Фармацевтической рынок традиционно является объектом особого внимания в силу значения, которое он имеет как для поддержания здоровья населения, так и для экономики в целом. Фармацевтический рынок отличается от прочих рынков тем, что на нём обращаются товары, имеющие важное социальное значение. От того, насколько эффективно развивается данный рынок выигрывают не только конкретные продавцы или покупатели, но и всё общество. В силу такой специфики для него является естественным тщательный надзор со стороны государства, регулирование как производства лекарственных препаратов, так и их ценообразования.
Исследованию текущего состояния, проблем развития, механизма государственного регулирования российского фармацевтического рынка посвящены работы многих отечественных авторов, среди них Абрамова М.Б., Андреева Е.Л., Быкова Е.А., Войтенко Б.А., Мамедьяров З.А., Нежникова Е.В., Орлов А.С., Соколов Б.И., Шерстобитова Т.И. и другие.
В работе Абрамовой М.Б. [1] выявлена структурная неоднородность российского фармацевтического рынка, показана его зависимость от иностранных производителей, рассмотрены и проанализированы инструменты государственной поддержки предприятий. Мамедьяров З.А. [5] исследовал характеристики и тенденции развития рынка в 2008-2017 гг., сформулировал рекомендации по дальнейшему росту отрасли. Орлов А.С. [8] рассмотрел проблему ценообразования на лекарственные препараты, проанализировал динамику и уровень цен в отрасли. Автор пришёл к выводу, что внедрение референтного ценообразования является возможным способом снижения цен на лекарственные препараты. Шерстобитова Т.И., Сморчкова Е.Д. [12] выделили факторы, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на развитие отечественной фармацевтической промышленности. Войтенко Б.А., Нежникова Е.В., Максимчук М.В. [3; 7] рассмотрели возможности и перспективы развития российского фармацевтического рынка в целом. Структура, основные особенности отечественного фармацевтического рынка были исследованы в работах Быковой Е.А., Соколова Б.И. и других авторов [2; 10; 11; 9]. Андреева Е.Л. и её соавторы [4] провели корреляционный анализ тенденций и особенностей развития фармацевтической отрасли России и США.
Многие авторы приходят к выводу, что фармацевтическая отрасль является, с одной стороны, одной из наиболее наукоёмких, а с другой стороны социально востребованных.
Целью настоящей статьи является исследование текущего состояния, особенностей развития как отдельных сегментов фармацевтического рынка России, так и отрасли в целом. Отдельное внимание в работе уделяется перспективам развития рынка с учётом комплекса внешних и внутренних факторов.
Материалы и методы. Настоящая статья основана на изучении статистических и аналитических показателей развития российского фармацевтического рынка. Автором исследована динамика таких показателей как объём фармацевтического рынка, структура рынка в различных разрезах, динамика индекса цен на розничном рынке. Источником данных выступили обзоры компаний DMS Group, Deloitte, данные Росстата.
При подготовке статьи были использованы следующие методы научного исследования: анализ, синтез, обобщений, сравнительный анализ, анализ рядов динамики.
Результаты и их обсуждение
Объём рынка
В целом в 2015-2021 гг. российский фармацевтический рынок характеризуется положительной динамикой. Объём рынка, который включает в себя коммерческий сектор лекарственных препаратов, коммерческий сектор парафармацевтики, сектор государственных закупок, по итогам 2020 года составил 6018 млрд против 5091 млрд рублей в 2015 году. Средние годовые темпы роста составили 8,3%. При этом за 1 полугодие 2021 года ёмкость рынка лекарственных препаратов выросла на 9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 1).
Источником роста стал, прежде всего, государственный сегмент. В результате реализации масштабных программ по закупке лекарственных препаратов в рамках реализации национальных проектов доля государственного сектора, включающего в себя госпитальные закупки, льготное лекарственное обеспечение, региональную льготу, выросла с 31,1% в 2015 года до 42,1% (на рынке лекарственных препаратов без учёта коммерческого сектора парафармацевтики) по итогам 1 полугодия 2021 года.
