Scientific journal
Название журнала на английском

no name 1 no name 1
1 work

Спорт в современном мире стал выступать в роли влиятельной среды, способной как консолидировать, так и разъединять большие группы людей. Фактически любые международные соревнования сегодня рассматриваются сквозь призму политики, о состязания спортсменов воспринимаются как состязания народов и государств. Командные соревнования на стадионах или зрелищные поединки на борцовских коврах или рингах с участием представителей различных культур, как правило, прямо или косвенно рассматриваются сквозь призму этничности.

Национальная идентичность – феномен, которому в последнее время посвящают все больше научных исследований. Данное понятие тесно связанно с социально-политической и культурной деятельностью современного общества. Оно используется как объединяющий фактор, создающий понятие единой нации, государства. Национальная идентичность может проявляться в организации быта, истории, культуре, традициях, языке, географическом положении определѐнного народа или группы народов [4].

Социальные науки спорт, в зависимости от подхода, рассматривают как площадку для построения национальных идентичностей. Многие исследователи называют спорт средством для пробуждения национальных чувств, основой построения национальной идентичности (Гранта Джарви, 1993, Майк Кронин и Дэвид Мэйол, 2005, Юнган Чо, 2009, Алан Байрнер, 2001). Олимпийские игры напрямую связаны с созданием и формированием национальной идентичности через спорт. На Олимпийских играх спортсмены представляют национальные государства, в честь победителей играют национальные гимны, болельщики активно используют атрибутику с национальной символикой. Это может быть связано с историческими, культурными или экономическими факторами. Например, футбол в Бразилии или хоккей в Канаде являются важными компонентами национальной идентичности. В таких случаях спорт становится символом и гордостью нации, а его успешные достижения могут укреплять национальную единственность и привлекательность для международного сообщества. Однако, необходимо отметить, что спорт также может стать объектом политической манипуляции и использования для достижения политических целей, что также влияет на формирование национальной идентичности через спорт.

Спорт на современном этапе способен оказывать большое воздействие на формирование идентичностей на субнациональном уровне и формировать альтернативные взгляды на идею строительства нации. В истории известно немало примеров, когда достижения отдельных спортсменов способствовали признанию их этнических групп со стороны окружающих народов [1, С.28]. Так было в США и Канаде по отношению к индейцам, афроамериканцам, китайцам и другим этническим группам, В Турции, Иордании и Сирии – по отношению к выходцам из Северного Кавказа – адыгам, чеченам и черкесам. Так, например, знаменитые и великие люди являются вдохновением для молодых спортсменов, которые стремятся повторить их успехи и стать такими же известными и уважаемыми. Майкл Джордан, безусловно, один из самых великих игроков в истории баскетбола. Его невероятные навыки, жаркие бои во время игр и преодоление трудностей сделали его иконой для многих афроамериканцев. Множество молодых баскетболистов в США мечтают о том, чтобы однажды стать такими же легендами, как Майкл Джордан, и получить признание на мировой арене. Яо Минг, в свою очередь, является китайским баскетболистом, который прославился своими высокими ростом и талантом. Он стал первым азиатским игроком, забившим более 10 000 очков в Национальной баскетбольной ассоциации. Его успех стал источником гордости для китайцев и вдохновением для молодых китайских баскетболистов, которые мечтают о том, чтобы преуспеть в этом спорте и продолжить его наследие. Таким образом, известные футболисты и баскетболисты становятся символами успеха и достижения для подростков из различных семей и культур. Они демонстрируют, что независимо от происхождения и условий, можно преодолеть трудности и достичь своих целей в спорте и в жизни.

Участие представителей различных этнических групп в составе спортивных команд укрепляет межэтническую солидарность и толерантность в обществе. Так, в современной России в условиях формирования гражданского общества, победы сборных команд страны с участием представителей различных этнических групп куда более значимы, чем любые политические лозунги и декларации о патриотизме и многонациональности Российского государства [1, С.30]. В советские годы спорт был одной из важнейших сфер деятельности, которая приносила славу не только СССР, но и отдельным народам, представителями которых были выдающиеся спортсмены. Белорус Сергей Бубка стал настоящей легендой в мире легкой атлетики. Он является рекордсменом по прыжкам с шестом и 35 раз установил мировой рекорд. Татарин Ринат Дасаев стал знаменитым футболистом и вратарем сборной СССР. Его нереальные спасительные действия на поле и безупречные выступления принесли ему заслуженную славу. Сослан Андиев, осетин, был известен вольным стилем борьбы. Он стал многократным чемпионом СССР и победителем международных турниров. Казах Серик Конокбаев также достиг больших успехов в борьбе и стал двукратным олимпийским чемпионом. Узбек Рафат Рескиев прославился в боксе, став чемпионом Европы по профессиональным версиям и входя в мировую элиту боксеров своего времени. Другие знаменитые спортсмены, такие как Марат Сафин, Мурад Умаханов, Тамерлан Тменов, Аяс Монгуш, Виктор Ан, Татьяна Волосожар и многие другие, сделали всесторонний вклад в развитие российского спорта и прославились в своих отдельных дисциплинах. Спорт в те годы был не только средством поднятия престижа народов, но и символом единства и мощи СССР. Выдающиеся спортсмены из разных регионов страны доказывали свою превосходность и дарили радость и гордость своим соотечественникам.

