Среди основных проблем, связанных с воздействием транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду, можно выделить загрязнение воздуха при производстве и применении асфальтобетонных смесей (АБС). Увеличение протяженности и темпов строительства автомобильных дорог приводит к постоянному росту объемов производства АБС, что в свою очередь сказывается на увеличении выбросов при их изготовлении на асфальтобетонных заводах. Асфальтобетонный завод (АБЗ) – это смонтированный комплекс технологического, энергетического и вспомогательного оборудования, предназначенного для выполнения операций по приготовлению асфальтобетонных смесей [1, 2].
Согласно [3], при работе АБЗ в атмосферу выбрасываются следующие вредные вещества: неорганическая пыль с разным содержанием диоксида кремния, оксиды углерода и азота, сернистый ангидрид (диоксид серы), углеводороды, в том числе полициклические, мазутная зола (при использовании в качестве топлива мазута), сажа от выбросов транспорта (самосвалов, а также фронтальных погрузчиков), работающего на дизельном топливе.
Основным технологическим оборудованием АБЗ является асфальтосмесительная установка (АСУ) – комплекс технологического оборудования для приготовления смесей. В настоящее время для производства горячих АБС используется мазут, при сжигании которого выделяется значительное количество вредных выбросов (таблица). Главной альтернативой применению мазута в качестве топлива является природный газ. В этом случае можно достичь снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 79,5% диоксида азота, 80,7% – оксида азота, 67,3% – оксида углерода, 95,8% – предельных углеводородов, 25,2% – пыли неорганической, 99,8% – диоксида серы. Однако даже использование природного газа не позволяет полностью избежать выбросов вредных веществ, поэтому в перспективе возможен поиск и применение других альтернативных источников энергии для АСУ.
Кроме выбросов вредных веществ при сжигании мазута, АСУ являются источником выделения пылей как при осуществлении производственного процесса, так и вследствие превышения давления над атмосферным в узлах и агрегатах, негерметичности соединительных узлов и агрегатов, изменения давления при загрузке материала в бункеры, пульсирующего режима работы топочных установок сушильных барабанов и пр.
В настоящее время для снижения выбросов АСУ применяются сухие методы очистки, сочетающие в себе циклон (батарею циклонов) и рукавные тканевые фильтры, что позволяет обеспечить достаточно высокую эффективность работы. Однако кроме очистки от взвешенных веществ необходимо обеспечить удаление загрязненных газов, что требует применения более сложных систем очистки.
Сравнение выбросов вредных веществ при использовании в качестве топлива мазута и природного газа [4, 5]
№ п/п |
Наименование веществ |
Выбросы вредных веществ, г/т смеси |
Снижение выбросов, % |
|
Мазут |
Природный газ |
|||
1 |
Диоксид азота |
35,2 |
7,2 |
79,5 |
2 |
Оксид азота |
5,7 |
1,1 |
80,7 |
3 |
Оксид углерода |
179 |
58,6 |
67,3 |
4 |
Углероды предельные (С12-С19) |
137,1 |
5,7 |
95,8 |
5 |
Пыль неорганическая |
72,6 |
54,3 |
25,2 |
6 |
Диоксид серы |
278,3 |
0,6 |
99,8 |
Следовательно, более строгие экологические требования к АБЗ должны выполняться за счет сокращения выбросов вредных веществ АСУ, что достигается путем:
− перехода с мазута, используемого в качестве топлива, на природный газ или другие альтернативные виды источников энергии,
− совершенствования систем пылеулавливания на АСУ, контроля за герметичностью;
− применения систем очистки от газообразных веществ, выделяющихся при работе АСУ.