Однако потребление в упаковках в последние с 2018 года демонстрирует отрицательную динамику. В 2020 объём продаж лекарств в натуральном выражении снизился на 4% и составил 6,0 млрд упаковок. По итогам 1 полугодия 2021 года наблюдается ещё более сильное снижение на 13,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Таким образом, положительная динамика рынка в 2019-2020 года, связана, прежде всего, с ростом цен на фармацевтическом рынке, которая перекрывает эффект снижения натуральных объёмов потребления. Так, если в 2015 году доля препаратов с ценой более 500 рублей составляла 30,8%, то по итогам 1 полугодия 2021 года доля дорогостоящих препаратов выросла до 47,7%.
Структура рынка
Несмотря на то, что фармацевтическом рынке обращаются товары, относящиеся категории социально значимых, динамика роста на лекарственные товары, как правило, всегда, за исключением отдельных периодов, опережает рост цен на всю корзину товаров и услуг, входящих в расчёт индекса потребительских цен.
Рис. 1. Динамика ёмкости фармацевтического рынка в 2015-2021 гг. Источник: составлено автором по данным DMS Group.
Рис. 2. Динамика базисного индекса потребительских цен всех товаров и услуг и медикаментов (в процентах к декабрю 2014 г.). Источник: рассчитано автором по данным Росстата.
Таблица 1
Соотношение импортных и отечественных медикаментов коммерческого сегмента фармацевтического рынка РФ
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
В рублях: |
||||||
Локализованные препараты |
141 484 |
249 646 |
258 518 |
271 143 |
291 343 |
498 427 |
Импортные препараты |
420 332 |
633 901 |
689 864 |
720 447 |
729 850 |
629 290 |
Всего |
561 816 |
883 547 |
948 382 |
991 590 |
1 021 193 |
1 127 717 |
В упаковках: |
||||||
Локализованные препараты |
2 266 |
2 863 |
2 880 |
2 996 |
2 962 |
3 287 |
Импортные препараты |
1 720 |
2 032 |
2 182 |
2 225 |
2 163 |
1 715 |
Всего |
3 986 |
4 895 |
5 062 |
5 221 |
5 125 |
5 002 |
Источник: составлено автором по данным DMS Group .
За период с декабря 2014 по ноябрь 2021 года цена на медикаменты выросли в 1,55 раз, тогда как цены на все товары и услуги в 1,47 раза. В основном это связано с подавляющим преобладанием импортных медикаментов в товарной структуре рынка. Доля локализованных препаратов, представленных в коммерческом сегменте фармацевтического рынка России, составила по итогам 2020 года лишь 44,2% в стоимостном выражении. При этом отмечается некоторая тенденция к росту доли произведённых на территории России препаратов, за период с 2015 года она выросла на 19 п.п. Можно сделать вывод, что импортозамещение представляет собой уже устоявшуюся тенденцию на рынке (рис. 2).
Если перейти к анализу структуры медицинских препаратов в натуральном объёме, то здесь доля отечественных товаров является доминирующей – 65,7%. Однако за 6 лет рост не столь выраженный – на 8,9 п.п.
Можно прийти к выводу, что иностранные производители в основном реализуют дорогие оригинальные препараты, а российские медикаменты выпускаются в большом объёме в виде небрендированных воспроизведённых препаратов.
В структуре российского рынка с точки зрения соотношения доли оригинальных и воспроизведённых препаратов не происходить качественных изменений. На российском рынке традиционно преобладают воспроизведённые лекарственные препараты (generic drugs). В динамике изменения их доли нет выраженного тренда. За период 2015-2020 гг. доля воспроизведённых препаратов несколько выросла в рублях (с 59% в 2015 году до 60,8% в 2020 году), но при это слегка снизилась в упаковках с 85% до 82,3%.
