Scientific journal
Название журнала на английском

1 no name 1
1 work

Дошкольный возраст – это период, когда активно развивается познавательная активность. Любопытство, постоянное желание узнать что-то новое, жажда новых впечатлений, активное стремление наблюдать, экспериментировать, искать новые сведения о мире являются характерными особенностями детей дошкольного возраста

Посредством удовлетворения своей любознательности в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности у ребенка складываются отдельные представления, позволяющие создать единую картину мира.

В федеральном государственном и образовательном стандарте дошкольного образования указывается необходимость создания условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей, инициативы на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие у него таких качеств как любознательность, умение задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать любознательность детей, их познавательную и творческую активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании, самовыражении, творческой конструктивной деятельности.

Одной из задач дошкольного образования является создание условий для развития познавательной активности детей, развития их познавательных интересов. Поэтому педагог должен тщательно продумывать подбор и использование наиболее приемлемых для этого форм и методов обучения. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, журналы, кино, интернет невозможно.

На сегодняшний день активно развиваются образовательные технологии, помимо традиционных систем обучения популярность набирают инновационные виды деятельности и методики развития и обучения детей, в том числе и мультипликация.

В нашем информационно-компьютерном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка с компьютерной техникой, трудом и искусством. Содержание программы не ограничивается какой-либо одной областью знаний, а это переплетение истоков общих знаний о мире, законах бытия, о своем внутреннем мире с умением творчески представить свое видение, понимание, чувствование, осмысление. Обучающиеся получат представление о самобытности и оригинальности применения инновационных технологий как вида искусства. Данная программа предназначена для вовлечения детей в творческую работу с применением одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий. Так как такой вид деятельности наиболее понятен и интересен для ребят любого возраста.

Мультипликация уже давно рассматривается как средство воспитания. Исследованиями влияния анимационных фильмов на развитие ребенка занимались О.В. Казачек, и М.И. Медведева и др.

Авторы Ю.Е. Красный и Л.И. Курдюкова утверждают, что применение технологии мультипликации развивает детей «…является наиболее естественной для детского и подросткового возраста: мультипликация стимулируют их творческую активность и раскрепощают мышление…», «…занимаясь мультипликацией, ребенок приобретает универсальный опыт в неограниченном числе видов деятельности» [57].

В настоящее время одним из факторов, который оказывает влияние на становление личности дошкольника, его познавательную активность является такой жанр кинематографии как мультипликация. Телевидение и мультипликация дают нам информацию, которая становится источником дальнейшего, самостоятельного размышления.

Одним из важных мотивов познания окружающего мира является интерес. В психологии интерес рассматривается как активная познавательная направленность ребенка на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним, а стимулятором деятельности выступает личная заинтересованность ребенка. Она состоит из реальных предметных, познавательных, творческих действий в принятии решений по преодолению препятствий.

Интерес характеризуется познавательной активностью. Дошкольник добывает интересующую его информацию, посвящает время объекту познавательного интереса. Направляя интерес детей, их личную заинтересованность к этому объекту, педагог тем самым повышает познавательную активность ребенка. В данном случае предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма.

Мультипликация, или анимация – это вид современного искусства, который обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного воздействия на детей старшего дошкольного возраста, а также широкими образовательно-воспитательными возможностями.

Слово «мультипликация» в переводе с латинского означает «умножение». Человеческий глаз удерживает любое изображение в течение одной двадцатой доли секунды. В кинопроекторе за одну секунду пробегает 24 кадра и все они сливаются в одно непрерывное изображение. Это экранное произведение, информация которого представлена на пленочном носителе со сменой кадров посредством проекции на экран.

Как показывает практика, педагоги дошкольных образовательных организаций используют средства мультипликации и в образовательном процессе, и в процессе культурных практик, но вопрос о том, как научить детей создавать свой анимационный фильм, на сегодняшний день до сих пор является мало изученным.