Ныне отдельные виды спорта выступают в качестве символов культурной идентичности народов. Так, например, французский бокс сават стал символом национальной самобытности французов, глима – у исландцев, чидаоба – у грузин, курэш – у башкир и татар. Во многих регионах Российской Федерации, где на различных народных праздниках, например, «сабантуй» у татар и башкир, «тайлаган» у бурят, «ысыах» у народа саха и т.д.) проводятся традиционные состязания и игры, включая старинные национальные виды спорта. На рисунке приведено количество олимпийцев разных национальностей, которые завоевали золотые медали по вольной борьбе.

missing image file

Количество олимпийских чемпионов разных национальностей по вольной борьбе

Для народа саха символом национальной самобытности является «мас тардысыы» – мас-рестлинг, который входит во всероссийский реестр видов спорта и уже вышел на мировой уровень. Для народов проведение общенациональных игр является знаковым событием и служит сохранению их культурной самобытности и единства. Ярким тому свидетельством служат ежегодные кельтские фестивали в Ирландии и Шотландии, Всемирные еврейские олимпийские игры «Маккабиады», Всемирные армянские олимпийские игры, Всемирные литовские игры. С недавних времен такие игры проводятся и в Татарстане с участием татар из различных российских республик и областей. Для народа саха «Игры Манчаары» (состязания по национальным видам спорта) являются такими же олимпийскими играми народа саха [1, С. 29].

Как известно, заслуги отдельных выдающихся спортсменов и спортивных команд становятся не только знаменательными событиями в жизни их стран и регионов, но и делают их, в определенной степени, знаковыми фигурами в судьбе народов и этнических групп. Такие спортсмены при жизни становятся символами национальной гордости своих народов, кумирами целых поколений зрителей и болельщиков. Сегодня такими знаковыми фигурами для нашего народа являются наряду с нашими олимпийцами, многократные чемпионы и рекордсмены Игр Манчаары и Спартакиады народов РС(Я): Татьяна Жиркова, Ньургун Чукров, Виталий Васильев, Юрий Гаврильев, Сергей Кривошапкин, Анатолий Баишев, Николай Колодко и многие другие.

Олимпийские чемпионы и призеры – национальная гордость, они демонстрируют, что любые преграды могут быть преодолены, если упорно работать и верить в свои силы. Они вдохновляют своими достижениями и показывают, что нет ничего невозможного, если есть сильное желание и целеустремленность. Эти спортсмены стали национальной гордостью не только для народа саха, но и для всей России. Они доказывают, что в нашей стране есть талантливые и успешные люди, способные соревноваться на международном уровне. Они показывают, что Россия способна достичь высоких результатов в спорте, несмотря на любые трудности. Эти спортсмены также являются примером для молодежи. Они показывают, что спорт – это не только здоровый образ жизни, но и средство самореализации и достижения успеха. Они побуждают детей и молодежь к занятию спортом, развивают в них уверенность в себе и стремление к достижению поставленных целей. Роман Дмитриев, Павел Пинигин, Александр Иванов, Георгий Балакшин, Виктор Лебедев, Василий Егоров, Сергей Николаев, Анастасия Диодорова, Владимир Балынец, Евдокия Каторгина, Прокопий Николаев, Юрий Копытов – эти спортсмены заслуживают уважения и признания за свои достижения. Они не только достойно представляют Россию на международных соревнованиях, но и служат примером мужества и упорства для всех нас.

Республика Саха (Якутия) является одним из ведущих регионов России по степени развития национальных видов спорта. Возрождение и развитие национальных видов спорта и народных игр – приоритеты государственной политики Республики Саха (Якутия) в области физической культуры и спорта, являются важнейшей составляющей частью культуры, истории и философии якутского народа. 17 июня 2015 года 1483-З № 523-V Закон Республики Саха (Якутия) «О национальных видах спорта Республики Саха (Якутия)», который осуществляет комплексный подход в правовом регулировании развития национальных видов спорта, создает условия для реализации потенциала национальных видов спорта как уникального культурного и социального достояния.

Таким образом, развитие национальных видов спорта и игр народов Якутии в Республике Саха (Якутия) это важный признак уважения к играм наших предков и последовательная работа по сохранению, возрождению и популяризации национальных культурно-спортивных традиций нашего народа. В начале 90-х годов прошлого века, на этапе становления современных институтов развития государственности республики, в составе обновленной Российской Федерации национальные виды спорта стали одним из мощных факторов единения народов, проживающих в Якутии, роста общественной активности и инициативы. Привлечение широких масс к занятиям физической культурой и спортом, а также успехи на всероссийских и международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы народа [3, С. 12].

В заключение, следует отметить, что спорт, как и культура в целом, является одним из наиболее цивилизованных способов взаимоотношений людей в обществе. Огромное влияние спорта в мире, его значительный миротворческий ресурс дают возможность надеяться, что спорт, как часть общечеловеческой культуры, в 21 столетии будет способствовать расширению диалога между людьми доброй воли, не взирая, на расу, культуру, а формула «единство в многообразии» станет естественной аксиомой для политиков и всего человечества. Все мы должны стремиться к тому, чтобы сохранились олимпийские ценности и идеалы в спорте.