Производство любого вида продукции требует разработки, создания и применения элементов технико-технологического и метрологического обеспечения. В производственной практике под термином «технико-технологическое обеспечение» (ТТО) понимают «систему функционирования техники и технологий, направленных на решение комплексных технико-технологических задач». Причем ТТО должно способствовать функционированию техники и технологии как единой технической системы (ТС). Уровень ТТО производства во многом определяет качество готовой продукции.
Цель исследования – обоснование значимости и выбор основных элементов ТТО на этапах жизненного цикла (ЖЦ) органической пищевой продукции. Для достижения поставленной цели в работе решались основные задачи применительно к процессу производства органической пищевой продукции:
- систематизация основных элементов ТТО;
- выявление среди них оказывающих наибольшее влияние.
Необходимость учета ТТО, как неотъемлемой части ТС при производстве пищевой продукции, не только регламентирована (например, ГОСТ Р 57194.1-2016 «Трансфер технологий. Общие положения»), но и обоснована во многих исследованиях, в частности, выполненных на кафедре метрологии, стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета [1, 2]. В этих работах ТТО предложено рассматривать как «значимый фактор формирования качества» [1]. Следует отметить, что ТС как структура, обеспечивающая технологический процесс, согласно ГОСТ Р 57194.1-2016 – это «сетевая иерархия верифицированных механизмов, обеспечивающих выполнение технологического процесса». Причем, в этом национальном стандарте (с. 3) подчеркнуто, что «на разных стадиях ЖЦ эти механизмы могут представлять собой документацию, программное обеспечение, технологическое оборудование и прочее». Подобные верифицированные механизмы мы предлагаем рассматривать как элементы ТТО производства органической пищевой продукции. К таким элементам применительно к этапам производства органической пищевой продукции относятся: сырьё и материалы требуемого качества; техническое оснащение производства и контроля (в том числе, контроля готовой продукции); применяемые технологии (в частности, методики измерений); персонал, обладающий необходимой квалификацией, информационные базы нормативно-законодательной документации.
С целью определения составляющих элементов ТТО, влияющих на качество органической пищевой продукции, нами проведена их систематизация, применительно к этапам жизненного цикла этой группы продуктов (таблица 1).
Таблица 1
Элементы технико-технологического обеспечения качества органической пищевой продукции применительно к основным этапам типового жизненного цикла
Этапы жизненного цикла органической пищевой продукции (в соответствии с ГОСТ Р 15.000-2016 [3]) |
Элементы технико-технологического обеспечения |
Маркетинг, изучение рынка (факторов спроса) и проектирование продукции |
Методы оценки потребительских свойств и предпочтений, а также степени востребованности данного вида продукции (онлайн-ресурсы, программное обеспечение, персональный компьютер) |
Подготовка производственных процессов и разработка продукции (проектирование производства) |
Материально-техническое снабжение (сырье и техническое оснащение производства) Техническое оснащение Технологические процессы производства |
Производство продукции: |
Материально-техническое снабжение, техническое оснащение, технологические процессы производства |
Контроль и проведение испытаний |
Методы отбора проб, инструментального анализ, методы и инструменты контроля качества |
Упаковка и хранение |
Упаковочный материал, оказывающий минимальное негативное воздействие на продукцию и окружающую среду, маркировка, содержащая сведения о продукции |
Использование (реализация и распределение) |
Розничная торговля (специализированные или универсальные магазины) |
Необходимо отметить, что основными элементами ТТО, присутствующими практически на всех этапах ЖЦ органической пищевой продукции должен быть квалифицированный персонал, выполняющий совокупность действий, направленных на нормативно-законодательное обеспечение всех этапов производства продукции и само производство. Иерархия законодательных и нормативных документов, регламентирующих различные этапы ЖЦ органической пищевой продукции изучена Гебель В.Л. в рамках выполнения выпускной квалификационной работы на тему «Разработка критериев оценки потребительских свойств органической пищевой продукции».