Мультипликация играет большую роль в жизни современных детей. Дошкольники воспринимают и усваивают информацию преимущественно через визуальные образы, поэтому видеоматериалы, в частности мультфильмы, являются доступным для них способом получения информации. Самая простая форма работы с мультфильмами – просмотр. Более сложная форма – создание мультфильма.

Мультипликационная деятельность вызывает интерес как у детей, так и у взрослых. Этому свидетельствует большая популярность мультипликационных фильмов многие годы, а проведение многочисленных конкурсов и фестивалей по детскому анимационному творчеству способствует расширению развивающихся технологий по созданию мультфильмов.

Мультипликация является самым востребованным видом творчества среди детей старшего дошкольного возраста. По своим педагогическим возможностям мультипликация близка к сказке и игре, что позволяет ей естественно воздействовать на личность ребенка и дает возможность разностороннего развития ребенка в визуально насыщенном мире. Искусство создания мультипликации является художественно-организованной действительностью, в которой представлена некая реальность, которая активно воздействует на эмоции, чувства и фантазию младших школьников. Мультипликационный продукт становится универсальным средством разностороннего развития детей.

Овладение способами создания мультипликационных фильмов приводит к разностороннему развитию ребенка, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к творческому процессу создания мультипликационных фильмов.

Деятельность по созданию мультфильмов вызывает у дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников.

Приобщаясь к мультипликации, дети приобретают ни с чем несравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, знакомятся с различными видами творческой деятельности. Создание анимационного фильма позволяет сделать так, чтобы дети общались, вместе играли, умели договариваться, помогали друг другу, сочувствовали.

Среди основных направлений использования анимации в образовательной сфере можно выделить самостоятельное создание анимационных фильмов детьми старшего дошкольного возраста.

Мультипликационная деятельность имеет большой выбор выразительных средств, направленных на развитие ребенка. На каждом этапе создания мультфильма от написания сценария до озвучивания осуществляется целенаправленная работа по созданию условий для формирования личностных качеств. Создавая мультфильм, дети оказываются в центре творчества, в котором активно функционируют различные предметы, взаимоотношения, решаются развивающие и воспитательные задачи.

Поиск необходимой информации, работа над раскадровками и сценарием ведут к более глубокому осмыслению материала, являются важным моментом активизации познавательной деятельности.

Дети получают представления о том, что для создания мультфильмов есть свои особые выразительные средства, отличные от средств других видов искусства – это кадр, план, ракурс, монтаж, звук, цвет, движение и т.д.

В процессе формирующего этапа экспериментального исследования нами была разработана технология организации мультипликационной деятельности, реализация которой включала в себя пять этапов: подготовительный, художественно-изобразительный, технологический, музыкально-артистический, рефлексивный. На каждом из перечисленных этапов была поставлена конкретная цель.

На подготовительном этапе детьми совместно с воспитателем разрабатывался сценарий мультфильма, распределялись роли мультипликаторов. На втором этапе в процессе совместной деятельности изготавливались необходимые декорации и подготавливались персонажи мультфильма. На технологическом этапе осуществлялась покадровая съемка мультфильма, проводился монтаж отснятого материала. На четвертом этапе мы производили озвучивание мультфильма и подбирали музыкальное сопровождение к нему. Последний этап включал в себя показ, премьеру мультфильма.

В процессе создания мультипликационной анимации нами использовались различные задания для детей, которые были направлены на речевое, познавательное и творческое развитие детей: словесное составление сюжетной линии и портрета героев, фантазирование по поводу взаимоотношений в рамках съемки, анализ выразительности образа персонажей (речь, движения, жесты, интонация), а также создание самого образа.

Такой объем работы по созданию анимационного фильма предполагал использование интегрированного подхода, который позволял сочетать компьютерные технологии с созданием пластилиновых и рисованных объектов, написание сценария с озвучиванием и фотосъемкой.

Организация и результаты проведенной экспериментальной работы позволили нам утверждать, что создание детьми старшего дошкольного возраста анимационного фильма предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности: познавательно-исследовательской деятельности, экспериментирования, коммуникативной, игровой, продуктивной, изобразительной, конструктивной и может рассматриваться как одно из средств формирования познавательной активности.