Такое доминирование воспроизведённых лекарственных препаратов на российском рынке связано с желанием потребителей экономить. Так по данным, ежегодного обзора DMS Group [21] в России в 2020 году средняя стоимость оригинального препарата составила 499 рублей, тогда как воспроизведённого препарата – 167 рублей. В условиях снижения реальных доходов населения такое соотношение цен становится ключевым фактором в пользу выбора воспроизведённых препаратов.
Другой тенденцией изменений в структуре российского фармацевтического рынка является увеличение доли потребления рецептурных препаратов как в рублях, так и в упаковках. Так, за период с 2015 года по 2020 год доля продаж рецептурных лекарств выросла с 48,7% до 50,0% в денежном выражении, с 30,3% до 35,7% в натуральном выражении.
Снижение доходов населения вызывает стремление покупать лишь необходимые лекарства, выписанные врачом и отказываться от бессистемной запуски безрецептурных препаратов. Увеличение доли рецептурных препаратов происходит несмотря на усложнение процедуры их получения. В 2019 году были введения новые формы рецептурных бланков, изменены правила их оформления, учёта и хранения.
Проблемы и перспективы, нормативное регулирование
В июле 2018 года Министерство промышленности и торговли РФ опубликовало «Стратегию развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 г.» (далее – «Стратегия» или «Стратегия-2030») на веб-портале Государственной автоматизированной информационной системы «Управление». Представленный проект предусматривал, что к 2030 году экспорт отечественных препаратов должен вырасти примерно в пять раз по сравнению с показателем 2018 года, до $3,8 млрд. В настоящее время Минпромторг России дорабатывает стратегию развития фармацевтической промышленности «Фарма-2030» в соответствии с предложениями участников рынка.
Однако сейчас основным направлением экспорта лекарственных препаратов являются страны СНГ. Имеет смысл сосредоточиться именно на этом направлении работы и закрепить на нём национальные позиции российской фармацевтической промышленности. Ситуацию облегчает то, что в рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) было заключено соглашение о единых правилах обращения лекарственных средств. По сути с 2016 года сформирован единый рынок-стран участниц ЕАЭС со своей собственной системой права, регулирующей отдельные этапы обращения препаратов. С 2019 года в ряде стран ЕАЭС, в частности в России, Казахстане, Беларуси уполномоченные органы начали работу по приёму заявлений на регистрацию лекарственных средств в соответствии с нормативными процедурами Союза.
С 2021 года сертификаты, выдаваемые при регистрации лекарств в стране ЕАЭС будут автоматически взаимно признаваться во всех остальных государствах-участниках Союза. Данное решение Совета Евразийской экономической комиссии позволит исключить повторные проверки производителей лекарственных препаратов со стороны уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС. Это повысит доступность российских лекарств для потребителей из стран-участниц ЕАЭС, а также сократит издержки отечественных производителей, связанных с прохождением дополнительной сертификации.
Одной из основных нормативных новаций стало введение в 2020 году системы маркировки лекарственных средств, которая, прежде всего, направлена на то, чтобы очистить рынок от поддельных лекарств. Сроки её введения неоднократно корректировались. Из-за неготовности участников оборота медикаментов плановый срок введения маркировки лекарств был перенесён с 1 января 2020 года на 1 июля 2020 года. В условиях развития пандемии коронавируса государство было вынуждено применить более гибкий подход к внедрению обязательной маркировки: лекарственные препараты должны производиться исключительно с маркировкой с 1 октября 2020 года. Однако из-за проблем ограниченной работоспособности информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения многие востребованные препараты стали находиться в устойчивой дефектуре. Растущая потребность в лекарствах в условиях пандемии на фоне приостановке цепочек поставок вынудила применить уведомительный характер режима маркировки. Аптеки получили право выводить лекарства из оборота через кассы и регистраторы выбытия сразу после уведомления системы о поступивших к ним медикаментах, не дожидаясь подтверждения системы, что сведения о приёмке успешно зарегистрированы.