Следует подчеркнуть, что основные требования, регламентирующие практически все этапы жизненного цикла органической пищевой продукции, представлены в межгосударственном стандарте ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации» [4]. Особое место при разработке новой продукции или ее совершенствовании занимает оценка потребительских свойств и предпочтений, а также степени востребованности данного вида продукции (маркетинг, изучение рынка). Это обусловлено тем, что степень соответствия между свойствами продукции и удовлетворяемыми с её помощью потребностями определяет качество продукции. Чем выше уровень удовлетворенности потребителя, тем больше конкурентных преимуществ у производителя продукции. Нами проведен анализ формирования спроса на органическую пищевую продукцию. При этом мы учитывали не только доступные в Интернет-ресурсах сведения, но и провели собственные исследования.
По данным Центра социального проектирования «Платформа» [5], «в настоящее время более 60 % россиян уделяют вопросам здорового питания большое внимание и хотят питаться натуральной продукцией без химии. В органических пищевых продуктах потребитель получает удовлетворение в целом комплексе своих основных предпочтений – отсутствие ГМО, химических добавок, пестицидов, экологичную упаковку, сохранение окружающей среды». Однако существует множество факторов, сдерживающих формирование спроса: псевдомаркировка, которая вводит потребителя в заблуждение: высокая стоимость органических пищевых продуктов; формирование спроса, характерное только для крупных мегаполисов; информационная неопределенность (подмена терминов «эко», «био», «органик», «фермерская», «экологическая»).
Для оценки востребованности органической пищевой продукции нами был проведен опрос с использованием интернет-платформы «Google Формы». В исследовании приняло участие 220 человек, проживающих в регионах России и Казахстана (в возрасте от 14 до 75 лет). Как показали результаты опроса преобладающее большинство (почти 70%) респондентов согласны покупать органическую продукцию сельского хозяйства. При этом основным потребительским свойством респонденты считают безопасность (80%).
Основной причиной отказа от приобретения органической продукции респонденты назвали отсутствие доказательств, что продукция действительно соответствует всем требованиям «органический», а также отсутствие информации о данном виде продукции и отличий между органической и традиционной продукцией.
Для оценки степени влияния факторов, формирующих спрос на органическую пищевую продукцию, нами проведен SWOT-анализ (таблица 2).
Таблица 2
SWOT-анализ формирования спроса на органическую продукцию
Сильные стороны S Безопасность для здоровья человека и животных Сохранение окружающей среды Запрет на применение антибиотиков, пестицидов и агрохимикатов Запрет на применение ГМО Качество продукции, соответствующее национальным и международным стандартам |
Слабые стороны W Длительный переходный период (временные затраты на производство) Отсутствие научных доказательств полезности органической продукции Сравнительно высокие затраты на производство Информационная неопределенность из-за смешения терминов: «эко», «био», «органик», «фермерская», «экологическая» |
Возможности O Получение финансовой поддержки со стороны государства Повышение биологического разнообразия (вследствие отсутствия химических удобрений и улучшения плодородия почвы) Стремление к здоровому образу жизни Перспектива роста внутреннего рынка Земельный потенциал страны |
Угрозы T Информационная неопределенность Риск потери урожая и скота (вследствие запрета на применение химических удобрений и антибиотиков) Высокая стоимость продукции Недоверие потребителей (вследствие отсутствия научных доказательств полезности органической продукции) |
Применение SWOT-анализа позволило систематизировать имеющуюся информацию и выявить факторы, в наибольшей степени, влияющие на формирование спроса применительно к органической продукции. Кроме того, SWOT-анализ позволил определить факторы, которые необходимо улучшать (совершенствовать): в первую очередь те, которые представляют собой стратегическую перспективу. Особое внимание необходимо уделить разграничению понятий «эко», «био», «органик», «фермерская», «экологическая» в нормативно-законодательной документации, а также исследованиям, подтверждающим полезность и безопасность органической продукции, которые будут способствовать увеличению доверия покупателей.
Таким образом, определение потребительских свойств пищевой продукции и факторов, формирующих её спрос, позволяет производителю укрепить свои конкурентные преимущества на рынке через ориентацию своей производственно-коммерческой деятельности на наиболее полное удовлетворение потребностей потребителя, в условиях постоянно изменяющейся экономической среды. Помимо этого, следует подчеркнуть, что среди всех элементов ТТО качества на этапах жизненного цикла органической пищевой продукции особое место занимает нормативно-законодательная документация. Это подчеркивает важность и необходимость разработки нормативно-законодательной базы, регулирующей все этапы производства продукции.