Scientific journal
Название журнала на английском

no name 1
1 work

Как известно, для целей аккредитации в соответствии Приказом Миэкономразвития РФ № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов», лаборатория должна соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Данный стандарт разработан с целью укрепления доверия к деятельности лабораторий. В нем содержатся требования к лабораториям, выполнение которых позволит им продемонстрировать компетентность и способность получать достоверные результаты. Лаборатории, которые соответствуют требованиям этого стандарта, также будут в целом функционировать в соответствии с принципами ISO 9001 [3].

Требования к системе менеджмента лаборатории изложены в п.8 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Так, в соответствии с данным пунктом лаборатория должна установить, документировать, внедрить и поддерживать систему менеджмента, которая способна обеспечивать и демонстрировать постоянное выполнение требований стандарта и обеспечивать качество выполненных лабораторией работ [2]. Причем для выполнения данного требования стандартом предусмотрены два варианта (рисунок 1).

Как показывает рисунок 1, вариант А при построении системы менеджмента предусматривает выполнение требований только ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, причем в п. 8.2-8.9 перечислены минимальные требования (т.е., например отсутствуют требования по управлению знаниями организации), имеющие отношение к областям лабораторной деятельности, на которые распространяется система менеджмента [2].

Вариант В предусматривает выполнение требований одновременно двух документов ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 и ГОСТ Р ISO 9001-2015, причем для демонстрации компетентности лаборатории в отношении предоставления технически достоверных данных и результатов в обоих вариантах необходимо реализовать требования разделов 4-7 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.

missing image file

Рис. 1. Варианты построения системы менеджмента лаборатории

Выбор того или иного варианта построения системы менеджмента лаборатории зависит от сложившейся практики, однако для целей аккредитации демонстрация соответствия требованиям двух стандартов ГОСТ Р ISO 9001-2015 и ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 является более предпочтительным.

В 2015 г. вступила в действие новая версия стандарта, определяющего требования к системам менеджмента качества ГОСТ Р ISO 9001-2015, причем процессному подходу посвящен целый пункт 0.3, который, на наш взгляд демонстрирует главенствующую роль данного принципа при построении системы менеджмента качества организации.

Применение процессного подхода в системе менеджмента качества позволяет: понимать и постоянно выполнять требования; рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности; достигать результативного функционирования процессов; улучшать процессы на основе оценивания данных и информации [1].

Таким образом, построение процессной модели испытательной лаборатории является необходимым условием при разработке системы менеджмента лаборатории. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 определяет процесс как совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата [3].

missing image file

Рис. 2. Карта процесса «Обращение с объектами испытаний»

Идентификация процессов испытательной лаборатории (ИЛ) предусматривает:

- описание процесса, т.е. определение названия процесса, входов и выходов процесса, ресурсы процесса, управляющее воздействие, показатели эффективности (результативности) процесса [3]. Для этого можно использовать различные способы описания процессов: текстовый, табличный, графический. На рисунке 2 представлена карта процесса «Обращение с объектами испытаний» в виде диаграммы-черепахи, предусматривающей демонстрацию, кроме перечисленных выше требований, требований в отношении рисков и возможностей.

- разработка процессной модели испытательной лаборатории предусматривает построение сети процессов и их ранжирование на классификационные группы [1].

Типовая процессная модель любой организации включает в себя три группы процессов: процессы управления; основные процессы; вспомогательные (обеспечивающие) процессы. В таблице 1 представлены процессы управления испытательной лаборатории.