Однако необходимо заметить, что введение режима маркировки товара позволяет не только убрать с рынка поддельные лекарства и увеличить выручку легальных производителей. Она также была необходима для подготовки введения режима дистанционной торговли.
Введение режима дистанционной торговли лекарственными средствам с использование сети Интернет, на наш взгляд представляется важным событием для перспектив развития российского фармацевтического рынка. В апреле 2020 года был подписан Федеральный закон № 105-ФЗ «О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»», который разрешает аптекам продавать через Интернет безрецептурные лекарственные средства. Кроме того, закон допускает возможность продажи рецептурных лекарств по решению Правительства РФ в условиях чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Одним из недостатков данного закона является то, что транспортировкой лекарственных средств, приобретенных в сети Интернет занимаются курьерские службы. Это означает, что к доставке товара, допущены лица, не имеющие фармацевтического или медицинского образования. Появилась возможность приобрести товар безрецептурный препарат, минуя провизора или фармацевта. Отсутствие профессиональной консультации, которая возможна при непосредственном общении, потенциально усугубит проблемы, связанные с самолечением, а также повысит общий фон эпидемиологических рисков. Другая проблема связан с тем, что развитие дистанционной торговли приведёт к изменению цепей поставок. Есть риск того, что большая часть субъектов малого и среднего предпринимательства будут вынуждены закрыться, не выдержав конкуренции в Интернет-сегменте продаж с крупными компаниями, которые внедрили современные решения в логистике и онлайн-продажах. Особенно это затронет одиночные аптеки и сети небольших населённых пунктах.
В настоящее время канал дистанционных продаж активно развивается. По данным DMS Group [21], онлайн-торговля лекарственных препаратов и парафармацевтики по итогам 2020 года составила порядка 93,2 млрд рублей или 4,6% от объёма рынка. При этом несмотря на сохраняющийся запрет на продажу рецептурных препаратов этот сегмент рынка характеризуется последовательным ростом: по данным аналитической компании RNC Pharma [23; 24], если в I квартале 2021 года доля дистанционных продаж составляла 13,1%, то по итогам января-июня 2021 года она выросла до 14%.
Заключение. Фармацевтический рынок России в целом характеризуется положительной динамикой. Однако в последние 2 года роста продаж в основном происходит за увеличения уровня цен, а не количества проданных упаковок, что связано с сложной экономической ситуацией и неустойчивой динамикой реальных доходов населения. Сохраняется проблема доминирующей доли импортных товаров в структуре потребления, не смотря на поставленные цели по импортозамещению. В этой связи не совсем логично выглядят цели, сформулированные Стратегии-2030 по увеличению экспорта в 5 раз. Необходимо увеличивать продажи отечественных товаров на более доступном внутреннем рынке, прежде, чем выходить на внешние.
Ключевым событием, которое определит развитие российское рынка на ближайшие годы станет широкое внедрение режима дистанционной торговли лекарственными средствами, последствия которого скажутся как на потребителях, так и на продавцах.
Потребители смогут получить товар без профессиональной консультации провизора и фармацевта, что потенциально усугубит проблемы, связанные с самолечением, а также повысит общий фон эпидемиологических рисков. Количество продавцов сократится, прежде всего, за счёт субъектов малого и среднего предпринимательства, которые будут вынуждены закрыться, не выдержав конкуренции в Интернет-сегменте продаж с крупными компаниями, уже внедрившими современные решения в логистике и онлайн-продажах.
Для преодоления этих потенциально возможных негативных последствий требуется внесение соответствующих изменений в нормативно-правовую базу. В частности, необходимо внедрить поправку о том, что доставлять заказы смогут только специалисты с фармацевтическим или медицинским образованием, а также необходимо разработать механизм поддержки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, создав условий для равноправной конкуренции с крупными компаниями.