясь на этнокультурные традиции своего края, учитель может использовать следующие приемы и способы повышения мотивации:

1) Опора на трудовую деятельность семьи, куда вовлечен и ребенок – показать опытным путем, что знания улучшают качество труда;

2) Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на примерах родственников и односельчан, земляков и т.д.; поощрение стремлений ребенка быть полезным семье, родственникам, Родине своей учебой, трудом, посильной помощью;

3) Повышать самооценку ребенка через положительное отношение родственников (ребенок дорог, необходим, нужен, незаменим);

4) Четкие гендерные различия, опирающиеся на традиции народов северного Кавказа: мальчики должны демонстрировать мужское поведение-ответственность за свои поступки и т.д.; девочки –гордость, красот, семейные ценности;

5) Уважение к другим народам и культурам через знания своей истории, своих традиций.

И первый и последующий способы повышения учебной мотивации могут быть актуализированы, прежде всего на уроке – основном звене образовательного процесса.

Деление урока на структурные компоненты (практические, теоретические, игровые, проблемные и результативные) являются третьим фактором повышения мотивации детей с ЗПР, который помогает удерживать внимание детей и избавляет от монотонности. На уроке должна чередоваться различная деятельность.

К примеру, уроки русского и родного языков лучше проводить без отрыва от корней – путешествие в русскую сказку при изучении имени прилагательного в младших классах. Уроки по окружающему миру проводить как полевые уроки, где изучается природа родного края, сельское хозяйство и т.д. Знания, привязанные к практической деятельности, необходимой для комфортного существования, приобретают значимость в глазах детей. В старших классах интересна история родного края(В Дагестане каждый камень- история ), история Отечества, а также личностные характеристики успешного человека, принятые в обществе, членами которого они являются или хотят стать. Таким образом, задача учителя формировать и повышать учебную мотивацию путем перевода социальных мотивов в учебные.

Нужно понимать, что стопроцентного результата не будет, но интерес хотя бы к одному предмету гарантирован, а это начало познания.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что повышению учебной мотивации могут способствовать следующие факторы:

1. Образ учителя как основа образовательного процесса в сельской школе;

2. Учет этнопсихологического фактора как важного аспекта положительного образования Я- концепции, способствующего формированию познавательных интересов детей с ЗПР;

3. Структура урока как инструмент развития личности ребенка с ЗПР.


Библиографическая ссылка

Исаева Д.А. ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 1. – С. 22-25;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=10 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674