Таблица 1

Процессы управления испытательной лаборатории

Наименование процесса

Цель процесса

Владелец процесса

Анализ со стороны руководства

Анализ обеспечения постоянной пригодности, адекватность и результативность работы лаборатории

Директор (начальник ИЛ), менеджер по качеству

Управление документацией СМК

Использование пригодных и актуальных документов на рабочих местах

Менеджер по качеству

Управления записями

Ведение и сохранность записей

Персонал ИЛ

Управление рисками и возможностями

Предотвращение нежелательных воздействий, наращивать возможности

Начальник ИЛ, менеджер по качеству

Улучшения

Идентифицировать и выбрать возможности для улучшения

Начальник ИЛ

Корректирующие действия

Своевременно реагировать и оценивать несоответствия

Начальник ИЛ, менеджер по качеству

Внутренние аудиты

Оценить лабораторию на соответствие требованиям

Начальник ИЛ, менеджер по качеству

Таблица 2

Основные (рабочие) процессы испытательной лаборатории

Наименование процесса

Цель процесса

Владелец процесса

Рассмотрение запросов, тендеров и договоров

Требования заказчика задокументировать, согласовать, выполнить в установленные сроки

Начальник ИЛ

Управление данными и информацией

Защитить информацию и данные от несанкционированного доступа, потери и искажения.

Начальник ИЛ, менеджер по качеству

Управление несоответствующей работой

Гарантировать, что несоответствующие работы в лаборатории отсутствуют (управляются)

Менеджер по качеству

Обеспечение достоверности результатов

Гарантировать, что результаты испытаний объектов аналитического контроля являются достоверными

Начальник ИЛ

Отбор образцов

Обеспечить сохранность и правильность процесса отбора объектов аналитического контроля

Испытатель, пробоотбрщик

Обращение с объектами испытания (испытание)

Обеспечение пробы объектов контроля соответствие объекту испытания. Безопасная утилизация образцов

Испытатель, начальник ИЛ

Выбор и верификация методов

Разработать и оценить пригодность новых методик для расширения возможностей лабораторий при обслуживании заказчиков

Начальник ИЛ, менеджер по качеству

Валидация методов

Применяемая методика измерений, обеспечивает решение поставленной заказчиком

Начальник ИЛ, менеджер по качеству

Технические записи

Проведение испытаний в соответствии со всеми установленными требованиями

Персонал лаборатории (испытатель)

Оценивание неопределенности измерений

Оценивание каждого результата измерений, учет и контроль составляющих неопределенности измерений

Менеджер по качеству

Представление отчетов о результатах

Гарантирование достоверного результата испытаний, в форме протокола

Начальник ИЛ

Управление жалобами

Повышение удовлетворенности заказчика и улучшение СМК

Начальник ИЛ

Таблица 3

Вспомогательные процессы испытательной лаборатории

Наименование процесса

Цель процесса

Владелец процесса

Обеспечение лаборатории персоналом

Формирование и координация компетентностью работников

Специалист отдела кадров

Обеспечение инфраструктуры лаборатории

Создание и поддержание всех элементов инфраструктуры в рабочем состоянии

Директор (начальник ИЛ), начальник по хозяйственной части, специалист по закупкам, главный экономист

Среда функционирования процессов

Гарантировать работоспособность на всех этапах жизненного цикла

Менеджер по качеству

Ресурсы для мониторинга и измерений

Обеспечение лаборатории необходимыми ресурсами

Начальник ИЛ, менеджер по качеству, инженер по оборудованию

Знания организации

Анализ, систематизация и применение полученных знаний

Начальник ИЛ, менеджер по качеству

Для идентификации основных (рабочих) процессов испытательной лаборатории в приложении В (ГОСТ ISO/IEC 17025-2019) представлена схема взаимодействия рабочих процессов испытательной лаборатории.

Как видно из приложения В, схема взаимодействия основных процессов лаборатории полностью согласуется с п.7 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. В таблице 2 наглядно представлены основные процессы испытательной лаборатории, определены цели процессов, а также их владелец.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (п.5) ИЛ должна располагать средствами обеспечения. Нами выделены вспомогательные процессы лаборатории, включающие средства обеспечения, определены их цели и владельцы (таблица 3).

Таким образом, обзор требований, представленных в ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 и ГОСТ Р ИСО 9001-2015, позволил нам определить структуру процессов системы менеджмента испытательной лаборатории, цели каждого из процессов, владельца процесса. Разработка карты процесса в виде диаграммы-черепаха, позволит наглядно представлять и документировать процесс.

Работа выполнена под руководством доцента кафедры метрологии, стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета – канд. эконом. наук, доцента Косых Д.А.